Как научиться читать конституцию
Прекрасно, что мы имеем возможность читать не только «стоны профессиональных свободологов», как любит выражаться другой хороший редактор — Алексей Панкин, но совершенно внятное предложение «мастерового» местной прессы.
Давайте вспомним: Первую поправку к Конституции США («Конгресс не может принять закон… ущемляющий свободу… печати») приняли отцы-основатели: для того, чтобы создать четвертую систему — вне пределов власти — как дополнительное средство контроля над тремя официальными ветвями. То есть, на этом примере мы можем наблюдать, что свобода слова умеет приходить сверху.
Нелишне помнить и о том, что Основатели США, когда творили Конституцию своей страны и Первую поправку к ней, всё же, не были какой-либо ветвью власти и поэтому могли свободно рассуждать о том, как все эти ветви контролировать.
Осталось только разобраться, кто имеет право считаться Основателями в нашей стране, где все ветви власти столь густо переплетены. По одной из версий — «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…».
Узнаёте? Это наша Конституция так начинается. Как бы научиться еще её правильно читать…
Кто предложит концепцию медийного нацпроекта
А мы её, по сути, уже предложили, год назад. Наш проект назывался «Новая жизнь старых газет». И мы его уже… завершили. Ну, не улыбайтесь, пожалуйста, а лучше обратите внимание: я ведь говорю не о Национальном проекте, а о пилотном проекте в одном из регионов России – в Новосибирской области.
И сегодня мы готовы предложить рассматривать его результаты как вклад в ту самую концепцию. Название же «Новая жизнь старых газет» предлагаем пока сохранить как рабочее (хотя, разумеется, речь в ней должна идти не только о печатных медиа).
О том, как проходил и развивался наш проект «Новая жизнь старых газет», вы можете подробно узнать на сайте www.newlife.sibirp.ru. Там много чего есть. В том числе – опыт некоторых европейских стран (Швеции, Норвегии, Финляндии) в решении проблемы государственной поддержки средств массовой информации.
Сама процедура государственной поддержки предусмотрена там во имя обеспечения независимости прессы. Не для руководства ею (с самыми благими, как всегда у нас, целями), а именно для независимости – прежде всего от самого государства. Посмотрите внимательно: очень простые, понятные и вполне поддающиеся повторению технологии.
Читали ли вы украинский проект
И еще на один документ хочется обратить ваше внимание: это впервые публикуемый на русском языке (перевод – ИРП-Сибирь) Законопроект Украины «О разгосударствлении печатных средств массовой информации».
Этот законопроект долго и пристрастно обсуждался в украинском медиасообществе, и мнения по его поводу высказывались самые разные. Да, у специалистов есть много к нему претензий. Но мы решили опубликовать его по трем основным причинам.
Первая: в нем предпринята попытка дать правовое определение такому неуловимому у нас явлению как Официальная информация (обратите, пожалуйста, внимание, какая информация является «исключительно официальной»: исчерпывающий перечень – 7 пунктов).
Вторая: в нем рассматриваются варианты не только приватизации, но и обобществления прессы – то есть бесплатной передачи имущества газеты некоммерческим объединениям граждан данной территории на основании принципа «обеспечения удовлетворения общественного интереса в определенной информации».
И третья причина, побудившая нас к публикации этого законопроекта: преобразованию в соответствующие печатные бюллетени своих учредителей, согласно данному закону, подлежат только те газеты, относительно которых не поступило заявлений о разгосударствлении. Посмотрите, почитайте, есть над чем задуматься.
Но самым востребованным направлением в Национальном проекте, безусловно, должно стать финансовое планирование и бюджетирование медиапредприятий.
Мы и здесь готовы предложить будущим разработчикам Национального проекта апробированные идеи: познакомьтесь на сайте ИРП-Сибирь с Автоматизированной системой управления финансами в местной газете и инструкцией по ее использованию.
Редакторы новосибирских «районок», с чьей непосредственной помощью создавалась эта модель финансового планирования, уже пользовались ею (правда, с разной степенью успешности): по их мнению, используя эту модель, редактор может сформировать несколько стратегий развития газеты и оценить эффективность применения каждой из них.
Новая школа
И еще один непраздный вопрос поставила Оксана Константинова: о журналистской квалификации и подготовке кадров для масс-медиа: «Недавно дали ознакомиться с должностными инструкциями, где значится: зав. отделом в редакции должен иметь среднее образование и владеть навыками работы на компьютере, умением фотографировать и пользоваться диктофоном.
Вот такой набор-максимум. Никаких тебе образований, никаких специальных знаний. О каком престиже профессии может идти речь?».
Что ж, нам есть что предложить и в это направление будущего медийного Национального проекта. Именно разработке новых спецкурсов в области медиконвергенции и гражданской журналистики посвящен наш новый проект «Школа гражданских коммуникаций».
В рамках Национального проекта «Независимые СМИ и свобода слова», на наш взгляд, необходимо:
- разработать внятное законодательство о разгосударствлении прессы:
внедрить оптимальную систему государственной поддержки масс-медиа;
- наладить систему обучения и переобучения медиа-менеджменту, включая управление финансами;
- включить в государственный образовательный стандарт такие направления как медиаконвергенция и гражданские коммуникации.
Приглашаем всех, кого заинтересовала эта тема, к обсуждению на форуме Школы гражданских коммуникаций.
Виктор Юкечев, директор Института развития прессы-Сибирь.
"Журналистика и медиарынок",
№ 10, 2009.
|