Продавцы счастья
Печатные СМИ: Стратегия 2020 |
Мы организовали для руководителей газет края семинар «Печатные СМИ. Стратегия-2020». Попытались заглянуть на восемь лет вперед и понять, что мы делаем так, что не так. Есть ли у нас шансы к 2020-му году выжить, есть ли шансы нарастить тиражи и вообще состояться, стать успешными медиаменеджерами Бизнес, настроенный на человека, был, есть и будет всегда, и через 8, и через 100 лет «Навязанный» формат Страх в наших глазах Модель будущего Во-первых, о юридической форме организации редакции. Сошлись на том, что это однозначно должна быть частная собственность. Мы уходим от государственной модели, и наиболее оптимальным для печатного СМИ становится либо ООО, либо ИП с упрощенной системой налогообложения. Далее — финансы. Тут каждая редакция должна определиться, для кого она делает газету: для власти, для массового читателя, для определенной общественной группы? А может, реализует некие социальные проекты, у которых есть заказчик? Короче, откуда деньги? В итоге пришли к выводу, что наиболее нам интересен все-таки продукт для массового читателя, так как только такая газета позволяет держать тиражи, сохранять интерес рекламодателей и отказаться от прямого заказчика, а значит, и от опостылевшей зависимости. Дальше. Кадровая модель и организационная структура. Хотим мы этого или нет, я повторяю, что мы рассматривали ситуацию с точки зрения управленца, но сегодня все больше журналистов переходят в разряд «фрилансеров». Так руководителю проще: нанял, заплатил, не нужно обеспечивать никаких социальных льгот, платить отпускные и больничные, и при этом, как ни странно, можно делать интересные продукты. Можно вообще делать газету без трудового коллектива, договорившись о сотрудничестве с блогерами, активными участниками соцсетей и местными «сумасшедшими». По структуре — отдельная история. Мы прописывали разные варианты, общее одно: акцент для менеджера смещается в сторону сильного и агрессивного рекламного отдела. Коммуникации. Мы пришли к выводу, что человек, который хочет, чтобы бизнес его кормил, должен в ближайшие восемь лет, извините за выражение, «захапать» все муниципальные каналы коммуникаций с потребителем, имеющиеся в распоряжении. Все, что еще не подняты, не взяты. То есть, если у вас только газета — берите интернет, берите телевидение, берите радио — все, что угодно, наполняйте эти каналы, делайте их популярными. Времени, собственно, осталось не так много, потому что приходит новая молодая поросль: она злая, конкурентно настроенная, у нее нет «социалистических заморочек», она никого не будет жалеть, будет просто брать и работать. Дальше — по контенту. Общий вывод: тот контент, которым сегодня заполняются наши полосы, устарел и мало кому интересен. Мы решили, что власть нужно однозначно выгонять с первой полосы. Первая полоса — это бытовые жизненные вещи, истории, ежедневные человеческие трудности, радости, а новости о рабочих встречах главы — на 8-ю полосу, на 16-ю. Мы работаем для людей, им не интересно, куда съездил депутат, с кем повстречался, кому из бизнесменов пожал руку. Нужен иной тон, иной стиль, нужно, если хотите, создание верного печатного друга семьи… В итоге, когда мы смешали все это в кучу, в первый день семинара было ощущение некого хаоса. Во второй день, с новыми силами подступив к теме, мы уже нашли полки, на которые разложили накиданную вчера кучу мыслей. Итогом стало определение самого важного для каждого редакционного коллектива понятия — определение миссии нашего непростого бизнеса. Договорились: мы не можем продавать новости, их не покупают, люди привыкли их получать более оперативно и на халяву из телевизора. Мы не можем продавать скучную хронику деятельности губернской или иной власти — это более интересно самой власти, а не потребителю. Мы не можем даже продавать обертку для селедки — современный читатель завален различными бесплатными газетами. Что же мы можем продавать? Приложение «Пазитиф» Но! Для этого в самой газете должны работать счастливые люди, умеющие позитивно проживать каждый день и дарящие эти ощущения своим читателям. За это взамен они принесут нам невеликие, но деньги, и копейки, помноженные на тысячи экземпляров, неизбежно будут складываться в рубли. Такой бизнес, настроенный на человека, был, есть и будет всегда, и через 8, и через 100 лет. Еще один момент скажу важный: газетчики должны не просто делать тексты и отпускать их в жизнь, редакциям и журналистам стоит попробовать себя в социальном проектировании, в продвижении в жизнь реальных позитивных перемен. Это тоже приносит деньги, потому что всегда найдется некая структура, в том числе и власть, которая в случае социального успеха оценит то, чем вы занимаетесь. Еще важно. Организация нашего семинара — с кормежкой и двухдневным проживанием — стала возможной потому, что пермская журналистская организация выиграла 100 тысяч рублей в конкурсе социально-культурных проектов ООО «Лукойл-Пермь». Спасибо партнерам за возможность собраться вместе и заняться стратегическим планированием. Ольга Лоскутова "Журналистика и медиарынок", № 10, 2012 |