Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Же не манж па сис жур

Проклюнулись два тренда в новейшей истории нашей прессы — переход на бесплатное распространение и тотальная ставка на господдержку. Оба выросли из повсеместного падения доходов от продаж тиражей и рекламы. Теперь даже богатые и знаменитые не чураются казны государства. Хотя на публике предпочитают отношения не афишировать.

Мы мечтали о вольном будущем прессы, а оказались в зависимом настоящем. Прекрасное далеко — это вообще главная национальная идея.
Меняются приманки: «коммунизм», «каждому по квартире», «невидимая рука рынка», «один сплошной интернет», — остается незыблемой схема. Простая как бизнесплан попрошайки. Придумай легенду и займи общественное пространство.

Раньше я думал: каждый журналист должен быть отчасти цыганом, чтобы раскрутить на откровение даже заскорузлого молчуна. Теперь и редактору не отвертеться от «цыганского факультета». На коне совсем не тот, у кого золотое перо. И даже не этот, что заимел корочку MBA. Формальные правила менеджмента буксуют там, где правят бал неформалы. Где все построено на личных отношениях и интересах. Ты можешь сколь угодно петь о высоком. Но если не способен раскрутить клиента (спонсора и читателя) на бабки, твое честное слово сродни гласу вопиющего в пустыне.
Хочешь — поведись на зов пронырливых консультантов. Рвани цифровой заре навстречу. Там прикольно и круто. Только кто из нас щупал бухгалтерию новомодных проектов? Побежишь слишком быстро — растеряешь и тылы, и войско: и читателей, и коллектив.
Мы консервативны, недоверчивы и не любим резких движений. Усвоили, что в эпоху перемен новый поворот — это, скорее, пропасть, не взлет.
Конечно, в каждом углу есть свои амбициозные молодцы, первыми бросающиеся к новинкам. Я и сам был таким. Они съедят твой хлеб, но вряд ли отплатят звонкой монетой.

— Кого бы вы порекомендовали нам пригласить провести мастер-класс? — спросила коллега.
— Самое полезное — нанять профессионального нищего, — мрачно пошутил я.

Мы с детства забавлялись приключениям Паниковского или Кисы, не ведая, что их промысел может стать родственен нашему ремеслу. Но почемуто единственная известная французская фраза «Месье, же не манж па сис жур» давно вызубрена назубок.


Владимир КАСЮТИН


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2017


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».