Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Нестественный отбор

«Газета-2020». Это симметричное имя носил тренинг, на котором четыре года назад мы упражнялись в построении будущего местной прессы.


Новый год и лето больше всего любят за надежды на поворот к лучшему. Не случайно слова «будущее» и «светлое» в языке практически неразрывны.
Вот и здесь мы мало говорили о реальном, зато много о виртуальном. Особенно запомнились смарт-линзы, предложенные коллегой читателям районки образца 2020 для просмотра в онлайне ее богатого 3D содержания.
И вот пройдена половина пути до намеченной круглой даты. Давайте прочертим линию из вчерашнего в завтрашний день.
Ускорителем перемен номер один выступила, казалось бы, архаичная почта. За четыре года мы потеряли в тиражах, но не сильно, потому что приняли ценовой удар на себя.
А также — в объеме и периодичности, что позволило снизить издержки.
Онлайн не стал местом для плодотворных дискуссий. Мы так и не научились спорить без драки. Призывы к гиперинтерактиву и конвергенции при отсутствии потребности в обратной связи и владении ремеслом выглядят пустозвонством. Растаяла вера в чудесный переход денег из принта в онлайн. Контент сервилен, дизайн чужд визуальных соблазнов.
Четыре года спустя. Две условные стаи: стервятники, рыщущие за добычей, и не умеюшие летать страусы.

1. Стервятники. Сети ньюсмейкеров, экспертов, респондентов, дистрибьютеров — ядро штатных сотрудников — коммерческие и общественные спецпроекты — опора на контент аудитории — широкополосные местные новости — фактчекинг — жесткий дизайн и форматы — самостоятельные паблики и онлайн. Массы платят за то, что не в состоянии сделать сами.
2. Страусы. Почти полное замещение авторских материалов официальными и рекламными — не щедрое спонсорское или бюджетное субсидирование — тающий тираж, с трудом удерживаемый манипулятивной подпиской — принт и онлайн: тождественные симулякры — окончательная депрофессионализация штата. Массы не платят, да от них это и не требуется.

ПРЕДСКАЗУЕМО, какие птицы будут доминировать в нашей стае. Но если эволюция — это естественный отбор, то в кого в конце концов нас превратит искусственная селекция?


Владимир КАСЮТИН


"Журналистика и медиарынок", № 05, 2016


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.