Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 

Подписка: тяжело и… просто*

*Продолжение. Начало в № 5, 2014 г.
Редакция газеты «Березниковский рабочий» и приложения «Березниковская неделя» ведет свою подписную кампанию самостоятельно столько же, сколько соответствующий отдел фирмы самостоятельно доставляет свои и сторонние печатные СМИ и не-СМИ. 


Самостоятельно — это значит, что мы вообще не прибегаем к помощи почты
в этом виде деятельности; сами ищем пути к потенциальным подписчикам, заключаем необходимые договоры, продумываем схемы, проверяем и запускаем их в дело, в общем, набиваем шишки, учимся на ошибках — и открываем все новые и новые способы.

Сразу отмечу: некоторые горожане — несмотря на то что подписки на наши издания на почте нет вот уже больше 10 лет, несмотря на масштабную, даже супермасштабную рекламу подписной кампании — все-таки идут именно в почтовые отделения, с изумлением получают отказ, на растерянный вопрос: «А где же тогда подписаться?» — равнодушный ответ: «А не знаем!», и… Да, чаще всего мы их теряем.

Речь идет, по нашим подсчетам, максимум о сотне человек. И это много. Мы бы рады были открыть пункты подписки на почте, даже платить аренду за эти «точки», только чтобы не терять подписчиков, но увы. Почта воспринимает ООО «Березниковский рабочий», как жесткий отец вполне себе успешного и состоявшегося в жизни блудного сына: не желает прощать за уход, воспринимает как конкурента и слышать не хочет о взаимовыгодном, на паритетных началах «воссоединении семьи», то бишь сотрудничестве. Мы грустим, конечно, по этому поводу. Но грусть наша светла и подвигает к креативу.

Немаловажный момент: подписная кампания на наши издания продолжается с августа по ноябрь, то есть один раз в год, мы не делим ее на две полугодовых кампании — все-таки редакции это вытянуть тяжело. С августа по ноябрь мы впахиваем, затем полгода готовимся к новой кампании. Как результат — основное количество подписчиков — годовые; полугодовых или помесячных — минимум, идут они в течение года самотеком.

«Впахиваем» мы по четырем направлениям: изобретение и внедрение разных способов подписки — раз; изобретение привлекательных «фишек» для подписчиков — два; промо подписной кампании — три и сведение всех компонентов подписной кампании в единый план-стратегию с четкими датами, ответственными лицами, описаниями мероприятий, антикризисными идеями и т.д.

СПОСОБЫ ПОДПИСКИ

1. Услуги агентов по доставке ООО «Березниковский рабочий»

Агенты по доставке — главный наш канал доступа к подписчикам, как к верным, так и к потенциальным.
К агентам по доставке люди относятся так же, как к почтальонам: знают в лицо, по имени (особо дотошные читатели даже имеют номер мобильного телефона «своего» агента по доставке), доверяют им. В свою очередь, наши агенты по доставке также знают жителей подопечных участков: как выглядят, как зовут, кто и когда бывает дома, у кого есть собака, у кого нет, кто общительный, кто — не очень и т.д.

Основную массу подписчиков приносят именно агенты. Однако полагать, что такая работа им по душе, что с подписной кампанией нет проблем, неразумно. Хорошего агента по доставке найти легко; хорошего агента и по доставке, и по подписке найти очень и очень трудно, как и хорошего рекламного менеджера.

Трудность легко объяснима: подписка — те же продажи. Чтобы подписать человека на газету, нужно быть прежде всего хорошим продажником, это, как известно, редкий талант. А мы гребем всех своих агентов под одну гребенку — у нас выхода нет. И, конечно, получаем бумерангом недовольство некоторых из них — тех, кому тяжело дается именно та часть работы, что касается подписки (при этом доставщиками такие агенты вполне могут быть обалденными — патриотами издания, чуткими, внимательными, ответственными); бывают и отказы работать в подписную кампанию — уговариваем, придумываем методы мотивации и стимулирования… Год назад разработали программу курсов — Школы агента по подписке, обучаем желающих, с лучшими, подающими надежды заключаем агентский договор на период подписной кампании и выпускаем в «поле».

Но вернемся к постоянным агентам по доставке ООО «Березниковский рабочий». С ними на время подписной кампании заключается агентский договор, в котором прописываются сроки кампании, шкала оплаты (о ней чуть позже); каждому агенту выставляется план — сколько подписных абонементов с его участка, — и вперед, в «поле».

Те, кто знает агента по доставке, открывают ему двери безбоязненно, кроме того, у каждого нашего агента есть удостоверение с фотографией, печатью организации и подписью директора, которое он — агент — обязан предъявлять при обходе квартир. Не секрет, что основная масса подписчиков — люди пожилые, и мы должны в меру своих сил обезопасить их от всякого рода мошенников.

Итак, агенты подписывают договор, сотрудники службы подписки, доставки и реализации, а также главный редактор рассказывают им об особенностях предстоящей подписной кампании, вручают гайды (в гайдах перечисляются основные положения подписной кампании, цены на подписку, возможные «неудобные» вопросы потенциальных подписчиков и ответы на них, пронумерованные абонементы, адреса подписчиков текущего года (то есть готовую базу на каждый участок) и ждут еженедельного отчета.
Каждую неделю, по вторникам, агенты по доставке приезжают в офис, заполняют реестры — Ф.И.О. подписчика, адрес, телефон, сумма уплаченных денег, если есть подарок подписчику — делают отметку о вручении; начальник отдела доставки или старший менеджер сверяют и заверяют реестр и абонементы; агент сдает деньги и реестр в кассу; получает новую порцию абонементов, подарков подписчикам и снова отправляется в «бой».

Каждый агент ведет свой «бой» по-своему. Кто-то ходит по квартирам-домам; кто-то и ходит, и дополнительно вывешивает в подъездах объявления типа: «Открыта подписка на ''Березниковский рабочий''» — 2014. Ваш агент Иван Иванов, телефон…»; кто-то обзванивает «подопечных» и т.д.

НЕМНОГО ОБ АБОНЕМЕНТАХ. Выглядят они точно так же, как почтовые, однако если редакция реализует какую-то важную подписную акцию, то, вполне возможно, на абонементе будет отметка об этом. Ничего важного на самом деле, но упомянуть об этом все же стоит. Так, ежегодно редакция реализует проект «Благотворительная подписка»: по 10 руб. с каждого абонемента перечисляется в помощь страждущим.

В разные годы это были: детские дворовые клубы (закуплено игр, спортинвентаря, развивающих игрушек более чем на 100 тыс. руб.); строительство храма (перечислена денежная помощь примерно на такую же сумму); помощь детскому отделению урологии (куплены весы для новорожденных, согревающие одеяла и прочее оборудование).

Мы долго думали, как же отблагодарить читателей за помощь, но даже рассылать благодарственные письма каждому из более чем 12—14 тыс. подписчиков накладно и трудноисполнимо. В итоге просто заказали печать с логотипом акции и словами «Спасибо за помощь детям!» и проштамповали верхнюю часть абонемента — ту, которая остается у подписчика. Дешево, скромненько, со вкусом и заметно.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Наталья МАЛЬЦЕВА,
главный редактор газеты «Березниковский рабочий»,
город Березники, Пермский край


"Журналистика и медиарынок", № 06, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».