Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Экономика «мусорного ведра» против... макроэкономики

Считается, что для государственного СМИ главная задача — чтобы была довольна власть. Тезис, на мой взгляд, очень и очень спорный, потому что никакой власти не нужна будет газета, если ее не читают. Именно поэтому мы учимся смотреть на все глазами читателя. Не власти, не журналиста, а именно читателя. Я всегда говорю: давайте сделаем так, чтобы нас читали, чтобы мы были интересны, и тогда появится все остальное.


БРАК ПО РАСЧЕТУ
Научиться поменьше оглядываться на власть оказалось легче, чем справляться с собственными журналистскими пристрастиями. У большинства из нас есть такой грех — предлагая тему, интересную нам, мы абсолютно не думаем о том, сколько человек это готовы читать.
А ведь газета делается именно для них. Истина, которую приходится повторять постоянно, в том числе и самому себе.

При этом, в отличие от некоторых коллег, я не склонен идеализировать читателя и верить в читательскую любовь. В подавляющем большинстве случаев никакой тут любви нет. Это брак по расчету. Нас читают не потому, что любят, и не по идейным каким-то соображениям. Нас читают тогда и ровно до тех пор, пока мы полезны и чем-то интересны. Всю прочую юношескую лирику, романтику я давно уже отбросил. Журналистам расстаться с ней трудней, но рано или поздно сделать это придется нам всем.

Одним из первых и, понятное дело, самых заметных изменений стал новый дизайн. Встречают ведь все-таки по одежке. Мы свою новую одежку постарались сделать простой, привлекательной, воздушной. Много воздуха и крупный шрифт отнюдь не свидетельство легкой жизни, позволяющей бездумно транжирить газетную площадь. Так удобнее для восприятия современного читателя.

К тому же немалая часть нашей аудитории — люди в возрасте. Не надо думать, что, если у читателя плохое зрение, это его проблема. Когда он перестает читать газету, потому что с трудом разбирает мелкий шрифт, эта проблема тут же становится нашей.


СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
Все эти годы мы с трудом, но постепенно все же расстаемся со стереотипом, что газета — это некая трибуна, с которой журналист о чем то вещает аудитории. Газета — это диалог. Читатель идет туда, где его слушают и дают говорить. Мы постарались придать этому диалогу свою газетную логику, сложившуюся в такую вот цепочку.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ. Раз в неделю кто-то из чиновников — от вице-губернатора до министра и начальника департамента — на протяжении двух часов ведет у нас в редакции прием граждан. То есть мы организовываем для читателя собеседника, способного не просто дать совет, но и оказать практическую помощь.

РЕГИОН-ЦЕНТР. Здесь мы сами проводим ежедневный прием, обратиться с проблемой можно лично, по телефону (специально выделенный номер), письмом, с помощью sms — как кому удобно. Рассматриваем даже анонимные жалобы. Все обращения фиксируются, и потом, используя возможности редакции, пытаемся человеку помочь.

В какой-то момент обратили внимание, что очень многие письма и звонки — это даже не просьба о решении проблемы, а желание выговориться, поделиться своими мыслями. Что греха таить, несмотря на все средства коммуникации, социальные сети, в душе своей люди сегодня более одиноки, чем раньше. Для таких звонков и писем появилась полоса «ВЫСКАЖИСЬ».

Ну и, наконец, рубрика «О ЧЕМ ГОВОРИТ УЛИЦА». Мне кажется неправильным, когда по каким-то злободневным событиям высказываются исключительно специалисты. Мы с помощью этой рубрики даем такую же возможность и самым обычным читателям. Кстати, это неплохой индикатор настроений общества.
Самое главное здесь — это регулярность появления полос с читательскими письмами и обращениями. Обратная связь должна быть постоянной, только тогда она будет результативной.


НЕИЗБЕЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Появление обратной связи довольно быстро начало приносить и определенные сложности. Посыпались вопросы, которые требовали браться за темы, которые, скажем так, не очень приветствуются. Научились справляться и с этим.

На самом деле нет таких тем, о которых нельзя писать. Весь вопрос в том, как к теме подойти и какие выстроить барьеры, чтобы потом в случае неприятностей защитить и редакцию, и себя. В том, что закон здесь чаще всего не помощник, убеждать, я думаю, никого не надо.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Павел ШИШКИН,
главный редактор газеты «Пензенская правда»,
г. Пенза


"Журналистика и медиарынок", № 06, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.