< Предыдущая | Следующая > |
---|
Учебная тревога
Начинается летняя практика студентов-журналистов, и в редакциях вновь убедятся, что большинство практикантов не в состоянии выполнить даже простые задания. Может ли журфак в принципе подготовить профессионалов, которые способны сразу включиться в работу? |
По документам такими должны быть все выпускники. В реальности же таковых — абсолютное меньшинство. По крайней мере среди тех студентов и выпускников, с которыми я сталкивался. Однажды в отчаянии я даже написал колонку о том, что съем подаренную мне одним из телеканалов меховую шапку, если ко мне придет практикант и напишет заметку, которую не надо будет переписывать. Можно ссылаться и на перегруженность программы теорией в ущерб приобретению навыков, и на нехватку в вузах преподавателей-практиков, и на недостаточную мотивированность и личностную незрелость студентов. Однако необходимо признать, что превращение студента в профессионала стало заботой самого студента. И просто прилежной учебы на журфаке для этого совершенно недостаточно. В Федеральном государственном образовательном стандарте журналиста-бакалавра среди 57 компетенций авторской и редакторской деятельности касаются пять. Это умение находить тему материала, собирать информацию, оперативно готовить материал, редактировать его в соответствии с форматом издания и обрабатывать информацию из других СМИ и пресс-служб. Ничего большего от корреспондента и не надо. Студент-старшекурсник или выпускник журфака, на мой взгляд, должен быть подобен флешке. Вставил в компьютер, драйверы сами установились, и через пять секунд можно копировать файл. Пришел в редакцию, посмотрел на газету и на следующий день предложил тему и выдал кондиционный текст. Если не с первого раза, то со второго. В действительности же типичный студент или выпускник журфака напоминает автомобиль, причем не вышедшие с конвейера «Жигули» с мелкими недоделками, а машину, списанную в утиль после серьезной аварии и нуждающуюся в длительном капремонте. Учебные планы журфаков включают предметы, направленные на приобретение практических навыков. Эти предметы могут называться «Технология и методика журналистского творчества», «Основы творческой деятельности журналиста», «Технология газетного дела» (радио, телевидение), «Редактирование», «Выпуск учебного СМИ». На некоторых журфаках предусмотрены спецкурсы и спецсеминары, некоторые вузы предписывают студентам практиковаться один день в неделю в течение целого семестра, и общепринятой является летняя практика — погружение студента в редакционную работу в среднем на месяц. Однако содержательное наполнение и качество преподавания практикоориентированных предметов в большинстве случаев далеки от идеала. Достаточно упомянуть, что пишут студенты на занятиях обычно не новости или репортажи, а эссе. Считается, что таким способом студентов учат думать и излагать свои мысли. В результате типичный первый текст студента в редакции — это его рассуждения. Банальные мысли и ноль новой информации, которую он бы собрал. Выпуск учебного СМИ часто представляет собой игру в журналистику, когда принимаются материалы любого качества, лишь бы каждый сделал хоть что-то. Летняя же практика в реальном СМИ, как правило, вырождается в профанацию, даже если студенты по-настоящему хотят работать. Но на высокотехнологичном предприятии, каковыми являются редакции, чернорабочие не нужны, как не нужны они, к примеру, в операционной или в конструкторском бюро. Обучение же практикантов — это бесполезная с точки зрения сотрудников редакции трата сил и времени, потому что практика закончится раньше, чем студенты научатся что?то делать и начнут приносить пользу. Если бы вузы доплачивали сотрудникам редакции за ведение практикантов, тогда был бы хоть какой-то стимул ими заниматься. Но за практикантов не платит даже журфак МГУ, где учеба на платном отделении стоит 320 тыс. рублей в год. В результате профессионалом после обучения на журфаке можно стать только при условии, если экономно расходуешь силы на эту самую учебу, а основное время уделяешь работе и дополнительному образованию. То есть надо открыто признать, что излишняя погруженность в учебу вредна, выборочные и даже весьма частые прогулы — норма, а сессию надо сдавать, чтобы сдать, а не чтобы на «отлично». И платить повышенную стипендию следует не тем, кто получает хорошие оценки на экзаменах, а тем, кто хорошо публикуется. На журфаках нужно ввести преподавателей-консультантов по журналистской карьере. Тех, кто помогал бы студентам выстроить учебный и рабочий планы, советовал бы, как внедряться в редакцию, как вести себя при отказах, как писать письма редакторам, как заявлять темы и добиваться публикаций своих материалов. Обучал навыкам, которые являются главными в профессии и ради приобретения которых стоит поступать на журфак. Или помогал бы найти тех, у кого можно обучиться этим навыкам, пусть даже и за пределами своего журфака. В какой мере удается обучить студентов журфаков навыкам подготовки материалов для СМИ и насколько решает эту задачу летняя практика? Елена Вартанова, Некоторые выпускники сразу после окончания университета не готовы к работе в редакциях, но это зачастую связано не только и не столько с недостатками образовательного стандарта и учебного плана, сколько с прилежностью самих студентов. Многим нашим студентам не хватает навыков аналитической работы, а иногда — и фундаментальной подготовки. Студенты понимают, как включить диктофон, как подойти к известной персоне и спросить что-то, но не всегда понимают, какие вопросы нужно сформулировать, какие проблемы наиболее актуальны и помогают раскрыть повестку дня и какую работу надо провести, чтобы подготовить качественную аналитику. Но в последние годы факультет продвинулся вперед по пути эффективного формирования профессиональных компетенций. Созданы курсы «Выпуск учебных СМИ» и «Практикум»: студентов учат готовить новости, осваивать профессиональные технологии, выпускать газету, телевизионную и радиопрограмму, что помогает им знакомиться с работой редакции. Мы моделируем деятельность редакции в учебном мультимедийном центре и уже этой зимой перешли к созданию студентами выпусков программы «Моховая, 9». Студенты готовят пять-шесть новостей за неделю, связанных не только с жизнью факультета, но и с жизнью за пределами университета, с жизнью Москвы. Нужно идти по пути создания общих творческих мастерских — факультета журналистики и конкретной редакции. Университетская подготовка носит широкий характер и не может быть заточена под нужды конкретного работодателя. Тем более что на рынке СМИ сегодня наблюдается большое разнообразие. Второй путь — это повышение уровня теоретических знаний путем приглашения студентов на специализированные магистерские программы или приглашение специалистов с высшим образованием на программы профессиональной переподготовки, что тоже может дать необходимые современные, адаптированные к нуждам индустрии навыки. Летняя практика реально может быть эффективной, только если студенты приходят в редакции, имея наставников, которые им помогают. Конечно, это обуза — принимать практикантов летом, когда в редакциях многие специалисты в отпусках и объем работы увеличивается. Владимир Тулупов, Обучение — процесс обоюдный. Если мощной мотивации нет, студент больших высот не достигнет. Современный ФГОС (образовательный стандарт — ред.) практикоориентированный учебный план создать позволяет. Но сказывается нехватка у студентов жизненного опыта. Большинство к нам поступает со школьной скамьи. Правда, проблема частично снимается наличием магистратуры — к нам приходят очень интересные выпускники других факультетов, других вузов. А еще журфак журфаку рознь, выпускник выпускнику — тоже. У нас есть такие студенты, которые уже работают в штате местных СМИ, и есть такие, которые пока ограничиваются прохождением практики. Но думать, что журфак выдаст вам готового специалиста, неправильно. Нужно время для адаптации: ведь, например, выпускнику мединститута не сразу доверяют серьезные операции… Летняя практика решает эту задачу частично. И то при условии, что в редакции не относятся к студенту пренебрежительно, что журналист-наставник не жалеет времени на практиканта. Но ведь сегодня никакое СМИ не обязано принимать на практику студентов. К тому же Минобрнауки разработало такие договоры между редакциями и вузами о прохождении практики, которые ни один здравомыслящий главный редактор не подпишет. Там огромное количество пунктов, по которым редакция должна пылинки сдувать со студента, «пасти» его 24 часа в сутки, иначе — в случае, не дай бог, происшествия — не избежать руководству лишения свободы. Студентам не рады и штатные работники, видящие в молодых конкурентов, «отбирающих» часть гонораров.
"Журналистика и медиарынок", № 05, 2014 |