Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Мазыло Любовь

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

1. Преодолев обвал

Беру подшивки 1950-60-х годов, листаю и… тоже не могу оторваться. А ведь действительно, в те годы на газетных страницах очень много выступлений, заметок агрономов и доярок, учителей и механизаторов. Среди внештатных авторов молодежь и пенсионеры, работники почти всех специальностей тех лет.

Конечно, мы знаем, как появлялись подобные публикации – помогали нештатные сотрудники, но и самостоятельных выступлений было немало.

Местная пресса действительно была народной, она была в каждом доме, с ней росли и взрослели. И почти каждая семья хранит вырезки или отдельные публикации, рассказывающие о близких и родных людях.

В 1990-е годы тираж «Сорочинского вестника» составлял почти 12 000 экземпляров на 30-тысячный город и 18-тысячный район.

Нетрудно подсчитать, что газету выписывал каждый четвертый житель, включая младенцев и преклонных лет стариков. После обвала тиража в 1993 году подписчиков оставалось 4000.

Сегодня тираж - 7000 экземпляров, и среди читателей немало тех, кто выписывает ее 30, 40 и даже 50 лет!

2. Компромисс поколений

Коллектив редакции обновляется, а читатели хотят активно вникать в редакционные дела, подсказывать и поправлять курс родного издания. Болезненно реагируют на рост рекламы на газетных площадях и некоторые новые веяния времени.

Хочется отвечать интересам всех читателей. Но как найти компромисс между стремительно меняющимся временем, интересами молодежи и привычками старшего поколения?!

Сегодня все чаще говорят о необходимости разделения тематики изданий исходя из узких интересов аудитории. Но как в маленьких провинциальных районах выпускать местные издания на все вкусы и запросы аудитории, и при этом сохранять тираж и финансовую окупаемость?!

Помог профессор УрГУ Дмитрий Стровский, который провел несколько семинаров в редакции в ходе которых была совместно разработана модель издания и ее концепция, в немалой степени облегчившая коллективу дорогу от устаревших шаблонов к поиску современного, свежего решения в оформлении и содержании.

Наши читатели, а это в большинстве своем люди взыскательные, с консервативными взглядами на многое, в том числе и на прессу, привыкают к своей «новой» районке, у которой теперь новое лицо и новая содержательная структура.

Взяв курс на социальную направленность публикаций, газета оставила за бортом декларативность, плакатность и официоз выступлений.

3. В заложники не попали

Включив в обсуждение каждой темы, проблемы широкую читательскую аудиторию, редакция приучила сорочинцев, начиная от рядового жителя до высокопоставленного лица - представителя власти, руководителя, откровенно высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, комментировать ситуацию на страницах «СВ».

В двух номерах из трех определяется тема номера с выносом на первую полосу и продолжением на второй. Каждая «тема номера» имеет комментарий специалиста или должностного лица, и от трех до пяти мнений читателей. С обязательным указанием имени, фамилии и фотографией респондентов.

На первой странице субботнего (полноцветного) номера постоянную прописку получила рубрика «Читатель о главном», в которой он делится тем важным, что произошло с ним за последнюю неделю. Так же с указанием фамилии читателя и его портрета.

По четвергам на первой полосе «вопрос номера»: конкретный вопрос от конкретного человека и ответ компетентного лица.

Раз в неделю постоянная рубрика «Точка зрения», в которой высказывают свое суждение штатные и нештатные авторы.

В еженедельной рубрике «Диалог» несколько мнений на одну и ту же тему. Живой диалог, регулярные «Прямые линии», персонифицированные информации – это результативные приметы нового облика нашей газеты, позволившие сохранить и преумножить большую армию нештатных авторов – около ста человек.

Нисколько не претендуя на звание «четвертой власти», газета сумела за последние годы значительно повысить свой авторитет у сорочинцев, кардинально повлиять на решение многих социально-значимых для населения проблем, в том числе создания в городе ряда благоустроенных жилых зон, современных мест отдыха для детей, спортивных площадок и другого.

Газету уже нельзя назвать обезличенной – это проявляется как в том, что на газетных страницах стало предоставляться больше места мнениям простых и думающих, неравнодушных горожан и сельчан так и в большей индивидуализации и приближении авторов газетных публикаций к конечной целевой аудитории издания, к ее читателям.

Газете, однако, удалось не стать заложницей формальных рамок и схем – она по-прежнему довольно гибко реагирует на ежедневные изменения внешней стороны жизни.

4. Разные точки зрения … сближают

Все события, имеющие общественную значимость, так называемые «громкие дела», находят оперативное отражение на страницах не только с подачи журналистов, но и самих читателей. Побуждают должностных лиц высказывать свои оценки, мнения.

Предоставление слова респондентам с различными точками зрения, позволяют вести разговор в деловом ключе и значительно сближает газету и ее читателя.

Редакция не только активно поддерживает различные акции, направленные на укрепление здорового образа жизни, помощи ближним, но и сама является инициатором и организатором некоторых из них.

Акции «Наши таланты», «Мы – за здоровье!», «Земляки наши славные» вышли из редакционных стен и стали постоянными в жизни города и района.

Творческие вечера с известными земляками, местными поэтами и увлеченными людьми тоже редакционные детища, получившие признание и популярность.

Ежегодные конкурсы интересных фото, материал по конкретной тематике, на знание истории своего края, «Мисс сорочанка», «Своими руками» и «Диковина на грядке» - привлекают читателей и объединяют с газетой.

Спортивные праздники и турниры, на которых журналисты выступают то организаторами, то участниками или пропагандистами, привлекают молодежь к изданию и находят новых героев.

Выполняется главное предназначение газеты – вести летопись времени, сохранить как можно больших сведений о происходящем вчера и сегодня.

4. Штучный журналистский товар

Поток интереснейшей информации послужил росту объема рекламы. Так, газета из 12-ти полос выросла до 20-24 полос в неделю.

Не все намеченное выдерживается на пути к совершенству. Пока не получилось полностью реализовать задуманные изначально характер и назначение заголовочного комплекса – он порой страдает отсутствием аллегоричности, афористичности, привлекательности для читателя.

Не всегда «стреляет в яблочко» иллюстративный материал.

Газета не смогла сделать рывок в сторону молодежной аудитории. Не получилось заинтересовать читателей новыми находками в области досуга, развлечений, прежде всего, это относится к самой маловозрастной аудитории газеты… перечислять можно долго.

Газете пока не хватает интересных находок в области коллажей, карикатур, специальных оформительских элементов, привлекающих внимание к публикациям.

Уверена: чтобы идти вперед оптимальным курсом с наиболее эффективными результатами, надо постоянно учиться, причем совместно всем коллективом, искать, анализировать и намечать новые рубежи. Но этим и замечательна любая деятельность, а журналистика в особенности.



Любовь МАЗЫЛО,
главный редактор газеты «Сорочинский вестник», Оренбургская область.  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.


"Журналистика и медиарынок", № 10, 2009.

 

 



 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».