Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

Как пережить информационную войну

10 правил для журналистов


Присоединение Крыма к России потрясло не только политику и экономику нашей страны, но и журналистику. СМИ (за редким исключением) разделились на тех, которые поддерживают действия властей, и тех, которые могут позволить себе не выражать эту поддержку слишком явно. После просмотра центральных телеканалов кажется, что Россия стала воюющей страной. После прочтения многих районок ощущаешь себя перенесенным в советское время, когда в этих же районках одобряли решения съездов партии и осуждали «врагов народа»

В таких условиях крайне сложно остаться журналистом, а не превратиться в пропагандиста. Во-первых, потому что пространство для журналистики сужается. У «гребаной цепи» (так с 2012 года в Москве стали называть увольнения журналистов и закрытие СМИ) появляются все новые звенья. В марте закрыли журнал «Итоги» и фактически разогнали редакцию интернет-издания «Лента.ру», сейчас на грани закрытия оказался телеканал «Дождь». Стабильно живут только государственные СМИ либо присосавшиеся к бюджетным деньгам. Но заниматься в таких СМИ журналистикой, а не пропагандой, крайне проблематично.

Во-вторых, жертвой пропаганды очень легко стать самому. Сейчас в тренде общественного мнения — ностальгия по СССР. Для пожилых это воспоминания о великой державе, железном порядке и низких ценах. Для молодых, которые при СССР не жили или почти не жили, это романтический образ сильного государства с великой целью и героями-пассионариями. Но в любом случае эта ностальгия возникает из-за нежелания видеть реальность и разбираться в ней. Жить мифами всегда проще. Тем более, когда другие тоже живут мифами. Ведь еще Ницше писал, что бросается в глаза только сумасшествие единиц, а когда с ума сходят целые народы, сумасшествие становится нормой.

Поэтому сегодняшний журналист похож на врача в инфекционной больнице в период эпидемии. Причем врач к инфекции также предрасположен. Великодержавные архитипы из нашего подсознания никуда не делись, а волшебные слова «наших бьют» способны хотя бы ненадолго отключить любые мозги. И как врач должен уделять максимум внимания личной гигиене, так и журналист должен постоянно заниматься гигиеной информационной. Крайне щепетильно подходить и к потреблению информации, и к ее производству, чтобы не заболеть самому и не начать заражать других.

Приведенные ниже десять правил помогут сохранить более или менее трезвый взгляд на вещи. Эти правила применимы к любой ситуации, просто сейчас они актуальнее, чем обычно.

1 Факты воспринимайте, мнения игнорируйте

Факт — это то, что можно зафиксировать, посчитать, измерить. Например, 3 апреля 2014 года курс доллара вырос на 26 копеек до 35,51 рубля. Любой может заглянуть на сайт Центробанка и удостовериться, что курс доллара в этот день был действительно такой. Еще можно увидеть, что с начала года курс доллара вырос на
2 рубля 86 копеек или на 8,7%. Это тоже факт.

Мнение — это оценка, которая всегда субъективна, а потому не проверяема. Например, утверждения, что рубль упал к доллару сильно либо незначительно. Для кого-то падение на 26 копеек в день или на 8,7% за три месяца — сильное, для кого-то — незначительное. Также ни о чем не сообщает фраза «переговоры прошли конструктивно». А вот подписание договора или отказ от его подписания — это факт.

Отделяйте факты от мнений и оценивайте сами. В крайнем случае принимайте оценку тех людей, которым вы доверяете. Не слушайте пропагандистов. И не пытайтесь с ними вступать в заочный спор — это все равно, что играть в карты с жуликами.

Впрочем, пропагандисты не обязательно будут прямо навязывать вам мнение. Есть и более тонкие приемы, когда автор материала сообщает только факты, но отбирает их так, чтобы подвести аудиторию к мнению, которое автору нужно. Здесь вас спасет профессионализм (если вы, действительно, профессионал). Подумайте, как готовился материал, почему именно эти факты были отобраны, и о чем автор умалчивает.

2 Избегайте ярлыков

Фраза «в Киеве власть захватили фашисты», по данным Яндекс-новости, в русскоязычной прессе за март появлялась 138 раз. Фраза «на Украине победила революция» — 188 раз. Слова «фашисты» и «революция» сразу же порождают в сознании определенные образы. Но к пониманию происходящего вовсе не приближают. Вместо этого создается иллюзия понимания: назвал «фашистами» или «революцией», и вроде бы все ясно.

Хотя на самом деле ничего не ясно. Это у вас в голове сложилась целостная картина происходящего. Реальность — совсем другая, и ваша картина — не более чем лубочный рисунок или карикатура. Поэтому не позволяйте ярлыкам внедриться в ваше сознание. Какой бы яркой и привлекательной формулировка не выглядела. И не используйте ярлыки в своих материалах. Иначе вы не проясняете происходящее, а скрываете его.

3 Получайте информацию из разнотипных источников

Не путайте разнотипные источники с разными. Если смотреть не один российский новостной канал, а три — особой разницы не будет. А если смотреть один российский, один украинский и один, скажем, немецкий — тогда вы сможете взглянуть на происходящее с трех точек, а не с одной.

Если вы владеете иностранными языками — самое время в них попрактиковаться. Интернет пока не отключили, а сайты ведущих зарубежных СМИ в большинстве своем бесплатны. Читайте зарубежную прессу, причем разную. Там тоже есть и свои пропагандисты, и те, кто живёт стереотипами и пишет глупости. Ищите качественные источники информации, находите авторов, которые стремятся разобраться в происходящем безотносительно к тому, кто прав или виноват.

Если знаете только русский, ищите источники информации на русском. Не забывайте, что помимо телевидения есть пресса, а помимо прессы — блоги и социальные сети. А в блогах и соцсетях есть коллективный разум, который фокусирует внимание на самом важном и отделяет правду от лжи.

4 Отслеживайте возникновение фактов

Если автор материала сообщает, что нечто сам наблюдал, этому можно верить, если вы доверяете автору в принципе. Но если автору кто-то о чем-то рассказал, причем этот кто-то сам тоже не наблюдал происходящее, а от кого-то услышал, стоит насторожиться. Особенно если не указаны точное место, время и действующие лица.

Например, в телевыпуске новостей корреспондент рассказал о том, что на железнодорожном вокзале в Киеве женщине, которая пришла покупать билет по российскому паспорту, этот паспорт порвали. Но ни кадров того, как рвут паспорт, ни пострадавшую женщину не показали. Показали лишь другую женщину (вроде бы сотрудницу вокзала, запись была нечеткая), которая сообщила, что ей кто-то об этом рассказал.

Дальше автору репортажа следовало подойти к охраняющим вокзал правоохранителям и поинтересоваться, известно ли им о таком инциденте, и обращалась ли к ним пострадавшая. Корреспондент же ничего подобного не сделал. В результате в эфир пошло сообщение, которое принято называть новостью информагентства ОБС (одна бабка сказала).

5 Докапывайтесь до первоисточников

Интернет не только позволяет получать информацию из множества СМИ. Интернет также дает доступ к множеству документов: законопроектов, постановлений, отчетностей, аудио? и видеозаписей. Читайте, слушайте, смотрите. Получайте информацию в подлиннике, а не в пересказе журналистов и блогеров. Попробуйте и увидите, что это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

6 Старайтесь не высказывать личное мнение

Чтобы незаметно для себя не стать солдатом информационной войны, постарайтесь ограничиться только изложением фактов. Причем только тех, в которых уверены. Не как с порванным паспортом на вокзале в Киеве.

Мнения же пусть высказывают эксперты, которые глубоко погружены в тему. Например, политологи, историки, экономисты. А журналист — это все-таки профессионал именно по сбору фактов. Иначе вы рискуете скатиться на пересказ стереотипов и навешивание ярлыков. Если же мнение высказать очень хочется, вначале досконально изучите вопрос. Возможно, потом вы передумаете писать свою колонку, сочтя ее идею банальностью.

7 Отключите свои убеждения

Людям свойственно воспринимать лишь ту информацию, которая не противоречит их взглядам. В науке это называется «когнитивное соответствие» и «когнитивный диссонанс». То, что взглядам противоречит, люди обычно игнорируют. А так как взгляды — это, как правило, стереотипы, то воспринимается лишь та информация, которая имеющиеся стереотипы подкрепляет.

Например, убежденный, что власть в Киеве захватили фашисты, будет выхватывать из новостей только факты, подтверждающие это. Убежденный же, что на Украине произошла революция, будет видеть только то, что свидетельствует об этом. И каждый будет считать, что он в курсе происходящего, и что он все адекватно понимает.

Воспринимать факты, которые разрушают имеющиеся стереотипы, трудно. Но умный человек должен так делать. Даже если возникает дискомфорт из-за того, что хорошее оказывается не слишком хорошим, а плохое — не таким уж плохим. Не расстраивайтесь. Экклезиаст же говорил, что «во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь».

8 Никого не идеализируйте

Восхищение ньюсмейкерами и их действиями журналисту противопоказано. Наша профессиональная черта — здоровый консерватизм. Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов сравнивает общество с кораблем, а прессу — с кормой. Власть — это капитан, который крутит штурвал. Если крутанет слишком сильно, корабль может опрокинуться. Корма же служит противовесом, который не допускает опрокидывания. Так и журналисты должны критически разбирать намерения властей и выявлять риски, чтобы уберечь от опрометчивых действий.

Да, в России жива формула «Я — начальник, ты — дурак, ты — начальник, я — дурак». Но эта формула отражает отношения, а вовсе не интеллект. Среди начальников полно дураков, и множество решений принимаются людьми, которые весьма слабо смыслят в предмете, которым взялись управлять. Сплошь и рядом происходит так, что кораблем управляет человек, не знающий ни фарватер, ни устройство корабля и его технические возможности. Поэтому столь часто корабль терпит крушение.

Но даже если вы считаете, что начальник делает все правильно, все равно разберитесь, кому или чему это может грозить. Ведь если этого не сделаете вы, то этого не сделает никто. А заблуждаться может любой, даже самый умный. Начальник же — это не Господь Бог.

9 Ищите поступкам простые объяснения

Психологи утверждают, что всем людям нужно примерно одно и то же. И прежде всего — интересное занятие, комфортный быт, сексуальный партнер, крепкое здоровье и осмысленность своего существования. Если человек что-то делает, то делает он это, скорее всего, ради достижения какой-то из перечисленных выше целей. Те же мотивы движут и людьми, про которых вы пишете.

Чем мотив проще, тем он достовернее. Например, стремление разбогатеть — мотив простой. Тому, кто в этом признается, верить можно. Стремление же осчастливить страну или человечество — мотив сложный. Здесь надо насторожиться. С большой вероятностью человек на самом деле хочет чего-то другого. Например, получить власть либо сохранить нажитое непосильным трудом и не попасть в тюрьму. Но говорить о таких мотивах не принято, вот и говорят о желании осчастливить других, о содействии прогрессу или о национальных интересах.

10 Помните, что все прежние проблемы никуда не делись

Российские беды, которые существовали до присоединения Крыма, остались и сейчас. И дураки, и дороги, и коррупция, и разгильдяйство. Поэтому продолжайте заниматься этими темами. Содействовать обустройству страны — самое патриотичное, что может сделать журналист. Ведь патриотизм — это соучастие в управлении страной. Пусть на уровне подъезда, двора или города.

Здесь нужно быть осторожным. Подлинный патриотизм в России всегда был наказуем. Когда журналист начинает шуметь по поводу того, как собираются и тратятся налоги, как возбуждаются или не возбуждаются уголовные дела, кого и почему назначают на высокие должности, и ради чьей выгоды принимаются судьбоносные решения, такой журналист рано или поздно за это пострадает. Тут идет настоящая война, а не та виртуальная, которую нам показывают по телевизору.


Александр КОЛЕСНИЧЕНКО


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.