Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 9
ПлохоОтлично 

Проверено на себе

Любое печатное издание в ЗАТО — городе закрытом и, как правило, накрепко связанном с атомной энергетикой — обречено на поиск собственных уникальных взаимоотношений с читающей аудиторией. Причина ясна — при населении в 100 тыс. человек, а то и меньше, борьба идет за каждого потенциального подписчика.


В Новоуральске на сегодняшний день выпускаются несколько газет, но «Нейва», которую я в данном случае представляю, является первой — не только по старшинству (более 20 лет в строю!), но и в рамках негласной табели о рангах: сколько ни критикуй, но даже самые отчаянные конкуренты не рискнут оспаривать ее авторитет. Почему? В первую очередь благодаря способности регулярно цеплять коллег и читателей чем-то необычным и служить таким образом определенным маяком для остальных местных СМИ.

Среди множества интересных проектов «Нейвы» остановимся на одном из последних: «Проверено на себе» — он засветился на страницах газеты год-два назад. Хотя традиция подавать материал, опираясь прежде всего на личный опыт автора, сложилась в практике редакции давно.

По наследству от корреспондентов советской еще эпохи досталась нам рубрика «Журналист меняет профессию»: работали «нейвинцы» нянечками в детских садах, контролерами на общественном транспорте и т. д. Особо вспоминается, как исследовали уровень толерантности новоуральцев наши девушки-журналисты, переодевшись в беженок с Кавказа (да вот — ходили по рынку в обносках, просили милостыню!). После каждого такого «выхода в народ» неделю или две приходилось выслушивать благодарности вперемежку с возмущенными отзывами читателей.

Но, как оказалось, чтобы получить живой отклик от аудитории, подобный экстрим по большому счету вовсе не требуется. Ведь что нужно человеку, купившему в киоске газету? Помимо информации как таковой, ему требуется диалог с тем, кто способен реально оценить степень его собственной ситуации — не важно, какой именно. Из этого мы исходили, приступая к реализации проекта.

«Проверено на себе» — это попытка в первую очередь поделиться с читателем своим опытом прохождения через какие-то бытовые моменты — как правило, не особо радостные. Попытка поддержать его, дать ответы на вопросы, требующие немедленного отклика с позиции: «Брат, вот так это было у меня!»
И уж затем — во-вторых — обозначить перед обществом или властями некую проблему, которую нужно как-то решать.

В моем случае поводом для написания представленных на конкурс статей послужила довольно банальная ситуация: болезнь бабушки и вынужденный переезд к ней вкупе с ремонтом квартиры (здания, как и люди увы, не вечны!). Все это свалилось на мою семью прошлым летом, так что к моменту написания материала — через полгода где-то — было время осмыслить случившиеся в жизни перемены. Отсюда и подход к работе над публикациями: по сути, мне оставалось лишь подробно рассказать о том, как мы справлялись с непривычным и новым.

Каждая из статей нашла отклик, и немаленький. Перипетии ремонта оказались настолько близки сердцам измученных этой темой горожан, что мне пришлось вытерпеть не один телефонный разговор с людьми, готовыми поделиться координатами более добросовестных мастеров, чем те, с коими «посчастливилось» встретиться мне. Люди делились также рецептами быстрого приготовления штукатурной смеси и подготовки стен под оклеивание обоями. Впрочем, были также весьма настойчивые и даже грозные попытки выяснить, какую именно недобросовестную строительную фирму я имел в виду в своей статье (видно, переживали парни за свою репутацию!).

Была ли польза от этой публикации? Честно — да! По крайней мере несколько раз мне довелось услышать слова благодарности от читателей. Для тех, кто оказался в похожей ситуации, статья стала необходимой отдушиной, возможностью взглянуть на нее с юмором.
А кто-то оказался предупрежден, а стало быть, и защищен от возможных проблем.

Но более широкий отклик все же прошел по поводу публикации «Роман с чужой болезнью»... В какой-то степени мне пришлось выступать затем с позиции эксперта и довольно продолжительное время раздавать рекомендации людям, впервые оказавшимся перед проблемами вроде — а как поменять памперс лежачему больному, как развлечь человека, если он уже мало что слышит и видит, чем вкусненьким покормить его, если сахар под запретом и т.д.?

Можно было бы адресовать людей к врачам или к специальным страницам в Интернете. Но не сомневаюсь, им это и без того отлично известно. А вот поговорить по душам с человеком, прошедшим те же жизненные потрясения, — это оказалось для наших читателей куда важнее.

Разумеется, проект «Проверено на себе» совсем не предполагает, что для его продолжения нам будут нужны все более катастрофические ситуации. Практически любая мелочь, с которой мы встречаемся в жизни, может стать темой для материала — от попытки устроить ребенка в детский сад до приобретения нового айфона. Да что угодно! Наверняка ни один совет от журналиста авторитетной газеты, да еще побывавшего в схожей с читателем ситуации, не пропадет даром. Ведь живем-то мы все в одном мире, и справляться с его проблемами вместе куда правильней, нежели страдать и думать как «...не пропасть поодиночке» — доказано! Нет, проверено на себе!


Евгений СЕРЕБРЯКОВ,
журналист газеты «Нейва»,
Новоуральск, Свердловская область


"Журналистика и медиарынок", № 01, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».