Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

О тихом бунте железнодорожников


Когда журнал предложил рассказать, как я работал над материалом о ЮВЖД, мне на секунду почудилось, что эмиссары «железки» добрались и сюда. Ведь на Юго-Восточной ЖД проявили недюжинную энергию, чтобы помешать распространению статьи, а главное — чтобы узнать, как и зачем я ее писал. Думаю, надо вкратце изложить суть материала «Бес содержания», Что вышел в воронежской газете «Берег»
Фото: Паровоз в поле. Аркадий Гурский. сartoonbank.ru


В ОКТЯБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА СОТРУДНИКАМ КОМПАНИИ ЮВЖД и воронежских «дочек» РЖД было предложено скинуть с себя пару-тройку рабочих дней: добровольно-принудительно взять «без содержания». «Железка» решила сэкономить, откусив от зарплат тех, кто непосредственно не занят в эксплуатации подвижного состава: у кого-то 3 тыс., у кого-то 5, у кого-то 7.

Конечно, не самый страшный пример притеснения трудящихся. Если к этому не добавить устойчивый негативный бэкграунд начальников дороги, что управляются с железнодорожниками, словно бароны со своими вассалами. Создание 10 лет назад лукавого ОАО «РЖД» только закрепило это положение, что начало подспудно складываться ещё в СССР. Но тогда, говорят, хотя бы были сильны профсоюзы…

Сегодня же феодализм на супермонополиях вроде РЖД стал абсолютно откровенным и циничным. Естественно, и данная оптимизация издержек не только официально не афишировалась, но работникам было заказано распространяться о б/с-разнарядке. А объяснялась она «вынужденной необходимостью на этапе развития между мировыми кризисами». Это я своими словами передаю то, что мне потом излагала замначальника службы корпоративных коммуникаций ЮВДЖ Нина Ишутина.

Однако у затронутых оптимизацией людей возник закономерный вопрос: куда именно будут направлены сэкономленные средства? (Вопрос, как это бывает, у вассалов пред лицом грозного хозяина публично не проговоренный.)

Эмоционально озвучили его в частной беседе со мной приятели-железнодорожники — из тех, с которыми встречаешься пару раз в год. Мол, заставляют б/с писать; наверное, Якунину на новую дачу не хватает.
В этих двух строках, собственно, заключается вся актуальная проблематика материала. Произвол порождает недовольство, а отсутствие информации — злонамеренные сплетни.

Теперь (как мне было предложено) я должен рассказать, как соединить в своей работе над темой «элементы расследования» и «анализ ситуации». Анализ ситуации исходя из характера полученной инфы был очевиден. Требовалось проверить саму информацию. И в этом деле не обойтись без «элементов расследования».

Сначала я обзвонил других знакомых с «железки» (в том числе шапочных), между делом, как об анекдоте, интересуясь «бесом содержания». Инфа подтвердилась. Выяснилось, что практика принудительных б/с (причем в эти дни многим все равно надо было приходить на работу) действует здесь не первый год. Причину начальство всегда называет одну и ту же — «чтобы не пришлось отправлять вас на улицу». Не ЖД, а какой-то гибрид богадельни и армейской казармы.

Затем настал психологический момент для официальных вопросов. Позабавила реакция лидера профсоюза ППК «Черноземье» («дочка» РЖД), некоего Позднякова. Он отказался беседовать с журналистом по телефону, только лично. Казалось бы, какие секреты? Ведь профсоюзный деятель должен быть рад любой возможности рассказать о том, как заботится об опекаемых им трудящихся. Что ж, подтвердились слухи, что профсоюз на «железке» существует только для галочки.

Спасибо представителю пресс-службы Нине Ишутиной, что не пошла по той же дорожке, а изложила свою/компании версию о принудительных б/с. Думаю, ответственный работник уже не раз пожалела, что сразу не предложила мне писать запрос на официальном бланке. Ответ на который «будет, возможно, через неделю». И совсем уж странно выглядело как будто искреннее недоумение Ишутиной: «А зачем вам все это нужно?»

Нина Константиновна, ну вы же когда-то работали журналистом…

Попутно выяснилось, что в уже нынешнем, 2014 году в РЖД запланированы сокращения (б/с не спасли!), прозвучала инфа о 65 тыс. намеченных на увольнение.

Меня спрашивают: какими приемами стоит пользоваться, чтобы оживить газетные материалы и привлечь внимание аудитории? Разумеется, всеми возможными. Как вишенку на торт, я поместил в материал привет Якунину от Алексея Навального, что обнаружил у «главного железнодорожника» роскошное поместье в подмосковном Акулинино, где, помимо прочих изысков (лес, искусственный пруд, баня в 2000 кв. м.), привлекает внимание загадочное шубохранилище.

До кучи пошерстил по специализированным форумам, где воронежские железнодорожники обсуждают свою судьбину. Вставил наиболее адекватные посты.

ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ ОТВЕТНЫЕ ШАГИ железнодорожной монополии. На следующий день после выхода публикации мне позвонили от одной из «дочек» РЖД (которой в материале было уделено особое место) и вежливо поинтересовались, от кого я получил первоначальную информацию. «Это ваши друзья? Сколько их было? Один или несколько человек?»

Параллельно с сайта «Берега» исчезла сама публикация. «Железка», помимо прочего, ещё и крупный рекламодатель, менеджер менеджера умеет уговаривать.

А вот со своими в ЮВЖД не церемонились. Сначала предложили чистосердечно признаться в измене, затем припугнули, что добудут у сотовой компании распечатку с моего телефона и таким образом вычислят мои контакты.

Первое было напрасным трудом. «Бес содержания» перепечатали независимые интернет-порталы (это не говоря о газетной версии); материал попал в социальные сети.

Второе было чистым блефом.
Я связался с региональным менеджером своей сотовой компании (тоже хорошей знакомой), которая заверила, что покажут биллинг только по прокурорскому запросу (а разве могло быть иначе?). «В противном случае у тебя, Вить, да и не только у тебя, будет полное право нас мочить», — согласилась собеседница. Разговор двух свободных людей.

ВООБЩЕ, ЧТОБЫ ПИСАТЬ ЖИВОЙ МАТЕРИАЛ, ЖЕЛАТЕЛЬНО САМОМУ БЫТЬ ЖИВЫМ.
Например, те граждане, что дали мне первичную инфу, потом сто раз раскаялись в этом. Просили (после предварительного прочтения):
«А может, не надо?..», — что только убеждало меня: надо!

Чтобы наконец публично состоялся этот тихий бунт «железных» анонимов. Ведь нетихие бунты у нас зовутся «народными сходами». И это крайняя мера.


Виктор ЛИХОДЗИЕВСКИЙ,
обозреватель газеты «Берег»,
Воронеж


"Журналистика и медиарынок", № 01, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,