Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Соприкосновение параллельных


Признаюсь честно: до своего попадани в «Пензенскую правду» я весьма смутно представлял, что такое «районка».


Думаю, большинство моих городских и уж тем более столичных коллег могут сказать про себя то же самое. Мы более или менее тесно соприкасаемся, когда у нас оказывается общий учредитель. Во всех остальных случаях региональные и районные СМИ — это две равнодушные друг другу параллельные, которые согласно геометрии Евклида не пересекаются. То есть они не враги и не друзья. Они просто чужие. И эта параллельность большинство из нас устраивает. Особенно на фоне тенденций последнего времени.

ЛЕГКО ЛИ СОБЛАЗНИТЬ «РАЙОНКУ»?

Я пытался наладить контакт с «районками», работая в самых разных изданиях. Первая попытка была лет десять назад, когда меня пригласили выступить на одном из семинаров перед редакторами районных газет нашей области. После выступления я рассказал, как важна для нас информация с мест, как мы готовы за нее хорошо платить, продиктовал свои координаты. А потом стал ждать, что сейчас на меня посыпятся районные сенсации.

Не получил не только сенсаций, но вообще ни одной информации. Сейчас понимаю, что дело не только в лени (хотя, что греха таить, и не без этого), как подумалось тогда. Районный редактор — человек битый, осторожный и первому попавшемуся материал не отправит, потому что прекрасно понимает, чем это чревато.

Каждому из нас наверняка приходилось сталкиваться с ситуацией, когда отправляя материал в незнакомое издание, мы потом не узнавали собственного текста, где от начального варианта оставалась лишь фамилия автора, «черное» легко превращалось в «белое» и наоборот. Поэтому если нет доверия, то не помогут ни деньги, ни соблазн увидеть свой текст в издании «более высокого ранга».

ЧИТАТЕЛЕЙ НА ВСЕХ ХВАТИТ

Первая неудача мой пыл не остудила. Пару лет спустя, работая уже в другом региональном издании, я договорился с местным департаментом СМИ и стал каждую неделю отправлять туда журналистов читать подшивки районных газет (своими сайтами в тот момент могли похвастаться лишь федеральные СМИ) и искать интересные для нас новости. Работа кропотливая и, как скоро выяснилось, малоэффективная. Там не было того, что требовалось нам. И это лишний раз подтверждает — чаще всего мы играем на разных полях и конкурентами не являемся.

Начав работать в «Пензенской правде», еще раз убедился в правильности своих выводов. Суммарный тираж 27 наших «районок» 88 тыс. у «Пензенской правды» 18 тыс. То есть на территории своего района местная газета, безусловно, доминирует. В виртуальном пространстве дела обстоят наоборот, даже суммарная посещаемость сайтов районных газет сильно уступает посещаемости сайта областной. Наши аудитории отличаются, и требования к нам они предъявляют разные.

Так что оснований для вражды просто нет. Мы не мешаем друг другу. И читателей хватит на всех. Враждовать, на мой взгляд, — это удел слабых. Вражду порождает страх, проистекающий от неуверенности в себе. У нас и областная газета, и большинство районных крепко стоят на ногах. Со временем появилась и определенная степень доверия, поэтому мы стараемся выстраивать партнерские отношения и делать каждый свое дело. А когда по настоящему занят своим делом, на вражду времени не остается.

ВАМ РЕКЛАМА, НАМ ПОДПИСКА

Я очень ценю, что сегодня редакторы и журналисты районных газет начали самостоятельно выходить на нас и предлагать свои материалы. Несколько месяцев назад почти все местные издания дали по небольшой информации о том, что в городе Кузнецке поставили памятный камень на месте, где в свое время были похоронены немецкие военнопленные.

Нам же Ольга Подраменская, журналист местной газеты, прислала очень трогательную историю появления этого камня. 76-летний немец всю жизнь искал отца, призванного на фронт в 1945-м и пропавшего без вести, и лишь на склоне лет нашел-таки место захоронения в далеком Кузнецке. Как выяснилось, там были похоронены более 800 немецких военнопленных. На этом месте и появился памятный камень, установленный на средства, собранные гражданами Германии.

После публикации нашлись люди, увидевшие в этой статье некие политические подтексты, для нас же на первом месте была человечность этой истории. А передать ее можно было, только работая на месте события. Общаясь глаза в глаза.

Районный журналист у себя в небольшом райцентре — человек известный и свой. Поэтому ему расскажут то, что не всегда доверят постороннему, в том числе вещи достаточно личностные. Так, благодаря той же Ольге Подраменской у нас на страницах появилась красивая история любви, венцом которой стала свадьба братьев-близнецов на сестрах-близняшках.

В свою очередь, стараемся платить «районкам» той же монетой. Раскопали мы интересный материал о пребывании Пушкина в одном из районов области, захотела его опубликовать у себя «районка» — не жалко, пожалуйста, берите!

Год назад один из районов серьезно пострадал от паводка, а деньги, которые федеральный бюджет обещал выделить для помощи пострадавшим, зависли непонятно где. Началась чехарда с размерами компенсации. Для того чтобы досконально разобраться в ситуации, необходимо было встречаться с десятками людей, которые проживают за полторы сотни километров от областного центра. Выручила редактор районной газеты Людмила Саляева, взявшая эту работу на себя и подготовившая очень добротный серьезный материал.

Сотрудничество между областной и районными газетами — не только обмен информацией. Два года назад у нас забуксовала подписка, а с финансами на тот момент дела обстояли достаточно неплохо. Мы изготовили большой, красивый рекламный модуль и разместили его по льготной цене во всех «районках». Взаимная выгода налицо. Нам это реально помогло поднять подписку, нам, а «районкам» — заработать дополнительные деньги.

Я ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО

Многие, наверное, помнят, сколько шума наделала опубликованная в позапрошлом году в журнале «Журналистика и медиарынок» статья Александра Колесниченко «Я за смерть», где в числе прочих упреков, брошенных «районкам», был и упрек в беззубости. В качестве одного из примеров приводилась районная газета, молчавшая о событиях, происходивших в станице Кущевская.

Я не был бы столь категоричен. К сожалению, у нас в стране для любого издания существует некий барьер, перепрыгнуть через который будет равносильно самоубийству. Есть темы, которые для «районки» не под силу, хотя бы из-за элементарной законодательной незащищенности. С дилеммой, как и дело сделать, и газету сохранить, сталкивался, наверное, каждый редактор. Один из выходов опять же в сотрудничестве.

Когда у нас в области 35 человек ушли под землю и почти год ждали там конца света, районная газета давала минимум информации о происходящем. И, на мой взгляд, была права.

Во-первых, местных жителей гораздо больше, чем проблемы подземных сидельцев, волновали свои собственные, о которых и писала «районка». Это столичный читатель жаждал зрелищ в виде газетной сенсации, а в районе куда важнее были проблемы с дорогами, газом, дефицитом мест в детсадах.

Во-вторых, работая в то время на федеральное издание, я видел, как жестко тогдашняя районная власть прессовала даже журналистов центральных изданий и телеканалов, несмотря на то что за спиной у них была Москва. «Районку», сунься она в эту мясорубку, раздавили бы в одночасье и никто бы этого не заметил.

Но, это не значит, что журналисты местной газеты не работали с громкой темой. Работали, но, не имея возможности публиковать у себя, передавали коллегам. Значительный объем информации тогда я получал в том числе и от районщиков.

Схожая ситуация была у нас, когда год назад в другом райцентре задержали маньяка-людоеда, на счету которого было больше десятка жертв. Можно, с одной стороны, упрекнуть «районку», что она начала говорить об этих событиях уже после того, как «отстрелялись» не только областные, но и федеральные газеты. Но можно и принять во внимание, что история была очень запутанная, а все материалы следствия были моментально переданы в областной центр, добраться до них было нелегко даже нам.

У редакции выбор был небольшой — писать на основе ничем не подтвержденных слов, рискуя нарваться на судебный иск, или промолчать, но при этом помочь по мере возможностей коллегам из областной газеты. Они выбрали второе.

* * *
Понятно, что каждому самостоятельно решать, как выстраивать отношения. Но позволю себе заметить, что проблем и врагов у нас с вами сегодня столько, что позволить себе роскошь враждовать еще и друг с другом мы просто не можем.
А значит надо учиться быть если и не друзьями, то хотя бы союзниками. Помимо плоскостной Евклидовой геометрии, существует ведь еще и объемная геометрия Лобачевского, где параллельные прямые хоть и не пересекаются, но имеют точки соприкосновения.


Павел ШИШКИН,
главный редактор газеты «Пензенская правда»


"Журналистика и медиарынок", № 12, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.