Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Убить дракона


Угроза безопасности журналистике в цифровой век — это не только технологии или цензура, главный враг прячется там, где его меньше всего ищут…


СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, весь массив гуманитарных ценностей и даже государственные механизмы наиболее опытных и продвинутых демократий, похоже, не в силах противостоять стремительно, как цунами, надвигающейся волне ненависти и агрессии в Интернете. Демократия и технический прогресс сами по себе не создали противоядия против «языка вражды», его надо вырабатывать немедленно солидарными усилиями государственных структур, экспертов, правозащитников и самих журналистов, и работа эта не терпит отлагательств.

Невзирая на продолжающийся кризис, безработицу и даже войну с мировым терроризмом. Так примерно можно было бы сформулировать основной месседж одной из двух секций недавно завершившейся в Белграде конференции Совета Европы под названием «Свобода слова в цифровой век. Возможности, права, ответственности», на которую собрались представители министерств по делам СМИ и коммуникации, ученые, лидеры международных организаций и сами журналисты. Автор этих строк принимала участие в первой секции, посвященной непосредственно угрозам журналистике, вместе с главной защитницей свободы СМИ ОБСЕ Дуньей Миятович, президентом Ассоциации европейских журналистов Уильмом Хорсли, журналистами Сербии, Турции, европейскими дипломатами. Речь шла о старых и новых формах цензуры, возникших на континенте в последние годы, о важности солидарности в противодействии давлению на свободное слово, о необходимости расширять диалог доверия между всеми участниками общественного развития.

ЕФЖ журналистов как раз в дни конференции начала масштабную кампанию в защиту журналистики как блага для всех граждан. Предполагалось, что работники пера и эфира начнут дискуссии и подготовят сообщения в разных жанрах с напоминанием о важности независимости журналистов и даже попросят отменить принятые во многих странах после 11 сентября 2011 года законы, ограничивающие свободу слова.

ЖИЗНЬ ВНЕСЛА СВОИ КОРРЕКТИВЫ — буквально за несколько дней до этого четырех турецких журналистов приговорили к пожизненному заключению, и президент ЕФЖ выступил с экстренным призывом немедленно освободить коллег. Безопасность журналистов — больная тема последних лет, никогда за всю историю в такой короткий промежуток времени не было убито на войне и в мирное время такое число работников СМИ, никогда столько из них не томились за решеткой, не подвергались угрозам, избиениям, всяческому давлению. Так что тревога международного сообщества и европейцев вполне оправданна и необходима.

Вторая тема для российского уха прозвучала несколько неожиданно — министры и эксперты посвятили целый день проблеме «языка вражды» в европейской сети. Обсуждали, какие меры должны быть приняты на национальном и общеевропейском уровне для его искоренения и как этого достичь, не нарушая святых принципов свободы выражения мнений.

САМА СЕРЬЕЗНОСТЬ ПОДХОДА не могла не впечатлить. Спецрепортер ООН по свободе слова Франк Леру выступил с острым и ярким докладом, доказывающим, что именно «язык вражды» — наиболее опасная тенденция. Это при том, что, судя по прозвучавшим выступлениям, градус агрессии в формально политкорректных обществах на порядок ниже того, что можно увидеть в Рунете. И уж точно наверняка националистов и авторов оскорбительных комментариев большинство считает отморозками и моральными уродами. Собственно, о чем они так беспокоятся?
И, с другой стороны, почему у нас вообще никакого разговора о «языке вражды» на высоком уровне нет, разве что правозащитники да СЖР время от времени выступают с заявлениями, а сами граждане также в лучшем случае ругнутся на кухне, даже в Коллегию по жалобам на прессу не обращаются, хотя процедура куда проще, чем в большиснстве европейских стран. Почему мы вообще так к себе относимся?

Примерно такие же вопросы прозвучали совсем в другой аудитории примерно в эти же дни. В Москве состоялся Гражданский форум «Будущее России — в единстве граждан», главной целью которого стала попытка выработки общей стратегии противодействия ксенофобии и вражде в обществе. Среди организаторов — Фонд «Миграция 21 век», Московская Хельсинкская группа, Союз журналистов России, ассоциация «Сова», конфедерация переселенцев, активисты партии «Яблоко» и просто граждане, которых встревожили последние события в Бирюлево и аналогичные случаи в других регионах.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ, предложенное Лидией Графовой, звучало иначе — «Отечество в опасности». Его отмели как излишне экспрессивное. Хотя, по сути, именно оно и отражало настроение момента. Самое интересное, что основные идеи форума оказались более чем созвучны предложениям европейских министров и экспертов — прежде всего предлагалось усилить внимание к обсуждению проблем, начать немедленно просветительские программы для широкой аудитории и для мигрантов, для педагогов и детей, а также — внимание — программы медиаобразования, в том числе в области Интернета.

И в Москве, и в Белграде говорили о том, что главный источник ненависти — несчастье людей, личная неудовлетворенность существующим положением, и именно этим удачнее всего пользуются недобросовестные политики или просто авантюристы, что предрассудки как таковые присущи каждому без исключения, но человек разумный и совестливый, помнящий, что он все же создан по подобию Божию, или просто порядочный, все же умеет сдерживать свои предрассудки и не вредит другим.

ПРОЩЕ ГОВОРЯ, БОРОТЬСЯ С «ЯЗЫКОМ ВРАЖДЫ» в СМИ и в обществе можно единственным путем — как завещал классик, выдавливать из себя по капле раба, который рвется наружу и стремится править бал — и руководить нашими поступками и словами. Верующие люди всех конфессий называют это по-своему. Но в мифологиях многих народов соxранились предания о герое, который пронзает копьем дракона, пожирающего женщин, целые царства или вообще всех людей.

Этот дракон — метафора всемирного зла, несовершенства и беды, его невидимые клоны живут в каждом из нас. Чехов очень точно угадал его рабскую сущность и змеиную живучесть, которую одним ударом не одолеть.
Европейцы написали очень интересные предложения, их будет изучать комиссия перед очередной встречей ЕС. Многие идеи прозвучали из уст совсем молодых журналистов и блогеров — они решили, не дожидаясь правительственных инструкций, работать со сверстниками в Сети, чтобы помогать им отличить информацию от мусора, неграмотность — от злонамеренной лжи.

Мне кажется, у нас могло бы получиться ничуть не менее интересно. Хотела спросить об этом у молодых коллег. К сожалению, самый свежий ресурс (интернет-сайт СЖР и МГУ как раз по вопросам миграции) неожиданно подвергся хакерской атаке и временно не работает. Но он непременно будет восстановлен. И мы продолжим разговор.


Надежда АЖГИХИНА,
Москва


"Журналистика и медиарынок", № 12, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».