Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

Газета мира глухих


В России велико количество самых разных этносов. Народы республиканского и краевого масштаба — это само собой, а уж малых этносов полным-полно У всех — свои обычаи, свой менталитет, свои психоэтнические особенности, что накладывает свой отпечаток на периодику республиканского и районного масштаба. Не будем повторять прописные истины о том, Что каждая газета или журнал должны знать своего читателя, его потребности, его проблемы и восприятие — иначе читать не будут и люди с инвалидностью по слуху тоже не будут читать то, что им преподнесут без учета специфики. Можно удивиться: Что за перескок с темы на тему, какая связь с нивхами-багулалами и глухонемыми?


НЕУЧТЕННЫЙ МАЛЫЙ ЭТНОС

Стоп. Во-первых, не «глухонемыми», а глухими. Это мычащий Герасим из «Муму» глухонемой, потому что никакого языка не знал — ни русского устного, ни русского письменного, ни русского жестового. Современные инвалиды по слуху термин «глухонемой» воспринимают так же остро, как афроамериканцы — слово «ниггер» со стороны белого. (К сожалению, многие СМИ упорно пишут «глухонемой», особенно этим отличается «Московский комсомолец».)

Во-вторых, именно недостаток слуха способствует образованию очень специфичного, совершенно не определенного географически «малого этноса» — субкультуры глухих, которая как таковая начала складываться в ХХ веке с распространением упорядоченного, лингвистически структурированного жестового языка. Глухой чукча, уверяю вас, за минуту подружится с впервые встреченным глухим москвичом, что не так сразу получится у слышащих.

В-третьих, как и для большей части представителей малых этносов в России, русский язык для большого процента глухих — чужой, вторичный, неестественный, в то время как родным способом общения является язык жестовый. За более чем столетие усилия российских спецшкол, обучающих глухих, и прорывы сурдопедагогических альтернатив привели лишь к тому, что условно грамотными и умеющими читать, понимая написанное, являются от силы 40% сообщества глухих.

Это те, кто может более-менее понять публикацию в, скажем, «Вечерней Москве» или написать внятно заявление о приеме на работу. А уж тех, кто способен вдумчиво читать художественную литературу или научно?популярные статьи, отличать, как говорится в известном анекдоте, «Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, кобеля от…» — таких вот, по моему мнению, процентов 10 наберется.

Никакая другая группа инвалидов — от ампутантов до слепых с аутистами — не образует такое замкнутое сообщество со своей культурой, своими нормами поведения и своим менталитетом. И не каждое российское нацменьшинство насчитывает около 100 тыс. человек!

И, значит, возникает вопрос: каким должно быть печатное издание средства массовой информации — газета или журнал — для неслышащих людей? Ведь жестовый язык не имеет письменной формы, а тексты на
русском языке для большого количества инвалидов по слуху — чуть понятнее китайской грамоты. Проблему до сих пор не решили однозначно…

ИСТОРИЯ СМИ ГЛУХИХ РОССИЯН

Первые зафиксированные в российской истории
факты возникновения российской deaf-прессы — петроградская газета «Мир глухонемых» (первый номер вышел в октябре 1916 года) и «Известия Московского комитета глухонемых» (апрель 1917 года). Конечно, оба издания не смогли протянуть и полгода в суровой российской круговерти, более-менее улегшейся лишь к середине 20?х годов ХХ века. Газета «Жизнь глухонемых» впервые вышла в свет 1 февраля 1924 года.

Газету делали совместно слышащие и глухие. Поскольку установка в отношении инвалидов по слуху в советскую эпоху была простой — «будьте как все строители коммунизма!», — то никаких скидок на «особость» и «невосприятие русского языка» не делалось. Заметки, очерки, статьи, фельетоны — все писалось в расчете на грамотную аудиторию. А значит, непосредственными читателями газеты были лишь немногочисленные представители грамотной «deaf-интеллигенции», «продвинутых» рабочих и слышащих, работавших в структуре Всесоюзного общества глухих (ВОГ).

На одном из съездов ВОГ, который проходил в 1931 году, делегаты ставили вопрос: «Савельев (руководитель ВОГ. — Примеч. автора) говорит, что у нас 8 тыс. подписчиков, это, конечно, хорошо, но вопрос вот в чем. Читают ли эти 8 тыс. газету? Нет, читает ее небольшой процент… Надо сделать ее более популярной, доступной для малограмотных глухонемых…»

Если говорить напрямую, то проблема, озвученная в далеком 1931-м, не решена до сих пор. Именно с тех времен повелась практика, когда грамотный неслышащий человек или сурдопереводчик зачитывает публикации газеты собравшемуся коллективу инвалидов по слуху, по сути дела, осуществляя перевод на жестовый язык. Эта практика применялась в организованном порядке: регулярные «обзоры» в красных уголках предприятий, в домах культуры ВОГ, в пансионатах. И сейчас аналогичные обзоры проводятся в Москве в клубах глухих, открытых при районных центрах социального обслуживания.

С 1931 года «Жизнь глухонемых» была передана из испытывающего финансовые трудности Общества глухих под крыло ВЦСПС, в «Профиздат». Еще через год газета превратилась в полноценный журнал.

В 1937—1938 годах издавалась еще и ведомственная газета «Воговцы на социалистической стройке» (орган ЦП ВОГ и МООВОГ). Зачем ВОГу понадобилось второе СМИ, можно объяснить просто: журнал «ЖГ», относительно независимый благодаря защите ВЦСПС, мог позволить себе жесткую критику в адрес руководителей ВОГ разных рангов и их действий.

Во второй половине 1938 года ЦП ВОГ договорилось с ВЦСПС о том, что журнал «ЖГ» вновь станет совместным изданием. Необходимость в своей газете у ЦП отпала, и воговцы прекратили существование. В 1941 году выпуск «ЖГ» был прекращен: грянула война. Следующий выпуск журнала появится спустя 16 лет под более «политкорректным» названием — «Жизнь глухих».

Глухая интеллигенция была необычайно рада возрождению своего СМИ. Тиражи «ЖГ» росли: от 19 тыс. экземпляров в 1961 году до 44 тыс. в 1970?м. Разумеется, большую роль в таких цифрах играла разнарядка по областным правлениям ВОГ — подписка на журнал вменялась в обязанность каждому воговцу без учета его уровня грамотности.

С 1972 года название журнала стало еще более «политкорректным»: «В едином строю». Типа глухие шагают в едином строю со всем советским народом. Тираж рос, в 1980 году достигая 58 тыс.! Начиная с 1960-х в редакции стали работать лишь слышащие. Между прочим, долгое время заместителем главреда «ВЕС» был Эдуард Вартаньян, имя которого знакомо любому уважающему себя лингвисту, филологу и журналисту. Кто не знает автора книг «Путешествие в слово», «История с географией», «Из жизни слов»?

Ну вот, после многолетнего перерыва лишь в конце 1970-х в штат редакции зачислили глухого журналиста.
В трудные 1990-е годы в «ВЕС» слышащие мастера слова на копеечные доходы не рвались, и редакция снова стала полностью «глухой».

В 1992 году издательство «Советская Россия», к которому формально был приписан журнал, преобразовалось в «Русскую книгу», а вскоре и вовсе отказалось выпускать «ВЕС» под своей маркой. И ЦП ВОГ взяло погибающий журнал на себя. С одной стороны, «ВЕС» был спасен, с другой — стал чисто ведомственным, корпоративным изданием, которому до сих пор приходится тщательно блюсти честь мундира начальников Общества глухих. Это значит — не видеть в упор ошибок руководителей Общества глухих, ни их сращивания с криминальными структурами (что наиболее ярко проявилось в лихие девяностые), ни распродажи построенных в советское время производств, домов культуры и прочей недвижимости ВОГ.

Во второй половине 1980-х годов ощущалась потребность в новых печатных органах для глухих. Первым это понял председатель Московской городской организации ВОГ И. Абрамов, по инициативе которого в 1987 году начала выходить газета «Маяк».

ОТ «МАЯКА» ДО «МИРА ГЛУХИХ»

«Маяк» был оформлен как «орган партийной организации и руководства Московского городского правления Всероссийского ордена «Знак Почета» Общества глухих». Это значит, что с самого начала газета была призвана выражать точку зрения официальных лиц Московской организации ВОГ. Глава МГО ВОГ Игорь Абрамов отличался самостоятельностью и «ндравностью», не желая всецело подчиняться руководителям «вышестоящего» Всесоюзного общества глухих. Так что появление московской газеты глухих стало символом усиления «московской оппозиции».

Как вспоминает одна из старейших сотрудниц газеты, профессиональная журналистка А. Славина, «был заслан гонец от ВОГа в Союз журналистов СССР. Прислали специалиста по многотиражным газетам, слышащего, но с плохим слухом. Первый редактор нашей газеты — Владимир Моисеевич Котляренко — имел огромный опыт работы и плохой слух с детства. И хотя к ВОГу до этого момента отношения не имел и жестов не знал, освоился быстро. Первый номер В.М. Котляренко выпустил к 7 ноября один. Поскольку Котляренко с собственно глухими никогда не сталкивался, но руку на шаблонах советской печати набил весьма и весьма, то первый номер «Маяка» стал образцом идейного пафоса советского печатного слова».

Лишь в третьем номере «Маяка» появился такой заголовок: «Почему глухие и слабослышащие не посещают Театр мимики и жеста». Некоторое «очеловечивание» газеты связано с тем, что, начиная с третьего номера, в «Маяке» стала работать Алла Славина. Именно Славина начала вести в газете линию «местных» — как говорят глухие, «глуховских» — новостей и проблем, что сделало газету более интересной для неслышащих москвичей, а не только для агитаторов и собственно сотрудников структуры ВОГ. Затем постоянным корреспондентом газеты стала Александра Базоева, тоже неслышащая и умеющая с теплотой писать о людях. «Маяк» до развала СССР выходил 2 раза в месяц, и тираж его был 3 тыс. экземпляров (примерно на 6 тыс. инвалидов по слуху, живущих в столице).

Но большие «слепые» тексты, шаблонность и казенность слога, минимум неразборчивых фотографий, отвратного качества бумага — все это отнюдь не подвигало обычного глухого разбирать малопонятные слова. Как и журнал «В едином строю», газета «Маяк» была востребована лишь в узком кругу образованных глухих. Остальные предпочитали узнавать новости газеты «через руки». Даже когда с распадом СССР в газете прекратилось засилье идеологических статей и существенно уменьшился вес «производственных» материалов, все равно тираж «Маяка» сдулся до одной тысячи экземпляров, а сама газета стала ежемесячником.

В 1992 году стиль газеты изменился резко — как и сама эпоха. В 1992 году главным редактором был назначен глухой поэт Иван Исаев. Поэт он был действительно великий, и лишь глухота — а значит, обособленность от обычной литературной жизни — помешала имени Ивана Исаева попасть в плеяду общепризнанных российских поэтов. С его приходом официальный стиль в газете исчез напрочь: Исаев отличался особенным нечинопочитанием и острым языком, склонным к прямым издевкам.

В форме подачи материалов отразились «новые времена»: объявления, короткие заметки самого разнообразного содержания, порой не имеющего отношения к ВОГ, аляповатость дизайна, фотографии, фото, имеющие сугубо изобразительную ценность. В общем, «Маяк» какое?то время напоминал собой типичный ларек 1990?х: с разнобойными товарами, заклеенный афишками и рекламой.

В описываемый период на страницах «Маяка» впервые появилась коммерческая реклама — объявления и рекламные фреймы от разных фирм и организаций, вплоть до частных объявлений глухих мастеров о ремонте бытовой техники на дому.

Газета не боялась даже намеков на «этническую крышу», подмявшую под себя верхушку Общества глухих. Карикатура «Присосались» четко отображает сложившуюся тогда в глазах многих ситуацию.

В 1998 году «Маяк» был переименован в «Мир глухих». Нельзя сказать, что это было волей всех читателей, и сам Исаев выражал недовольство переименованием. Но таким образом руководство МГО ВОГ выразило общий тренд: глухие россияне, перенимая веяния Запада, стремятся как можно больше подчеркнуть свою особость, уникальность и независимость от мира слышащих.

Расширилась тематика материалов: поднимались вопросы качества образования глухих, регулярно шли статьи о театре и культуре глухих, стали писать о сурдопереводчиках, которые сопровождают глухих людей всю жизнь, появились заметки молодых авторов о стремлениях и чаяниях глухой молодежи…

В 1999 году главным редактором «Мира глухих» был назначен Виктор Александрович Паленный, эрудит, интеллектуал, культуролог и исследователь истории сообществ глухих. В соответствии с интересами нового главреда значительную часть газетных публикаций стали занимать научно-популярные статьи по истории глухих России, по роли жестового языка в жизни инвалидов по слуху. Поскольку Паленный в отличие от «почвенника» Исаева весьма прозападно настроенный человек, то обычными стали в «МГ» подробные материалы о зарубежных обществах глухих, о том, как на Западе опекают инвалидов по слуху, о том, как прекрасно, что «этнос глухих» все больше самовыражается — вплоть до противопоставления себя «враждебным вихрям» слышащего мира.

«Сдвиг» на исторических материалах и пропаганде ценностей deaf-субкультуры не сильно мешал, впрочем, газете стараться давать актуальнейшую информацию глухим москвичам, отражать новые реалии жизни. Например, в двухтысячных годах туризм по зарубежью начал из статуса «новорусских возможностей» переходить на уровень обычных людей — и в «МГ» появились своего рода путевые заметки.

Глухие туристы делились впечатлениями, рассказывали об отношении к инвалидам за границей, возмущались аховым сервисом наших турагентств и аэропортов.

А вот ряд статей о том, как тот или иной глухой человек проявляет себя на рабочем месте, связан со все более обостряющейся областью трудоустройства. Невозможно представить в обычном СМИ описание рабочих будней, скажем, цветовода, грузчика или библиотекаря. Кому это интересно?

Это интересно было именно глухим, если рассказывалось о глухом. Ведь не каждому инвалиду по слуху легко найти работу по своей специальности или призванию: работодатели смотрят на него как на инопланетянина.
Некоторая академичность «МГ» эпохи Паленного если и усилила внимание со стороны грамотной и начитанной элиты глухих Москвы, то для массы стала уже совсем нечитабельной. Глаз «простого читателя» отдыхал разве что на заметках ветеранов газеты Славиной и Базоевой, которые продолжали все так же тепло и доходчиво писать о нем, «простом читателе». Но плотность и
«слепота» текстов все так же убивали желание читать даже их.

Сам Паленный это понимал. Недаром он начал привлекать внештатных авторов, публиковавшихся регулярно. Таким образом, вокруг по-прежнему немногочисленного штата редакции (главный редактор, два штатных корреспондента и верстальщик) стала формироваться команда внештатников, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в развитии газеты.
Когда Паленный перешел на более вкусные хлеба в кресло главного редактора «ВЕС», полгода управление газетой находилось в руках ветерана Аллы Славиной. Но ее возраст и «советская закалка» не способствовали успехам Аллы Борисовны на ниве главредства. «МГ» загибался, и руководство МГО ВОГ призвало Давида Семеновича Рабиновича — глухого специалиста по компьютерам, выпускника Высшей школы бизнеса. Деловая хватка и административная сметка Рабиновича поспособствовали успеху газеты: в корне изменились и осовременились дизайн и форма подачи материалов, газета со временем стала сначала наполовину, потом полностью цветной — а визуальный эффект, напомним, играет для неслышащего человека определяющую роль.

Зная потребности массового глухого читателя, Рабинович значительно увеличил объем фотоизображений, внес в текстовые блоки больше воздуха. «Слепые» многословные мелкошрифтовые нагромождения «букафф» исчезли. При переходе в Щербинскую типографию сотрудникам «МГ» не стало стыдно за полиграфию своего издания.

Сам Рабинович не владел журналистским пером в полной мере, но всегда чувствовал тему и ставил актуальные вопросы. Кроме того, из журналистов?внештатников, накопившихся во времена Паленного вокруг газеты, лучшие вошли в состав редакции. Так, кроме двух «зубров», работавших в газете с года ее основания
(А. Славиной и А. Базоевой), в газете работали М. Веселов, З. Скуратова, П. Синева, О. Кодылева. Со всеми ними были заключены договоры, четко были определены объемы материалов, разработана тарифная сетка гонораров. Рабинович неутомимо искал рекламодателей, и корреспонденты «МГ» стали получать гонорары, сопоставимые с заработками слышащих коллег в не самых последних печатных изданиях.

«Мир глухих» стал очень конкретным. Проблемы и трудности, с которыми сталкивались неслышащие москвичи, находили отражение в материалах «МГ». Все косяки столичной соцзащиты в отношении инвалидов по слуху выносились на суд читателя без скидок и эвфемизмов. Это порой доставляло неудобства руководству московской организации ВОГ, которое, естественно, старалось не слишком конфликтовать с московской администрацией, во многом завися от ее финансовой подпитки. Появилась практика рассылки электронных номеров газеты, которая оказалась удобной для жителей других городов и глухих эмигрантов, живущих в других странах. Можно сказать, что во время главредства Рабиновича «МГ» достиг пика популярности и читаемости. В дальнейшем Рабинович и руководство МГО ВОГ перестали понимать друг друга, и в 2011 году место главного редактора оказалось вновь вакантным. Его занял автор сей статьи.

С 2012 года произошло существенное изменение: теперь газета «Мир глухих» полностью финансируется Московским департаментом соцзащиты, и коммерческие вопросы выживания отпали. Развивается сайт МГО ВОГ, заработала видеостудия. С другой стороны — газета стала более корпоративно-ведомственной: открытая критика проколов департамента оставит газету без денег.

ЧТО ДАЛЬШЕ БУДЕТ С ГАЗЕТОЙ ГЛУХИХ МОСКВИЧЕЙ? Предполагается в идеале такой вариант событий: сайт и видеоновости постепенно полностью отбирают у «МГ» функции подачи новостей и освещения событий. Краткие сообщения, снабженные фотографиями, и видерепортажи на жестовом языке будут в самый раз для той аудитории глухих, которой чужд процесс чтения. Сам «МГ» преобразуется в аналитико-публицистико-литературное издание, где будут публиковаться комментарии и размышления по поводу событий, неторопливые и глубокие интервью, фотоработы, литературные опусы — в общем, все то, что порадует немногочисленную интеллигенцию страны глухих.

А вполне возможно, «МГ» полностью растворится в Интернете, оставив в реальности лишь пожелтевшие подшивки. Вполне вероятно, что при дальнейшей тенденции «глухие очень-очень особенные!» все виды печатного слова в «глухих» СМИ канут в Лету, а новости будут подаваться лишь в видео? и фотоформате. И вопрос «для кого пишем?» рассосется сам собой…


Михаил БЕРР,
главный редактор газеты «Мир глухих»,
Москва


"Журналистика и медиарынок", № 11, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.