Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

«Солнце» светит между тем

Размышления о виртуально-реальном СМИ, упавшем с неба


…Газета The Sun свалилась на меня с болгарских облаков, аки манна небесная. Под шум прибоя я размышляла над темой для будущей статьи, когда «тема» (унесенная, видимо, ветром с чьего-то дальнего лежака) прилетела ко мне сама.
В тот день по пляжу летали надувные акулы, матрасы и крокодилы — их хозяева, впрочем, сразу же находились, с благодарностью подбегая к тому, кто поймал их незатейливое «плавсредство».
А вот за растрепанной 62-страничной(!) газетой (кстати, недешевой: на наши деньги аж 100 целковых) никто так и не явился — напрасно я озиралась по сторонам в поисках иноземного владельца. Пришлось посланный небом таблоид «обозреть».
В ходе обзора под болгарским солнцем «Солнца» английского меня посетили кое-какие (показавшиеся насущными) мысли

Мысль № 1
«СЧАСТЬЕ ДЭЙВА»

«Любопытство убивает кошку», — говорят англичане. В моем же случае любопытство заставило для начала «прочитать обложку». М-да, мелькнула мысль, скромностью это увесистое СМИ явно не отличается: прямо с ходу, с первой страницы редакция заявляет: «THE SUN САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ГАЗЕТА». И тут же — в развитие «тезиса»: «Почему Sun+ — огромная ценность для вашей семьи (подпишись прямо сейчас!)».

Чуть ниже — ссылка на 12?ю страницу, где в супердоходчивой форме (комикс с участием фотоперсонажей — «семьи Дэйва») рисуется «чистая идиллия»: глава семьи, его жена и двое разнополых детей-подростков всю неделю знай себе извлекают из газеты и ее электронных приложений максимум радостей жизни. Причем делают это с выгодой для семейного бюджета.

Глава виртуального семейства Дэйв «ужасно рад, что наконец-то подписался на электронное приложение Sun+ Goals («Голы»)». Ведь теперь он сможет «наслаждаться самыми красивыми голами, забитыми в премьер-лиге в этом сезоне». Чтобы радость Дэйва была полной, газета обещает, что каждый гол «будет доступен всего через 6—8 минут после его фактического забития». Кроме того, счастливый обладатель электронного приложения получит (с мобильного телефона, смартфона и ноутбука) доступ к «футбольной статистике, повтору самых захватывающих матчей и эксклюзивных моментов игр этого сезона». «Теперь я всегда буду в курсе событий и не буду дергаться на совещаниях при мысли о том, что пропускаю интересный матч!» — радуется счастливый Дэйв.

Его «благоверная» Лаура тоже полна оптимизма — подписавшись на электронное приложение Sun+ Perks («Бонусы»), она сможет «экономить более 200 фунтов в месяц»: тот, кто зарегистрировался на сайте, «получает доступ к списку эксклюзивных и невероятно выгодных предложений»: «Мы регулярно заключаем договоры с нашими партнерами — лучшими ресторанами, отелями и центрами досуга, которые каждую неделю предоставляют умопомрачительные скидки нашим подписчикам», — с гордостью сообщает The Sun.

Между тем у «детей» Дэйва, продвинутых тинейджеров, — свои маленькие радости: подписавшись на электронное приложение The Sun+ Digital, они получили доступ к «уникальному цифровому контенту». На «удобном сайте» их ждут «самые свежие новости с комментариями знаменитостей», а также «невероятные слухи о жизни vip-персон». К тому же «селебритиз готовы ответить на любые вопросы читателей в режиме онлайн».

Мысль № 2
«ДВЕ ЖАЖДЫ»

Пролистав неожиданное приобретение, я подумала: назвав издание «Солнцем», люди из News International погорячились вряд ли можно считать, что данное СМИ (в отличие от одноименного светила) всесторонне освещает темы. Зато, если продолжить «оптическую» терминологию, оно идеально отражает базовые потребности современного «хомо консуменса» («человека потребляющего»), на которого, собственно, и рассчитано. В этом смысле сие издание было бы куда логичнее именовать «Зеркалом» (если бы это имя не застолбил за собой таблоид — соотечественник The Sun в 1903 году).

Для «эклектичной» газеты, подумала я, неплохо бы подошло и другое название — «Калейдоскоп». Ведь «кусочки бытия» (призванные в основном шокировать и эпатировать почтенную публику) собраны в ней — вперемешку с рекламными вставками таким образом, чтобы в читательской голове «картинка» беспрестанно менялась, не давая времени ни заскучать, ни перевести дух.

Сделано так не случайно: психологи доказали, что страсть к потреблению никогда «не ходит одна». Ее всегдашние спутницы — две жажды: серотонина и адреналина, удовлетворить кои могут лишь самые сильнодействующие средства. Поэтому английским «солнцевцам», чтобы привлечь и удержать свою (не слишком высоколобую, но склонную к потреблению) аудиторию, приходится давить в основном на две разновидности кнопок — те, что расположены у читателя «ниже пояса», и те, от давления на которые «в пятки уходит душа». Секс и страх — вот «два кита», которые вот уже полвека (с 1963 года!) держат на себе пухлый таблоид-ветеран.

Даже «политику» (в куцем виде, но она все же просачивается на страницы газеты) The Sun подает под весьма специфическим соусом. Так, в заметке, размещенной на первой странице, речь идет о «неприятностях», постигших члена британского парламента — некую Стеллу Стизи, 36 лет от роду. Выдвинув идею разместить на десятифунтовой банкноте портрет писательницы Джейн Остин, дама?политик «стала жертвой агрессивного троллинга в ''Твиттере''».

По версии газеты, анонимные пользователи электронного ресурса, недовольные инициативой феминистки, угрожают «наказать Стизи», подвергнув ее насилию и выложив жуткое видео в Сеть (серьезность угроз — налицо: их авторы сообщают о месте и времени предполагаемого «экшна»).

Характерно, что констатацией данного (и впрямь вопиющего!) факта The Sun не ограничилась. Следуя ссылке (с первой — на шестую страницу), читатель натыкается на обильные примеры того, как агрессивные пользователи «Твиттера» анонимно «тролят» знаменитостей разного калибра, причем цитирование угроз и нецензурных ругательств в адрес звезд приводится почти «без купюр» и с плохо скрываемым смаком.

Мысль № 3
«МЕРЗОСТИ БЫТИЯ — ОПТОМ И В РОЗНИЦУ»

В погоне за «жареным» и «клубничным» журналисты популярного таблоида не щадят, как говорится, живота своего. Так, по сведениям вездесущей «Википедии», в феврале 2011 года «британская полиция арестовала пятерых сотрудников газеты. Они подозреваются в незаконных способах сбора новостей, в том числе путем взяток и подкупа полицейских».

Однако, не довольствуясь плодами трудов самоотверженных репортеров, газета призывает делиться «сенсациями» добровольных информаторов из числа читателей. Газета сулит big money («большие деньги») каждому, кто снабдит ее информацией из разряда «Пусть говорят» (точнее, ее английского аналога). Газета «щедро заплатит за житейские драмы и скандалы — все, что может вызвать живой интерес у добропорядочных британцев».

Cвязь с редакцией упрощена до предела: «Не беспокойтесь о стоимости звонка, — успокаивает таблоид, — позвонив в нашу «Службу новостей», вы можете, не дожидаясь ответа, положить трубку — мы перезвоним вам сами. С нами можно связаться в «Твиттере» и «Фейсбуке».

Благодаря активности журналистов и обилию «добровольцев», жаждущих выставить напоказ известные им «мерзости бытия», газета буквально кишит леденящими душу сюжетами — семейными драмами и курьезами. Некоторые из них «универсальны» (вполне могли бы случиться в любой точке планеты), другие же истории — «типично английские».

Об «универсальных» ужасах в «моем» номере оповещали, например, заголовки: «Бдительная мать обнаружила под кроватью тринадцатилетней дочери учителя математики».

Или: «Женщина сожгла дом любовницы мужа вместе с тремя детьми и пятью собаками».

Однако меня куда больше «зацепили» (и даже вызвали некоторую зависть!) истории, дающие представление о «типично английских» реалиях. Например, такая:

«Банковский аналитик Тони Ширет, доказавший в суде, что причиной его увольнения послужила дискриминация по возрасту, получит компенсацию в 1 млн фунтов. Тони был уволен из банка Credit Suisse в возрасте 55 лет — после 18 лет безупречной службы. Банк подтверждает, что клерк был уволен в результате сокращения штатов, однако отрицает, что основанием увольнения послужил возраст. Банк также планирует подать апелляцию на решение суда».

Воображение тут же нарисовало картину: толпы наших «возрастных» клерков, которым указали на дверь (не скрывая причины — «старость»), стоят в очереди в Сбербанк за своим миллионом (ладно, пусть рублей), отсуженным у работодателя в честном судебном бою. (Ха-ха.)

Или как вам такая история:
«Чета пенсионеров, потратившая все свои накопления (20 000 фунтов) на покупку фургона, в одночасье лишилась своей мечты совершить кругосветное путешествие: фургон угнали цыгане, перепродав его бездомной семье за 300 долларов. Полиция, обнаружив пропажу, не может (под давлением правозащитников) раскрыть местонахождение фургона, так как проживающая в нем в настоящее время семья не имеет другого жилья. Что ж, правозащитники могут открывать шампанское», — высокопарно и горестно заключает автор.

При всей «глобализации» подобную историю у нас вообразить сложно — по двум причинам: а) наши пенсионеры в «кругосветку» на фургонах не ездят (и даже об этом не мечтают!) и б) для нашей полиции возмущение правозащитников — не более чем комариный писк.

Мысль № 4
«МОНИТОРЬ, А ТО ПРОИГРАЕШЬ!»

Фургоны вообще то и дело фигурируют в The Sun в качестве «информационного повода». Так, инициатива британского аналога «миграционной службы» — выпустить на улицы Лондона фургоны с надписью, обращенной к нелегальным мигрантам: «Go home or face arrest» («Уезжай, а то арестуют») — расколола и парламент, и общество на две примерно равные части (об этом свидетельствует опрос, проведенный самой газетой). Главный аргумент в пользу сомнительной инициативы — защита интересов налогоплательщиков. Именно на него в пылу спора опирается сенатор, придумавший идею с «антииммигрантскими» надписями:

«Фургоны «Go home…» помогут нам стимулировать добровольный выезд из Британии нелегальных мигрантов: благодаря им уже сотни нелегалов добровольно покинули страну. По нашим прогнозам, фургоны обеспечат ощутимую экономию британскому бюджету. В то время как насильственное выдворение из страны КАЖДОГО нелегала обходится казне в 15 000 фунтов, добровольный выезд — всего в 739 фунтов».

Однако другой парламентарий (главный противник фургонов) убежден: экономия — не главное. По его мнению, гораздо важнее, что «неудачная инициатива нанесет обществу моральный вред», ибо носит «расистский характер».

Показательно, что газете не лень (как, впрочем, и в подавляющем большинстве случаев) «прощупать» общество по животрепещущему вопросу. Причем сделать это самостоятельно: не прибегая к услугам социологических агентств. (Кстати, по результатам этого опроса оказалось: 47% жителей Туманного Альбиона поддерживают «фургонную» инициативу, 41% — «против», 12% — «воздержались)».

Этот прием: «противоположные мнения «випов» + независимый мониторинг общественного мнения» — газета практикует по самым разным поводам. Цифры, отражающие vox populis («глас народа»), приносят двойную пользу: во-первых, создают у читателя ощущение «вовлеченности» («демократия, однако!»), а во-вторых, придают материалам убедительность и достоверность. Ну а тот факт, что опросы газета готовит сама (продукция self-made, так сказать), дополнительно отраден: нынче для всякого СМИ экономия — дело не лишнее.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Марина НИКУЛИНА


"Журналистика и медиарынок", № 11, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».