Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Школа расследований
Симонова и Пасько

В современной российской журналистике жанр расследования становится вымирающим жанром. Причин тому несколько. Одна из них — неподготовленность многих наших коллег к расследовательской работе. Конечно, все мы так или иначе учимся на своих ошибках. Но подчас элементарные знания, накопленный опыт профессионалов могут помочь начинающим журналистам — тем смельчакам, которые, зная об опасности профессии журналиста-расследователя, тем не менее занимаются этим делом.
Журналистика расследований входит в число обязательных дисциплин для студентов многих факультетов журналистики. Однако опыт показывает, что востребованными остаются и разные виды дополнительного образования — семинары, спецкурсы, обмен опытом.
Есть и такой опыт — вот уже пять лет существует Школа расследований для журналистов и блогеров, которую проводят совместными усилиями Фонд защиты гласности (ФЗГ) и Фонд поддержки расследовательской журналистики
(Фонд 19/29).


Мы попросили руководителей этих фондов — Алексея Симонова и Григория Пасько —поделиться своими соображениями о журналистике расследований в современной России и рассказать о Школе расследований для журналистов и блогеров.

ГРИГОРИЙ ПАСЬКО:
Вот уже пять лет я руковожу спецкурсом по расследовательской журналистике на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Спецкурс носит имя Юрия Щекочихина. Можно, конечно, порадоваться, что спецкурс остается востребованным. А можно и сожалеть о том, что в год его посещают от силы два десятка будущих журналистов. Кто из них останется в расследовательской сфере — неизвестно. Они уже со студенческой скамьи знают, что за расследования убивают или сажают в тюрьму, что это далеко не самый благодарный вид журналистики.

Многие из них слышали фамилии убитых журналистов «Новой газеты» — Игоря Домникова, Анны Политковской, Юрия Щекочихина, Натальи Эстемировой, Анастасии Бабуровой… Хорошо, если их не остановят подобные примеры. И хорошо, что на страницах «Новой», несмотря на такой обширный по журналистским понятиям мартиролог, продолжают появляться замечательные журналистские расследования. Однако многие другие газеты, видимо, боятся делать это. Понимают: у издания могут быть проблемы. Всем же понятно, что нынешняя власть не любит независимых журналистов.

Школа расследований появилась не сразу. Поначалу было две школы — журналистов-расследователей и гражданских журналистов-блогеров. Потом эти школы объединились. Я не разделяю мнение многих моих коллег о том, что блогеры никогда не станут журналистами, что они безответственны, что они не владеют языком и не способны собирать и проверять информацию… Да, многие не умеют. Но есть такие, у кого можно поучиться и профессиональным журналистам. Назову, к примеру, Антона Носика, Олега Козырева, Алексея Навального, Рустема Адагамова… Многие из тех, кто хочет быть услышанным в социальных сетях, в блогосфере, приходят к нам и учатся. Программа нашей школы включает лекции по журналистике, лингвистике, праву... Мы приглашаем к нам выступить с лекциями и просто поговорить «за жизнь» многих известных в стране журналистов, экспертов, юристов… Обучение (отмечу — бесплатное!) построено по принципу «учить тому, что необходимо сегодня».

У нас выступали прекрасные лекторы. Лекции многих мы записали на видео. Показываем видеолекции во время проведения школ в регионах, там, куда не можем привезти лектора живьем. Нашими гостями-лекторами были известные в стране журналисты, юристы, эксперты в разных областях, лингвисты, работники прокуратуры, писатели… В прошлом году выступали Борис Акунин, Виктор Шендерович, чуть раньше — Дмитрий Быков… Мы не зацикливаемся только на журналистике расследований. Разговор получается шире, потому что и кругозор журналиста-расследователя должен быть широк.

Провели уже больше десятка школ — несколько раз в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке, Саратове, Ярославле, Санкт-Петербурге, Махачкале, Воронеже.

В ближайших планах — Ставрополь, Казань, Якутск, Архангельск, Томск.

Несколько слов о блогерах. Нередко они оперативнее журналистов. Лучше знают тему, потому что пишут только о том, что хорошо знают или чему были непосредственными свидетелями. Известные и популярные блогеры, как правило, ответственно подходят к сбору, обработке и проверке информации и знают, как это делается.

Перспективы журналистики расследований невеселые. До тех пор пока у власти люди, не терпящие критики в свой адрес, не терпящие расследований по поводу своих внезапных и туманных обогащений, только лишь разглагольствующих о демократии и свободе СМИ, никак не реагирующие даже на убойные статьи независимых журналистов, — перспективы будут оставаться туманными.

Но долго так продолжаться не может. Люди уже очень остро реагируют на ложь и воровство в государственных масштабах. Власть лицемерна: нельзя всерьез говорить о борьбе с коррупцией, игнорируя журналистов-расследователей. Придет время, и журналистика расследований снова станет такой же востребованной и популярной, каковой она была, к примеру, на заре перестройки и в период «раннего» Ельцина.

АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ:
Хорошее расследование — жемчужина среди ежедневного сора журналистики. А ловцов жемчуга вообще не бывает много. Когда-то пробудившаяся совесть призвала на страницы и на волны эфира бесчисленную армаду недавно еще совсем бессловесных расследователей — от сидельцев до разных умельцев, в том числе из архивов, органов, почтовых ящиков и прочих опор режима. Профессионалы затерялись среди этого вихря информации. И время отделить зерна от плевел наступает только-только.

Оказалось, что сегодня при проведении расследований куда важнее личная заинтересованность, чем профессиональная подготовка. Судя по тому, что чем больше мы занимаемся Школой расследований — тем чаще нас зовут в новые регионы, перспективы у жанра есть, и вполне приличные. Любознательных еще много, и кое-кто готов свою любознательность поставить на службу обществу.


Григорий ПАСЬКО,
Алексей СИМОНОВ,
Москва


"Журналистика и медиарынок", № 11, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.