Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Хлеб и зрелища. Без тормозов


Не хочу быть тормозом!
Вот, оказывается, как называется мое сегодняшнее состояние. Всегда была противницей молодежного сленга, донимая сына-подростка аргументированными филологическими упреками по поводу всяких там «тормозов», «прикольных фишек» и «зачетных клипешников». Он уже вырос и так не говорит, а я теперь восторженно напечатала эту первую фразу — «Не хочу быть тормозом!» — и поняла, что иначе тут не скажешь. В «Живой газете» почитаемого мной (в значении «почет» и «читать») Владимира Леонидовича я не без гордости за себя успешно прошла тест для редактора — сказала три раза «да», отвечая на вопросы о регулярном посещении семинаров-учеб, о сделанных конспектах с лекций и о внедренных подсказанных идеях. Ура!
Я не тормоз!


ХИТРЫЙ «БОРОДАТЫЙ» ХЛЕБОПЕК
Коротко о нас и о нашем «ребенке» — районной газете в весьма «бородатом» возрасте — без малого 80 лет. Газета «Заря» Егорлыкского района Ростовской области выходит два раза в неделю, по средам и субботам, недельным объемом 16 полос. Подведя итоги подписной кампании на первое полугодие 2013 года, мы вышли на тираж 5600 экземпляров и довели его к марту до 5850 экземпляров, значительно увеличив его не только в сравнении с предыдущим периодом, но и поставив рекорд тиража «районки» за добрый десяток лет ее существования.
Каким же образом нам удалось, несмотря на сложные годы, добиться таких вот неплохих результатов? Метод нашей работы я бы назвала методом «хлеба и зрелищ». «Хлеб» — это та информация, которую мы подаем нашим читателям, и те бонусы и акции, которые мы проводим. «Зрелища» — это разработанные нами способы подачи той или иной информации и чисто психологические ходы работы с читателями.

Итак, информационный хлеб, который, конечно, важнее. По общепринятой типологии мы являемся общественно-политической газетой. Но я бы назвала нашу «районку» газетой, которая приносит конкретную пользу каждому конкретному читателю. Оставаясь муниципальной со всеми вытекающими отсюда последствиями и некритичной газетой, мы научились привлекать читателя содержанием, по-журналистски хитрить и выжимать из скучных информационных поводов интересные материалы.

Это трудно. Это результат невероятных усилий всего творческого коллектива газеты. Усилий не только умственных и профессиональных («вымарать» тот же отчет и сделать его удобоваримым — дело нехитрое), но и дипломатических: мы убеждали (и убеждаем до сих пор) наших авторов-чиновников в необходимости именно такой подачи их обязательных материалов, с боем закрепили за собой единоличное право — придумывать броские и информативные заголовки к «чиновничьим» мероприятиям.

Мы ведем постоянные переговоры: по поводу сокращения объема, по поводу трактовки мыслей человеческим языком, по поводу аббревиатур. И, вы знаете, договариваемся. Итог — краткие информационные материалы в 40—50 строк, сопровожденные фотографиями авторов-чиновников, с привлекающими внимание заголовками. Их читают.

Мы перестали публиковать отчеты с районных планерок. Что там говорить, зачастую бывают эти планерки весьма скучными. Каждый вопрос, обсуждаемый на планерке (если он того стоит), мы делаем информационным поводом для подготовки расширенной корреспонденции или даже аналитического материала.

Говорили на планерке о кадровом голоде в отделе внутренних дел, о той работе, которая проводится в рамках профориентации старшеклассников? Журналисту тут же дается задание подробно рассказать читателям о преимуществах профессии полицейского. На Совете по спорту поднимался вопрос о необходимости развития детского футбола? Почему бы не побеседовать с ответственными работниками, не узнать о перспективах? На районном родительском собрании говорили о том, что дети мало читают книг и не смотрят интеллектуальное кино? Можно эту тему просто изложить в одном абзаце в рамках отчетного материала. А можно, кратко изложив, пообещать читателям уже в следующем номере подробную статейку по этому поводу. И исполнить обещание.

Конечно, это — время. Штука дорогая, бесценная. Особенно с учетом кадрового голода, «не своей» типографии, которая может свести на нет все усилия «верстаков» и заставить редактора плакать от бессилия, уткнувшись в свежий номер, капризного горе-Интернета, из-за которого сверстанные файлы никак не могут «уйти» в печатный цех… Но мы учимся подавать своему читателю не полуфабрикат, а хороший «хлеб». Пусть не всегда «высокий и пышный раскрасавец», но уж точно не сырой.

НА БЕСТЕМЬЕ И КЛЕЩ — ТЕМА?
Районщики понимают, что такое бестемье. Это ужасный период, в течение которого, по моему убеждению, и происходит потеря читателя. А если он однажды уходит, то вернуть его потом трудно, практически невозможно. Темы должны быть всегда, и только лишь тематический медиаплан, который, как нам кажется, должен составлять основу работы любой редакции, здесь не спасет. Постоянно держать читателя в ожидании нового номера, делать одинаково вкусные номера всегда, даже в полном информационном затишье — это залог того, что читатель останется с газетой. Я не раскрываю тайн — все это знают. Но хочу рассказать, как это делаем мы.

Мы стараемся быть полезными. Считаю, что на других позициях муниципальным «районкам» придется сегодня туговато. Не завлечешь читателя лицами чиновников и угрозами о грядущих «отключениях газа за неуплату, клещах и лихорадке Западного Нила», а также «бесценными» эпохалками об операции «Пешеходный переход», об итогах работы антитеррористической комиссии, о конкурсе «Лучший муниципальный служащий» (это в сельском-то районе, где любой муниципальный служащий может вызывать у рядового человека только классовую ненависть), о великом «государственном даре» — субсидиях на развитие собственного бизнеса (тут классовая ненависть селян уже кипит, как разум возмущенный). К сожалению, это муниципально-учредительское «наше все», отмеченное высокой визой «В печать!», никуда не денешь: попробуй не поставь в номер — и завтра весь несведущий район вымрет от лихорадки Западного Нила, или перестанет вдруг платить за газ, или не выберет лучшего муниципального служащего, или, не дай Бог, свернет весь свой бизнес.

Ставим. Меленько. Где-нибудь на шестой полосе восьмиполосника. Практически в подборку. Без изысков и дизайнерских штучек: «рубленно, восьмерочкой, сниженным интерлиньяжем». На этой полосе хорошо будет рыбу потрошить. Под пиво. Ни один здравомыслящий человек не станет читать этот бред. А авторам-то без разницы — им для отчета, в папочку подшить… Жалко затраченного времени. Жалко газетной площади. Аж скулы сводит.

«ВЫРЕЖЬ И СОХРАНИ!»
Душу отводим на основных полосах — стараемся быть максимально полезными. А ведь ничего нет более полезного, чем ответ на конкретный вопрос или подсказка к разрешению конкретной проблемы. Заголовки к материалам в рубрике «Ликбез» всегда начинаются со слова «как»: «Как оформить домовладение в собственность?», «Как получить водительское удостоверение?», «Как обратиться к депутату?», «Как устроить ребенка в детский сад?» и др. Это не просто разъяснительные материалы, аналогичные которым можно найти в Интернете. Ведь для их подготовки журналисту порой приходится немало позвонить и побегать. В таких материалах мы даем подробнейший алгоритм действий для жителей именно нашего района — как разрешить ту или иную проблему. Даем адреса организаций и предприятий, часы их работы, называем имена ответственных специалистов и их телефоны, чуть ли не схемы рисуем, как пройти и к кому обратиться.

Не так давно в течение нескольких номеров публиковали обширный список полезных телефонов взамен утратившего свою актуальность телефонного справочника издания 1987 года. Уже есть немало звонков — повторить эти публикации.

Ну и, конечно же, «Обратная связь». Она у нас уже лет пять пользуется повышенным спросом. Все эти годы ею занимается один и тот же сотрудник, который уже даже без дозвонов в инстанции может не хуже любого специалиста (а зачастую даже лучше) ответить на многие вопросы, которые задают по телефону наши читатели.

Так мы становимся
полезнее Интернета.
Даже ежемесячную, по сути, рекламную вкладку «Заря» для всей семьи» стараемся использовать и для пополнения бюджета предприятия, и для повышения читательского интереса. О ней чуть подробнее.

Идея — Касютина. На одном из семинаров у нас на Дону он говорил о спецпроектах, показывал слайды, предлагал варианты (подробно о вариантах читайте, коллеги, в книге «Живая газета» в главе «Датский календарь»). Уже перейдя к следующей теме и перелистнув слайд, Касютин сказал вскользь: «Кстати, вы можете в эти спецпроекты привлечь рекламу и подзаработать денег с пользой для читателей».

Разрабатывать идею я начала уже в гостиничном номере этим же вечером. Реализовали мы ее через пару недель после моей командировки на семинар. Скажу сразу — за семь прошедших с тех пор месяцев благодаря спецпроектам мы «подняли» более 70 тысяч рублей — в среднем по 10 тысяч за выпуск. Читатель — не в шоке. Он благодарен и не ругает нас за рекламу. Он расценивает ее как полезную информацию. У нас теперь другая проблема — мы уже вынуждены отказывать рекламодателям (которые тоже поняли выгоду от рекламы в тематическом спецпроекте), чтобы не превысить 40?процентную отметку рекламы для общественно-политических газет.

Хочу подробно расписать для коллег контент некоторых спецпроектов. Думаю, не составит труда понять, о чем мы писали накануне Нового года или, например, к 23 февраля или к 8 марта — тут тематика очевидна. На мой взгляд, самое сложное придумать спецпроект в ноябре, январе, июне… Сложные месяцы для поиска тем. Пришлось подумать. Оцените, что получилось, и берите на вооружение.

НАШИ СПЕЦПРОЕКТЫ
Ноябрь. «Хочется тепла…» (это был самый первый спецпроект, на нем мы заработали 12 тысяч рублей. Его мы до сих пор показываем рекламодателям в качестве примера, когда хотим привлечь их к сотрудничеству).

«Чайная вечеринка» — как правильно выбрать чай для осеннего чаепития, когда так хочется тепла (+ реклама магазина «Лучшие чаи мира»).
«Праздник вкуса» — рецепты сытных блюд, которые согреют ноябрьским днем (+ реклама кафе, рецептами делится шеф?повар кафе).

«Зимние поездки без проблем» — практические советы по поводу зимней эксплуатации автомобиля, выбора шипованной резины, «незамерзайки» и др. (+ реклама магазина «Автозапчасти»).

«У моды нет плохой погоды» — осенняя мода, цвета, десять самых модных зимних вещей (+ реклама магазина одежды, модные советы дает директор магазина — молодая предпринимательница).

«Простуда боится… молока» — пять советов от терапевта (+ реклама аптеки).

«Время строить дом из… одеяла» — детские игры и семейные развлечения, уютный дом (+ реклама магазинов игрушек, магазинов, реализующих подушки, одеяла, пледы).


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Оксана ШЕВЧЕНКО,
главный редактор газеты «Заря»,
Ростовская область


"Журналистика и медиарынок", № 10, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,