Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

С миру по нотке:
Как собрать истории тысяч

Сети объединяют — благодаря им полузабытый бардовский девиз «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» обрел новую актуальность. Нынче можно (слава технологиям!) «всем миром скинуться» на любое благое дело. Причем «скинуться» оперативно — и не только деньгами (краудфандинг), но и «мозгами» вкупе с личным временем (краудсорсинг). 


В умелых руках краудсорсинг нередко превращается в универсальный и почти волшебный инструмент, с помощью которого можно не только «подлатать» демократию с традициями, но и починить даже самое запущенное гражданское общество.
О том, как одно издание боролось (подключив волонтеров) за чистоту президентских выборов в США, а другое маленькое СМИ (совместно с читателями) навело справедливость в сфере ЖКХ Латвии и наказало недобросовестный банк; о том, как читатели третьего (большого) СМИ разоблачили убийцу-полицейского, а также о многих других — поистине безграничных! — возможностях краудсорсинга нашему журналу рассказала Аманда Мичел, открытый редактор «Гардиан» США

— АМАНДА, ИДЕИ ПРОЕКТОВ ВЫ НАХОДИТЕ САМИ ИЛИ ВАМ ИХ «СПУСКАЮТ СВЕРХУ»?
— Это несложно — надо задать себе вопрос: «Какие истории мы можем рассказать вместе с читателями? В каких аспектах можем привлечь максимальное число людей, чтобы нарисовать более полную и объективную картину?»

«Внешним стимулом» моего первого проекта стала моя начальница, которая сказала: «Твоя задача — регулярно представлять отчеты о выборах из разных городов и штатов, но при этом никому звонить сама ты не должна. И покидать рабочее место тоже нельзя. Как это сделать — думай сама».

В этой ситуации единственным выходом для меня стали социальные сети. Я никогда не работала репортером (в традиционном понимании этой профессии) — у меня нет привычки «пересказывать» события или истории. Мне всегда был близок другой принцип: «А что я могу поведать миру из того, чего не могут рассказать другие?»

Иногда для этого достаточно сменить традиционный алгоритм действий. Например, в 2008 году, во время работы над «предвыборным» проектом, мы координировали планы с журналистом, ответственным за освещение президентской кампании. Первоначально он обрисовал свой план так: сначала — поговорить с правительственными чиновниками, затем — с «источниками». И лишь уяснив для себя суть проблемы, планировал «начать говорить с людьми». При этом просил меня «найти кого-нибудь, чья история хорошо впишется в картину».

Он очень удивился, когда я предложила «сделать наоборот»: сначала — связаться с людьми (в режиме on-line), чтобы из их рассказов уяснить, в чем суть проблемы. А уже затем — выходить на связь с чиновниками. Преимущество второго «сценария» состояло в том, что вместо истории одного-двух человек он узнавал теперь истории трех тысяч! Это полностью меняло картину: «О! Да там же, оказывается, целый букет проблем!» Мир «оказался» более сложным и разнообразным.

Нам очень нужны журналисты, которые могут вывести из разнообразия читательских историй что-то общее — узреть «зерно», суть проблемы. Те, кто умеет привести огромное множество сложных ситуаций к «общему знаменателю».

— ГДЕ ВЫ ПРОВОДИТЕ ВСТРЕЧИ?
— Чаще всего в кафе. На территориях, где живет бедное население, собрать добровольцев сложно: бедные люди, как правило, более «равнодушны» — их индифферентное поведение вызвано недоверием к правительству и неверием в возможность изменений к лучшему. Пожилые люди, а также люди с ограниченными возможностями, как правило, полны энтузиазма, но приезжать на встречи или в редакцию им тяжело — зато они активно делятся информацией, присылая ее с домашних компьютеров.

— КАК ВЫ МОТИВИРУЕТЕ «ДОБРОВОЛЬЦЕВ»?
— Стараюсь донести до людей идею «выгоды» быть активным: «Для вас и для нас это одинаково важно: если вы поможете найти информацию, то мы не только сможем вместе «рассказать историю», но и, возможно, вместе решим проблему». Помогает ставшая популярной в Америке привычка активно обсуждать в «Твиттере» и других соцсетях героев сериалов и разнообразных ток-шоу.

В Латвии мы сотрудничали с группой журналистов, которые хотели выяснить, насколько справедливо устанавливаются тарифы на услуги ЖКХ в разных районах страны. Они разместили в режиме on-line карту и попросили жителей присылать им копии счетов за отопление.

Само издание, которое затеяло этот проект (ReBalticа) очень маленькое. Но оно завязало партнерские отношения с другими изданиями — так что в конечном счете этот проект, по сути, стал национальным. ReBalticа стала центральным источником информации: в режиме on-line люди могли сравнить, сколько платят за отопление они, а сколько — жители других районов Латвии. 3,5 тысячи человек прислали нам копии своих счетов. Это помогло журналисту описать не проблему отдельного домовладельца, а дать общую картину происходящего.

Другой наш проект, связанный с финансовыми злоупотреблениями, исследовал действия банка, выдававшего кредиты в рамках государственной программы. Банк, судя по многочисленным жалобам, не соблюдал закон — в результате его недобросовестных действий пострадали многие. Мы попросили пострадавших читателей прислать нам свои истории.

Пришлось объяснить людям, как сохранять документацию (это помогало нашим читателям вести собственный «финансовый учет»). Мы получили 500 откликов. Имея под рукой описание полутысячи случаев, журналисту во время беседы с представителями банка было гораздо проще выяснить, почему у конкретного человека возникла та или иная проблема и как ее можно решить. Таким образом, создавался прецедент — по аналогии с конкретной ситуацией решалась проблема сразу многих пострадавших.

Интересно, что каждый раз, когда мы публиковали материал с историей конкретного домовладельца, в ответ получали новый приток желающих рассказать о своей проблеме — ведь люди видели, с каким уважением мы относимся к каждому случаю.

Кроме того, мы просили домовладельцев поделиться своими советами с «собратьями по несчастью». Мы и сами благодаря этим советам много чему научились.

C Амандой МИЧЕЛ беседовала Марина Никулина


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Марина НИКУЛИНА


"Журналистика и медиарынок", № 10, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».