< Предыдущая | Следующая > |
---|
Мороженое со вкусом
морковного пирога
|
ПРОБЛЕМЫ У АМЕРИКАНСКИХ СМИ как две капли воды похожи на наши. Резво внедряется универсальная профессия, когда журналист работает по принципу мультиварки: пишет, фотографирует, снимает видеоряд, ведет блог, постит в социальных сетях — одна кастрюля и сколько разных блюд… Но и различий в медиакухнях наших стран оказалось предостаточно. Разные мы. Многое с трудом укладывалось в логику, заточенную российскими реалиями. Пообщались с руководителями местной ассоциации прессы, которая объединяет 300 печатных, электронных и мобильных газет штата Мичиган. Насколько я понял, это аналог нашего Союза журналистов. Так вот, датой основания американской организации официально считается 1866 год! Понятно, что времени вырасти и окрепнуть было предостаточно. Все это время члены ассоциации в числе прочего борются за свободу слова и ставят заслон на пути чиновничьего произвола — так они сами себя позиционируют. ЖУРНАЛИСТЫ ОТПРАВИЛИ НА СКАМЬЮ ПОДСУДИМЫХ МЭРА Детройта за интимную переписку со своей сотрудницей с помощью пейджера, который оплачивался из бюджета. У нас бы сказали — мужик! А у них под суд… Прямо напротив входа стояла полотняная палатка, и улыбающиеся люди с увлечением накладывали всем желающим мороженое в небольшие стаканчики с неизменным американским «Хау а ю?». Оказалось, промоакцию проводила известная газета «Мирс». Примечательно, что издание распространяется только в электронном виде по подписке. Стоимость на год составляет более ста долларов. Переведя в рубли, я завистливо прослезился. Далее состоялось знакомство с печатным изданием города Каламазу «Каламазу газетт», которое печатается четыре раза в неделю. До кризиса выпускалось шесть раз, но пришлось поджаться. Недавно редакция переехала в новый офис, больше напоминающий аквариум. Большое, чистое и светлое помещение, без каких-либо перегородок и кабинетов, центр города, первый этаж. Читателей с корреспондентами разделяют лишь огромные, во все стены, прозрачные стеклопакеты. Никаких закрепленных рабочих мест у журналистов нет, тумбочек-шкафчиков для личных вещей тоже. Ни косметичку, ни чебурек спрятать некуда. Пришел корреспондент с задания, огляделся, нашел свободный столик, достал из рюкзака свой планшет или ноутбук и сел творить. ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ АМЕРИКАНЦЕВ — они на работе все время работают! Я спросил, кто правит орфографические ошибки и стилистику в сообщениях корреспондентов, перед тем как они попадают на сайт. Замредактора долго пыталась понять, затем удивленно вскинула брови: «У нас работают дипломированные журналисты! Разве они могут писать с ошибками?!» ДАЛЕЕ В СПИСКЕ УДИВИТЕЛЬНЫХ СМИ утвердилась Народная вещательная компания, охватывающая шесть муниципальных образований. Она взорвала профессиональную гордость тем, что корреспондентами там являются… обычные граждане. В прямом смысле любой желающий может запросто прийти в редакцию и заявить, что хочет снять сюжет, например, про своего ручного таракана. Ну или на худой конец про мировой финансовый кризис. Этого гражданина кратко вводят в курс дела, объясняют, как пользоваться камерой, микрофоном, учат писать текст, вручают рюкзачок с видеоаппаратурой — и вперед! Свежеиспеченный народный корреспондент идет создавать шедевр. Как нас заверили, воспользоваться этой возможностью может хоть сенатор, хоть бездомный, значения не имеет. Из таких сюжетов и плетется эфирная сетка. В творческий процесс автора никто не вмешивается, роль редакции сводится лишь к технической поддержке и обучению. Сложно судить, какой винегрет из всего этого получается, но вещание ведется круглосуточно на пяти кабельных каналах: на трех работают общественные корреспонденты, один освещает работу власти и последний — образовательный. Всего в Америке 300 (!) подобных вещательных компаний. Закон от 1937 года дает возможность выборным органам создавать общественные средства массовой информации и финансировать их. Реклама на таких телеканалах запрещена, поскольку законодатели изначально были против конкуренции общественных СМИ с частными изданиями, задачи у них разные. ЕЩЕ ОДНО УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ мы увидели в городе Грэнд Рэпидс. При местном университете также существует общественное телевидение. Штат сотрудников составляет 40 человек, еще 40 внештатных сотрудников — студенты университета. Бюджет — 5,5 миллиона долларов. Лишь 15 процентов составляют федеральные субсидии. 11 процентов приносят местные коммерческие компании в качестве пожертвований (реклама также запрещена), 9 процентов — деньги университета. Уникальность в том, что львиная доля бюджета, а именно 65 процентов, — это пожертвования частных лиц, простых телезрителей! Восемь раз в год проходят кампании по сбору средств: в прямом эфире операторы отвечают на звонки телезрителей, просят помочь любимому телевидению, и мошна канала чудесным образом наполняется американскими деньгами. …Ехали как-то на автомобиле со своей американской принимающей семьей, Эдом и Джуди Хут. Джуди жаловалась на вредоносных американских белок, которые житья не дают мирным американским птицам. Мало того, эти зверюги недавно перегрызли электрический кабель и обесточили пригород Каламазу. Если быть точным, то без электричества остались 2094 человека. Обсудив это, наши американские друзья сговорились охладиться и угостить нас лучшим мороженым в городе. Припарковались возле магазинчика, примыкающего к небольшому молокозаводу. В прейскуранте — десятки различных видов. Вдруг вижу: «Мороженое со вкусом морковного пирога...» Разные мы все-таки, Россия и Америка. И вкусы тоже разные. Я взял клубничное.
"Журналистика и медиарынок", № 10, 2013 |