< Предыдущая | Следующая > |
---|
Время мыслить инфографично
|
— Илья, так чем же занимается арт-директор в информационном агентстве? Неожиданная должность в сфере, напрямую с искусством не связанной… Подобного руководителя в РИА Новости еще недавно не было… — Да, я был приглашен в агентство не так давно — два с половиной года назад. Действительно, такой позиции в структуре агентства до этого не было. И в начале это сильно затрудняло мое существование: не было никаких регламентов подобной деятельности. Все приходилось выстраивать практически с нуля. Однако еще на берегу мы договорились с главным редактором Светланой Миронюк, что за все, что связано с визуальной составляющей проектов, отвечаю только я. С меня одного и спрос… Это большая ответственность — с одной стороны, но так и легче: в деятельности, где всегда силен субъективный фактор, где кто-то может сказать: мне вот это нравится только на 90 процентов или, например, только на 88 процентов, где идеальные сто процентов удовольствия весьма труднодостижимы — тут руководителю важно иметь некий карт-бланш. В мои обязанности входит рассмотрение и утверждение всего, что так или иначе связано с визуальной стороной представления информации. Вы знаете, что мы реализуем несколько медийных проектов — сайты, газеты, организуем несколько различных форумов на площадках Пресс Центра РИА Новости… И постоянно работаем над различными спецпроектами. Все, что касается графической стороны их реализации, проходит мое утверждение. К тому же я совмещаю две должности: заместителя главного редактора и арт-директора. И при необходимости вмешиваюсь и в стратегическую и в содержательную части проектов. У нас работает большая фотослужба, ее курирование тоже входит в круг моих обязанностей, но только концептуально, на уровне системного менеджмента. Участвовать в оперативной ее деятельности физически невозможно. Директор фотослужбы Анна Шпакова — интересный специалист. Самым непосредственным образом я руковожу Дизайн-центром РИА Новости, в который входят четыре подразделения: это студия дизайна периодических изданий, ею руководит Антон Степанов, арт-директор газеты «Московские новости». Затем студия веб-дизайна под руководством Германа Шелевого, которая занимается всеми веб-проектами РИА Новости. В прошлом октябре, например, флагман агентства портал ria.ru пережил основательную реконструкцию, и тут стоит отметить арт-директора сайта Петра Сутупова. Студия графического дизайна, которая работает в основном с внутренними заказчиками, задачами по реализации различных коммерческих или имиджевых проектов. — Студия инфографики в РИА Новости возникла с вашим появлением? — Нет, она создана в 2007 году, но была небольшой, всего 13 человек. Ее возглавляет Павел Шорох. Сейчас в ней 40 сотрудников — дизайнеры, редакторы, контентные программисты, иллюстраторы и даже один картограф… Ядро студии составляют исследователи, те, кто помогает графике быть многогранной, интересной. Небольшая самостоятельная фабрика внутри РИА Новости. Но инфографикой в современном понимании студия в первые годы своего существования, по сути, не занималась. Перед ней ставились простые задачи красиво объединить в одной работе цифры и иллюстрации. В чем-то эта тенденция прослеживается и сейчас. Это связано со спецификой нашего информирования. Те новостные единицы, которые доносит до своих читателей агентство, невелики по объему, они располагают больше к беглому, часто поверхностному потреблению. Люди, считывающие наши новостные ленты, не ждут глубокого анализа событий, обширных сведений, и это понятно. Но мы постепенно меняем данную ситуацию и стараемся направить аудиторию к более глубокому осмыслению окружающего мира. В том числе и посредством инфографики. — Это как раз основная тема нашей беседы. Что же такое информационная графика и почему мы сейчас уделяем ей такое внимание? Ведь у журналистов испокон веков были в ходу выражения «разыграть тему», «инфотеймент», «клип-подача»… То есть мы всегда уделяли большое внимание визуальной стороне преподнесения информации. Взрывной рост объемов информации заставил человечество переосмыслить подходы к ее анализу, систематизации, к способам потребления. У многих теперь свой персональный компьютер или какой-нибудь гаджет, и каждый постоянно производит и накапливает какую-то информацию. Наличие интернет-сетей многократно увеличивает возможности людей в получении, а также в распространении разнообразных сведений — с одной стороны, а с другой — колоссально усложняет это занятие… Так что появление специалиста по визуальным коммуникациям в штате крупнейшего российского информационного агентства — это естественный этап развития медийных технологий. Визуализация отдельных важных тем, четкое структурирование текстов — придание им удобной для усвоения, привлекательной внешней формы — вот спасительный выход для потребителей в завалах информации. Человек — визуальное существо, зрячий человек получает до 80 процентов сведений о мире через зрение. Мы можем, например, интуитивно угадывать какие-то социальные процессы, о чем-то, может быть, даже знать конкретно, но когда это визуализируется — это становится фактом нашего сознания. Картинка была и остается важным верификатором сознания. Да, философия дата-журналистики является непосредственным продолжением идей визуальной журналистики. Но надо иметь в виду, что информационная графика как таковая не появилась в XXI веке. Ее разновидности возникали по мере развития человечества, роста объемов информации. Это была отчасти статистика с ее способами группировки, анализа данных, их визуального представления, это картография, помогающая увидеть огромные пространства на малом листке бумаги… И так далее. Принципиально произошло следующее: новейшие технологии привели к взрывному росту информации, и это заставило объединить, синтезировать все известные формы визуальной трактовки и анализа данных. И лучше всего сейчас это делает инфографика. Чего стоят, например, нашумевшие визуальные исследования активности в Twitter во время волнений в Египте: там наглядно видно, как нарастает протестная волна, как она расплескивается… Графические формы, переводящие сведения в наглядный, зримый образ, позволяют преподносить данные и быстрее, и эффективнее с точки зрения усвоения. — Задам провокационный вопрос. Скажите, инфографика — это принадлежность качественной журналистики, глубокой журналистики или это такие графические комиксы для умственно ленивых? — Надо понимать, что инфографика — это жанр. Не вид определенной графики — видов у нее может быть сто миллионов, — а именно жанр. Ведь нельзя же спросить: поэзия — это весело и смешно для детей или это глубоко и серьезно взрослым о «взрослых» чувствах? — И все-таки инфографика — это Явление из области дизайна или это некий синтез известных наук? Вы чувствуете себя журналистами или исследователями? — Мы бы мечтали быть гораздо большими исследователями и тратить на одну работу по несколько месяцев, как это делает, например, National Geographic Magazine. Однако, увы, мы такого себе позволить не можем, ибо одна из отличительных наших особенностей заключается в том, что мы работаем как бы с секундомером... Мы все обязаны делать очень быстро. — То есть вы работаете как журналисты? — Отчасти. Если в 2007 году студия инфографики, как я уже говорил выше, в большей степени занималась иллюстрированием материалов, то в 2013 году появление таких работ сильно сократилось и все больше мы выпускаем работы с самостоятельным контентом, требующим и исследований и журналистики. — Какие проекты, на ваш взгляд, демонстрируют вашу устремленность к этому новому качеству?..
"Журналистика и медиарынок", № 09, 2013 |