Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Думайте сами, решайте сами


Сегодня, спустя 11 лет после нашего отказа от услуг почты по доставке газеты, некоторые коллеги, нижегородские журналисты, расспрашивая меня о том, как все это произошло, поначалу не скрывают зависти и искреннего желания попытаться повторить наш «последний и решительный…».
Припекло, что называется…


Однако, послушав меня несколько минут, большинство меняются в лице; заискивающий блеск в глазах гаснет, придыхание в голосе пропадает, в вопросах начинают звучать нотки сомнения и разочарования:
— Да, вам легче, у вас район очень компактный...
— Да, у вас конкурентов нет...
— Да, у вас руководство района понимающе к этому относится…
— Да и вообще тогда было проще пойти на самостоятельный шаг...

Алгоритм создания собственной службы доставки

В таких случаях не спорю, не возражаю, не пытаюсь переубедить коллег и, уж конечно, не настаиваю категорично на нашем опыте, не советую напрямую, как им поступать сейчас. Хотя в чем-то они, наверное, и правы: и условия везде разные, и мотивация у каждого своя, и предел терпения у каждого руководителя коллектива свой, да и возможности для сравнения «как было и как есть» не у всех моих коллег одинаковые с учетом их возрастных особенностей.
Словом, думайте сами, решайте сами, — что тут еще можно посоветовать?!

ЯСНЕЕ ЯСНОГО только одно: распространение, продвижение газеты становится все более и более актуальной проблемой. За десяток лет разговоров на разных уровнях — от районного до всероссийского — о неудовлетворительной работе почты по доставке газет и оформлению подписки проблема эта уж точно не стала легче. Наоборот, она с каждым днем обозначается острее и острее.

Когда сегодня на каком-либо совещании районных газетчиков в очередной раз в присутствии почтовиков озвучивается перечень упреков в адрес почтовой службы, у меня на душе более-менее спокойно: слава богу, мы все это проходили, но теперь нас это не касается или касается, но не с такой степенью остроты, как у тех, кто продолжает работать с почтой.

Признаюсь, сейчас, спустя более чем десятилетие, наверное, не смог бы все это вынести.

Первая напасть: когда почта привозила очередной тираж газеты из областной типографии в районное почтовое отделение, как правило, обнаруживалась недостача газет — 100, 200, а то и 300 экземпляров при тогдашнем тираже 5—6 тысяч. Чья была в том вина — полиграфистов или почтовиков — разобраться практически было невозможно. И решить проблему тоже не удавалось, если, конечно, не содержать своего экспедитора.

Далее — постоянные неувязки в районном узле почтовой связи при распределении тиража между сельскими почтовыми отделениями, да и между городскими отделениями тоже — туда газет не доложили, там не хватило и тому подобное.

Наконец, доставка по конкретным адресам редкий день обходилась без звонков от подписчиков: этому не положили газету в почтовый ящик, другой звонит — не получили газету во всем многоквартирном доме, третий жалуется от имени подписчиков всей улицы, четвертый информирует (это мягко говоря) о плохой доставке газеты в какое-то село. И, главное, все ругают редакцию и все грозятся доложить главе района. И никому не докажешь, что почта — это другое ведомство, не подчиненное редакции. И спорить не будешь — ведь это наша газета, наша продукция и нам надо обеспечить ее получение подписчиком. Иначе во имя чего вся работа редакционного коллектива? И как же это сделать? Как организовать гарантированную доставку газеты подписчикам?

В той ситуации чашу терпения переполнило еще постоянное увеличение почтовых тарифов на доставку и организацию подписки на наше издание. Обоснованное, необоснованное — это отдельный вопрос. Главное, что на переговоры с почтой о тарифах на очередное полугодие уходила уйма времени, тратились силы и нервы. А непосредственно на работу по организации подписной кампании времени оставалось в обрез.

Наконец расклад сложился такой, что доходы редакции от подписки на газету стали менее 50%, остальное оставалось у почты. И тенденция на перспективу определялась явно не в пользу редакции. При том что руководство нашего почтового ведомства не уставало напоминать, что доставка газеты и подписка на нее для них убыточны и вроде бы лучше, если б нас не было.

ВОТ НАС И НЕ СТАЛО. Обсудив с коллективом наши возможности, поставив в известность районную администрацию о сложившейся ситуации, мы отправили почте уведомление о расторжении договора с 01.07.2002 года.

И сразу же началась коллективная работа по организации собственной службы распространения газеты. Началась, можно сказать, с нуля. Ни документов, ни кадров, ни подходящего помещения. Но за полтора месяца — с середины мая до 1 июля — все нашлось.

Из 5 тысяч подписчиков мы готовы были потерять в ходе становления своей службы распространения газеты хоть половину, лишь бы в принципе отработать систему доставки и организации подписки. Взялись всем коллективом. Горячо взялись.

Не без помощи бывших работников почты составили схему разноски газеты по улицам города (население — 35 тысяч) по 8—12 улиц на одном участке. Закрепили за каждым участком разносчиков. Заключили с ними гражданско-правовые договоры, в которых главными пунктами значились:

а) доставка газеты без нареканий со стороны подписчиков;

б) обязанность вести подписку на газету на закрепленном участке.

Естественно, с материальной ответственностью и постановкой более конкретных задач с учетом специфики каждого отдельного участка. Подготовили и обнародовали еще ряд необходимых документов, в том числе публичный договор с подписчиками.

Взяли в штат редакции человека, ответственного за организацию работы с разносчиками газеты. (Сейчас в отделе доставки уже две штатные единицы.) Естественно, и главный редактор, и его заместитель, и ответственный секретарь, и редакторы отделов, и, конечно, главный бухгалтер — словом, все сотрудники редакции были озадачены решением нашей общей проблемы, и от каждого требовалась соответствующая отдача, поскольку на карту было поставлено наше будущее. Все понимали, что продвигать газету — это значит не только организовать гарантированную доставку, но и наполнять издание востребованным содержанием, обеспечить современное качество печати и т.д. и т.п.

Все, что мы делали в то время для становления службы доставки и для увеличения тиража газеты, очень хорошо описано в книге Владимира Касютина «Газета города и района: технологии успеха». Что-то оказалось эффективным, что-то не очень.

Например, попробовали и быстро отказались от заигрывания с подписчиками путем розыгрыша призов. Практиковали привлечение подписчиков за счет снижения для новичков подписной цены на 50% на первый месяц. Потом тоже отказались — много путаницы с этим, и к тому же появляются лазейки для махинаций. Конечно, эффективна была организация подписки во время праздничных и других публичных мероприятий, в местах скопления людей, непосредственно на предприятиях и в организациях, как говорится, «прямо у станка» с участием в этой работе наших сотрудников и общественных распространителей.

Помогла выездная подписка: группами по 3—4 человека выезжали в крупные села, предварительно уведомив жителей о времени и месте оформления подписки, а то и заранее раздавая бесплатно нашу газету в сельских магазинах, клубах, медпунктах и т.д.

О ходе подписки активно рассказывали в своей газете, ежемесячно публиковали результаты подписки по отдельным сельским администрациям. Печатали фото и небольшие заметки о лучших разносчиках. Поздравляли через газету с круглыми датами, помогали им по мере возможности материально, приобретали для них сумки, тележки, рабочую обувь. Заболевшим и пострадавшим от собак оказывали материальную помощь, приходилось отстаивать их интересы в мировом суде.

О подписке на селе (численность жителей тоже около 35 тысяч) и о доставке газеты в сельскую местность — особый разговор. В районе 144 населенных пункта, не все из них равнозначны по житейским параметрам: есть такие, где 2—3 домовладения остались, а где и десятки, сотни местных жителей, не считая сезонных дачников.
В общем, работать есть с кем. Подпиской на нашу «Богородскую газету» охвачена, может быть, еще только половина, может, чуть больше половины сел и мелких деревень из этих 144.

Проблему доставки газеты на село поначалу решили с помощью местного райпо. Заключили договор на безвозмездной основе с руководством, подключили диспетчерскую службу райпо. И таким образом газеты доставлялись транспортом райпо практически по всему району в магазины, другие торговые точки. Подписчики или сами приходили в магазины за покупками и забирали газету, или, так же как и в городе, мы заключали договоры с местными разносчиками; этим занимались пенсионеры, социальные работники, библиотекари, клубные работники и другие неравнодушные, беспокойные люди. Разумеется, за определенную плату в зависимости от количества подписчиков на участке.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Валентин БОРИСОВ,
директор - главный редактор МАУ "Редакция газеты Богородская газета",
заслуженный работник культуры Российской Федерации,
город Богородск, Нижегородская область


"Журналистика и медиарынок", № 09, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,