Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Молодежь имеет проблемы с покупкой газеты,
но не с отсутствием интереса к ней

В 2009 году Россия в очередной раз приняла участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA — Programme for International Student Assessment). Результаты были, скажем откровенно, шокирующими — 43-е место из 65 возможных.
Грамотность 15-летних учеников оценивалась по трем параметрам: техника чтения, математические навыки, естественно-научные знания. Ни по одному параметру российские школьники не смогли набрать среднего балла по программе


И СИТУАЦИЯ ВСЕ УХУДШАЕТСЯ — в 2003 году, например, по грамотности чтения Россия занимала 32-е место. Любопытно, что PISA оценивает не эффективность усвоения школьных программ, а умение применять полученные знания — например, в число прочих заданий входят вопросы по только что прочитанной газетной статье.

О программе PISA мы упомянули не случайно — ее результаты сподвигли правительства многих стран усилить меры по поддержке чтения и в том числе — по развитию медиаобразования.

Например, в Германии благодаря активно проводимой политике популяризации чтения в учебных заведениях школы имеют возможность бесплатно выписывать около трех десятков газет и журналов. Средства на такие программы выделяются из фондов федеративных земель.

Кроме того, в этой стране многие общественные деятели и политики стали обращать внимание на то, что все меньше детей и молодых людей читают газеты и журналы. Для повышения заинтересованности молодых людей в чтении газет и журналов по инициативе Уполномоченного правительства по делам культуры и СМИ Бернда Нойманна в 2008 году был запущен проект «Национальная инициатива печатных СМИ» (НИП). Это своеобразная организация, созданная в сотрудничестве с известными политиками, издателями, ассоциациями журналистов, представителями дистрибьюторов прессы и других различных учреждений для поощрения детского и юношеского чтения и общегражданского образования.

НИП ПРИЗВАН ОБЪЯСНИТЬ СТУДЕНТАМ важность печатных средств массовой информации в распространении разнообразия мнений и побудить их к ответственному использованию журналов и газет. Эта инициатива направлена на сочетание различных видов деятельности в области печатных СМИ, чтобы помочь в воспитании личности, а также непосредственно самим партнерам проекта в повышении эффективности их деятельности.

В реализации данного проекта принимают участие: Объединение немецких издателей журналов, Объединение немецких газетных издателей, Ассоциация немецких местных газет, Совет немецких дистрибьюторов прессы Presse-Grosso, немецкий Совет прессы, Ассоциация молодежной прессы Германии, немецкая Федерация журналистов, Союз журналистов Германии и Федеральное агентство по гражданскому образованию.

Много споров вызвала во всем мире запущенная во Франции в 2009 году программа по привлечению молодежи к чтению. В рамках программы Mon journal offert («Подаренная мне газета») юноши и девушки в возрасте 18—24 лет могли оформить подписку на одну из ежедневных газет по выбору (к программе привлечено более 60 изданий) и получать один номер этой газеты еженедельно в течение года. Государство выделило на реализацию данного проекта 15 млн евро на три года, такую же сумму потратили издатели, которые, кроме того, финансировали распространение информации о проекте и его техническую поддержку.

В результате исследования, проведенного в 2010 году научно-исследовательским агентством Vision Critical, было выяснено, что в целом молодежь удовлетворена первым этапом проекта: из 85% опрошенных подписчиков в проекте принимают участие девять или десять из десяти. Среди подписчиков возросло доверие к прессе — с 14 до 24%. На вопрос об эмоциях, связанных с чтением газет в ходе проекта, были получены ответы: «мотивация» растет, а «скука» исчезает. Более половины подписчиков, заявивших, что сейчас они покупают уже другие газеты, раньше этого не делали, а 62% сказали, что они начали читать выбранную ими газету в Интернете.

Франсис Морель, генеральный директор национальной ежедневной газеты «Фигаро» (Le Figaro) и генеральный директор Синдиката национальной ежедневной прессы, заявил, что для его газеты эта программа имела «невообразимый успех»: выделенная квота бесплатных газет была исчерпана за четыре дня. «Молодежь, возможно, имеет проблемы с покупкой газеты, — сказал он, — но не с отсутствием интереса к ней».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА, проведенного в июне и июле 2011 года, подтвердили, что бесплатная подписка оказала влияние на частоту чтения ежедневных газет среди участников проекта: читать ежедневную прессу больше, чем один раз в неделю, стали 35% молодых людей (до начала проекта этот показатель был равен 23%) и читать один раз в неделю стали 58% (ранее — 17%).

В Финляндии вот уже почти два десятка лет ежегодно проводится «Неделя газет». Организует ее Союз ежедневных газет Финляндии. В течение «Недели газет» журналисты посещают школы и другие учебные заведения. Многие издания в эти дни открывают свои сетевые архивы, обычно платные, школьникам и студентам. С начала ХХI века ежегодно финские школы, колледжи и другие учебные заведения участвуют в «Неделе газет», заказывая в эти дни до миллиона экземпляров печатных изданий. В Союзе газет считают, что такие мероприятия полезны еще и тем, что вырабатывают у молодежи привычку к регулярному чтению, благодаря которой улучшается грамотность.

Наверное, доказать прямую связь активной пропаганды чтения газет и общего уровня грамотности населения невозможно. И тем не менее факт остается фактом — в программе PISA Финляндия стабильно входит в тройку лидеров.

Программы поддержи чтения, как показывает опыт многих стран, должны обязательно включать меры по формированию привычки чтения газет молодежью. Государству это, как видим, может помочь с решением проблем грамотности — а современные исследования убедительно показывают, что неграмотность приносит прямые убытки экономике. Издатели газет и журналов, принимая участие в подобных программах, формируют свое собственное будущее — школьник, привыкший читать прессу, вырастает в лояльного читателя.


Александр ОСЬКИН,
председатель правления АРПП

(фото слева)

Дмитрий МАРТЫНОВ,
президент АРПП

(фото справа)


"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».