< Предыдущая | Следующая > |
---|
Точка невозврата,
или Лес за деревьями для Газеты-2016
«Собирай все, что найдешь полезного. Кроме равнодушия и невежества. |
С момента выхода на страницах «Журналистики и медиарынка» фантасмагорической футурологии «Газета-2016, или Местная пресса обречена на жизнь» минуло ровно два с половиной года. Таким образом, можно принять условное сегодня за некий Рубикон пятилетнего пути. Предыдущие парадигмы Парадигма № 1. Прогноз: Реальность: Вместе с тем количество каналов медиапотребления продолжает неуклонно и постоянно расширяться. Даже несмотря на тот факт, что некоторые из них теряют актуальность раньше, чем вырастают из коротких штанишек перспективности. Однако любая структура, представляющая традиционные медиа и заинтересованная в обеспечении своей будущности и перспективности, должна переформатировать модель поведения на тактику черепашьих шагов. Каждый день — но маленькие изменения к лучшему. Надо беречь традиции, но необходимо отказаться и от надуманных штампов. «Модель меняется один раз в семь лет», — возразил мне однажды верстальщик на предложение подкорректировать визуальный образ издания. Кто навязал ему это суждение? Что за абсурдное времяисчисление в век перемен в мире медиа, разогнавшихся со скоростью болида «Формулы-1»? Дистанцироваться от новаторского в тот момент, когда оно набирает или только-только набрало популярность, неправильно. Безусловное лидерство на медиарынке в городе и районе — наша цель № 1 и Стал модным Instagram? Чудесно, пробуем работать в нем! Не получается монетизировать? Еще раз думаем и пробуем. Снова не получается? Думаем и семь раз пробуем! Не получается — доводим до абсурда. Чтобы у кого-то другого из вашего города отпало желание двигаться в этом направлении. Еще, не дай бог, получится… Сейчас — уникальное время для тех, кто проспал интернет-революцию и не обзавелся сильным и авторитетным представительством в Сети. Современные мобильные технологии позволяют «перепрыгнуть через ступеньку» и занимать нишу мобильных приложений для iOs, Android и Windows. С сайтами у городской и районной прессы тоже беда. «В Интернете денег нет», — сокрушаются редакторы, которые создали сайт на ucoz или «Народе», напичкали его нечитабельными в формате Сети газетными текстами, отмахнулись от предложения SEO-оптимизации и продвижения, не интегрировались с социальными сетями. Да, тут, пожалуй, присоединюсь. У таких сайтов нет будущего и не будет денег — при условии, что однажды мир не сойдет с ума. Сайт газет сегодня — это информационное агентство (короткие новости, написанные по классическим канонам, но при этом стимулирующие прочтение офлайн-издания), плюс визуализация (надцать-цать и т.д. фото с мероприятий, а не одна-две), плюс полезные городские и районные сервисы (недвижимость, автомобили, справочник, знакомства, профильные сообщества и т.д.). Но иногда вовсе не стоит городить огород с Сетью, тем более, когда широкополосный доступ дошел пока далеко не до каждого уголка нашей необъятной страны и, что немаловажно, темпы этого проникновения в ближайшие годы существенно замедлятся. Иногда достаточно создать FM-радиостанцию — в стране немало медвежьих углов, где соответствующий диапазон девственно чист, а таксисты, как в начале 1990-х, ездят со стопками компакт-дисков. О расширении форм поговорили, теперь самое время обратить внимание на содержание. Если присмотреться, 80% СМИ и недоСМИ, куда отнесем незарегистрированные новостные ленты и категорию блогеров, топчется на 20% информационных поводов, изощряясь в густоте, насыщенности и цвете красок при их освещении. Такой подход «размывает» информационную индивидуальность, издания теряют свою идентификацию. Именно Газета-2016 должна становиться генератором информационных поводов, именно она должна их сопровождать, решать, сколько освещать тему, чтобы не перегнуть, и когда к ней возвращаться. В идеале заимствованная повестка должна составлять не более Парадигма № 2. Прогноз: Реальность: И я по-прежнему уверен, что будущее Газеты-2016 — это оффлайн+онлайн, при любом раскладе ориентированный на отклик потребителя. Парадигма № 3. Прогноз: Реальность: К традиционным базовым принципам Газеты-2016 — жесткой экономической модели и внедрению мотивирующих систем оплаты труда на основе KPI — следовало бы добавить и уточнить вопрос штатных расписаний. Серьезной критике подвергался тезис о том, что оно у газет должно быть минимизировано, и появление новых единиц — восприниматься как трагедия. Более всего, по понятным причинам, сокрушались те, кто делают газету втроем, на коленке. Те, у кого по сорок человек на двадцать полос в неделю, почему-то отмалчивались да отсиживались… Никогда не выступал сторонником повальной оптимизации штатных расписаний во имя оптимзации, но по-прежнему считаю, что в редакции не место уборщице, истопникам, охранникам и даже водителю — если у газеты нет своей службы распространения. Непрофильный персонал — на договоры подряда, аутсорсинг/ аутстаффинг. И точка. Что касается производства основного продукта, то мне кажется привлекательной модель «Семи психопатов олдскул-медиа», которую сочинил с небольшим, напускным налетом юмора. ПСИХОПАТ № 1 — ЕВАНГЕЛИСТ. Он же директор, он же тот, кто формирует и поддерживает экономическую, идеологическую, политическую, коммуникационную модель. Сразу отвечу на несколько вопросов. Почему их семь? Потому что в фильме, откуда позаимствовано название, их тоже было семь. Но в реальности — чуть меньше. Поэтому и для редакций какие-то функции могут быть объединены в рамках одной штатной единицы. А где журналисты и верстальщики? Они рассчитываются, исходя из количества полос издания (у каждого — индивидуально) и реальных результатов работы по использованию труда внештатников. Почему это у психопатов все названия должностей — на западный манер? Вы хотите нас запутать? Нет, напротив, хочу распутать. «Бешеный принтер» профессий (зайдите на любой рекрутинговый сайт в раздел «медиа», еще не такого начитаетесь) наплодил огромное количество «мотеров-промоутеров». Если разобраться, все эти функции для медиа крутятся вокруг стандартной модели: управление — текстовое содержание — визуализация — дистрибуция — продвижение — монетизация. Так что как ни называй, только в печку не засовывай… Парадигма № 4. Прогноз: Реальность: Парадигма № 5. Изменение контента Прогноз: Реальность: Остальные тенденции, заявленные в 2011 году, По части формирования контента, полагаю, будет правильным реагировать на предупреждения экспертов, утверждающих, что время, проводимое людьми с газетой, сокращается. Соответственно, задача каждого редактора — умудриться «запихать» в узкий временной отрезок как можно больше информации, напичкать потребителя. В отношении газетных текстов можно оставить все как есть, твердо и осмысленно отстаивая нерушимость классических канонов. Но здесь куда более действенной будет формула «60/30/10». 60% текстов — малые формы (от твиттер-формата до новости Визуальная и текстовая информация — в пропорции «50/50», инфографика засчитывается и тем и другим поровну, но в каждом номере она обязательно должна присутствовать, причем быть масштабной. Минимальный размер фотографии — как воспетая Ириной Аллегровой формула 9х12, то есть почти 100 квадратных сантиметров. И верните, пожалуйста, на страницы газет карикатуры. Без них — скучно! Но бойтесь лукавства экспертов, утверждающих, что будущее за комплексными СМИ, пишущими обо всем и понемногу. Мол, понемногу о мэре и понемногу — о вымирании австралийских кенгуру. Понемногу о запуске новой больницы в райцентре и понемногу — о проблемах нацменьшинств в Буркина-Фасо. Понемногу об освещении улицы Карла-Маркса и понемногу — о климатических особенностях взращивания риса в Мексике. Ваш козырь — локализация, она всегда вас выручала, спасала от передряг в неспокойные годы. Именно благодаря локализации вы живы и по сей день, не съедены крупными федеральными игроками. Для всего остального есть «Комсомольская правда». Нет, это вовсе не значит, что вам не нужны областные, федеральные, мировые новости на страницах газеты. Но они в обязательном порядке должны быть пропущены через фильтры вопроса: «А как с этим делом у нас, в Гавриловке?». Парадигма № 6. Убийцы затрат Прогноз: Реальность: Разработанная и описанная на страницах «Журналистики и медиарынка» система бизнес-планирования для городских и районных газет вызвала широкий отклик. Неоднократно из других регионов ко мне обращались редакторы, желающие быть просчитанными по ней. Но когда понимали глубину исследования, они, выражаясь уличным языком, сдувались. А, собственно, отчего? Оттого, что им приходилось бы за большой период времени восстанавливать и высчитывать показатели, которые при грамотном управлении должны были отслеживаться постоянно. Как результат: первые руководители не знают особенностей экономики своего бизнеса, путают дебиторскую задолженность с кредиторской, подписку — с розницей, не знают цену, по которой отдают газету «Почте России». С различной степенью тяжести этому подвержены девять городских и районных СМИ из десяти. Так что до идеальной ситуации пока далековато топать. Но топать надо. Особенно если порисовать модели бизнеса. Относительно недавно взял на себя смелость оспорить победные реляции «новых медиа» на примере Франции. Там, видите ли, мобильная реклама за год выросла на 29% — на фоне проседания сборов принта на 8,2%. Все это звучит крайне ужасно, если не брать в расчет, что мобильная реклама растет с «гигантских» Однако открывать шампанское рано. Ежегодное падение рекламных доходов для печатных СМИ на 8%, сопряженное инфляционным 6%?ным ростом затрат на производство и распространение приведет к тому, что уже в 2017 году расходы в два раза превзойдут доходы у газеты, работающей сегодня «в ноль». Уже в 2017-м! Какой еще нужен волшебный пендель, способствующий переходу на принципы мультиплатформенности? Прогноз: Зато какое разнообразие! Сегодня офис на улице Ленина, завтра — на Лесопарковой. Сегодня — возле ледового дворца, завтра — перед мэрией. Где событие — там и офис. Но самое главное: где офис — там и событие. Сегодня вечером офис на колесах — в одном районе города N., завтра — в другом. Люди к такому системному графику привыкают и за минут тридцать начинают толпиться возле «намоленного» Газетой-2016 места. Каждый — со своей проблемой и болью. В ходе общения появляются вагон и маленькая тележка настоящих, народных, жизненных информповодов». Реальность:
"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2013 |