Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

5 советов студентам от студента



1. ВЫХОДИТЕ ИЗ СПЯЧКИ!

В буквальном смысле! Всего за полтора года своего обучения на журфаке МГУ я уже успел заметить, что, несмотря на обилие предлагаемых студентам всевозможных семинаров, спецкурсов и прочих факультативов, очередь из желающих принять в них участие, мягко говоря, не выстраивается. Исключение составляет разве что мастер-класс Эвелины Хромченко — по 500 человек набивается (ну еще бы!..)

И что интересно, наши будущие пулитцеровские лауреаты не ходят на эти семинары не потому, что не имеют желания или возможности их посетить, а потому, что чаще всего просто не подозревают об их существовании.

И неведение это носит тотальный характер — прямо зона отчуждения какая-то! Хотя сайт факультета (journ.msu.ru) обновляется чуть ли не каждый день, а стенды на кафедрах пестрят объявлениями — прямо скажем, трудно не заметить. Но нет, «чукча — не читатель!..» К примеру, на недавний спецкурс по обучению операторскому мастерству записалось аж целых четыре человека — конечно, это еще не полтора землекопа, но уже около того.

Да что там факультативы — каждый год, начиная с апреля, когда, как писал Плещеев, «уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною», жаждущие поступить на журфак абитуриенты буквально засыпают группу факультета Вконтакте вопросами, главный и единственный из которых: «Как проходит творческий конкурс?»

Порыться в старых темах, где на сей набивший оскомину вопрос отвечали уже миллион раз, не приходит в голову. Отдельные кадры, бывает, и московским адресом факультета интересуются — печалька… В общем, не умеют у нас информацию искать, не умеют… И учиться не хотят.

Не знали они о факультативе, видите ли… А должны были знать — вы же в журналисты метите, как-никак! Так что, друзья, не ленитесь, читайте все, что написано (кроме, разве что, надписей на заборе), и вообще старайтесь держать свои уши и глаза широко открытыми — в жизни пригодится.

2. ИЩИТЕ КОНКУРСЫ

Признаться честно, я испытал приятное удивление, когда узнал, как много сегодня проводится конкурсов, и в первую очередь — для молодых журналистов. А ведь дело стоящее, особенно если главным призом является публикация вашей статьи в издании. Ваш покорный слуга сам таким макаром сподобился три материала опубликовать. Да и гонорар, пусть даже символический, не будет лишним, особенно для младшекурсников. А уж веры в себя и стремления двигаться дальше ой как прибавляется, поверьте мне.

Так что не стесняйтесь участвовать, не бойтесь писать (даже если печатное слово — не ваша основная специальность). И не важно, в конечном счете, что это за «состязание»: конкурс репортажей или просто тест на знание «великого и могучего». Тем более не важно, какой вам за победу обещают приз: серьезные деньги или диплом с вашей славной фамилией.

Важно другое — студиозус во время учебы должен стараться писать как можно больше и цепляться руками и ногами за любую возможность проявить себя.

Ведь конкурс — это всегда хороший шанс для молодого таланта познакомиться с более опытными коллегами, а если повезет, то и с главным редактором.

Да и формат издания станет ближе и понятнее. Кто знает, может, вы там через пару-тройку лет карьеру сделаете…

В общем, как ни крути, а участие в таких проектах реально может стать вашим счастливым билетом, так что не жалейте сил и времени. Со списком конкурсов можно (и нужно!) ознакомиться на сайте Союза журналистов России. Кстати, вдогонку предыдущему совету: помните о «неосведомленности» своих коллег! Об этих конкурсах знает не так много людей, так что у вас есть все шансы на победу, зуб даю! Дерзайте.

3. ОСТАВАЙТЕСЬ ЖУРНАЛИСТОМ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

И я имею в виду совсем не пафос «служения обществу» и «верности профессии». Вы должны смотреть на мир через новую для себя призму — журналистскую. И такой подход неожиданно может вылиться в опубликованный материал — неожиданно, в первую очередь, для вас самих. А за примерами далеко ходить не надо — те же фотографии.

Да, те самые фотки, которые мы сотнями делаем во время отпуска. Весь фокус в том, что чаще всего мы фотографируем по старинке, для семейного альбома.

Большая ошибка… Она простительна всем, но только не нам, служителям пера. Я очень жалею, что, проведя прошлым летом месяц в Торонто, побывав в Монреале, Оттаве и красивейшем Квебек-Сити, все 800 с лишним кадров сделал как штатский, любитель, обыватель… Короче, лузер. Но как ни назови, а суть одна: серия классных фото, тем более из такой далекой и живописной страны, как Канада, вполне могла сыграть в качестве фоторепортажа для какого-нибудь GEO. А всего лишь требовалось приложить чуть-чуть больше усилий и фантазии…

Селяви, понимание приходит с опытом. Ох уж этот «опыт, сын ошибок трудных». А корень проблемы, видимо, в том, что в определенные моменты — на том же отдыхе — мы подсознательно стремимся забыть о работе, вырваться из тисков профессии хоть на время, еще не понимая, что теперь мы с ней слиты воедино и пути назад уже нет.

4. РАБОТАЙТЕ С ДУШОЙ

Всегда! Это залог успеха любого вашего начинания. Никаких отписок и полуфабрикатов! Работайте не спеша, тщательно взвешивая каждое слово. Не стесняйтесь откладывать работу в сторону и возвращаться к ней снова и снова — для вас сейчас гораздо важнее качество, а не количество и скорость. Не надо уже с первого курса превращаться в рвачей, пишущих для десяти изданий одновременно.

И, конечно, тема должна быть вам близка и интересна. И не важно, сколько времени у вас уйдет на подготовку материала. Пока вы учитесь, у вас идет период становления, «постижения мастерства», если хотите. Это потом вы будете строчить заметки и репортажи десятками в месяц. А пока каждая сданная работа должна быть для вас нетленкой, зачатой в любви и рожденной в муках. Тогда вас ждет настоящий успех и даже самый придирчивый главред ваше творение с удовольствием опубликует — ведь бумага неизбежно передаст ваши старания.

И еще одна маленькая, но оттого не менее важная деталь: не пытайтесь во что бы то ни стало пропихнуть в печать все остатки, ошметки — в общем, всю ту стружку, которая у вас накапливается во время трудов праведных. Бывает, готовишь большой материал, а тут интервью осталось неиспользованным — так жалко «выкидывать». Вот и крутится в голове мыслишка: «К чему бы мне его приспособить?» Ибо соблазн велик, а журналист, особенно молодой и неопытный — слаб. И вот ты начинаешь к этому интервью притягивать за уши какую-нибудь проблемку, высасывать из пальца актуальность инфоповода…
А в итоге получается не репортаж, не новостюшка, а неведома зверушка.

Лично я как-то раз после такой неудавшейся (что справедливо!) попытки всучить редактору материал из серии «я тебя слепила из того, что было…» вдруг испытал искреннюю радость: да и слава богу, что он его не принял! Он же и планку издания не опустил, и мне опуститься не позволил, за что ему большое человеческое спасибо. Так что, коллеги, не обманывайте себя, не ищите легких путей, работайте с удовольствием, и все у вас получится — я узнавал!

5. НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА БРЕНДАМИ

И вот, наконец, стажировка, да еще в известной редакции, ура! Ха, не спешите радоваться, друзья, — громкое название издания не гарантирует вам… Нет, не любезного и обходительного обращения — это, наверно, как раз последнее, чего должен ждать от работы журналист, тем более салага. Все гораздо хуже — топовое издание отнюдь не гарантирует вам интересную и, главное, продуктивную занятость на время практики. А уж если совсем не повезет, то вы будете изо дня в день часами ждать, пока не освободится компьютер, или скучающим Чайльд-Гарольдом болтаться по коридорам без дела весь период стажировки — если, конечно, сами раньше не уйдете.

Знаю об этом не понаслышке: сам однажды с горящим взором пришел в хорошо известную любому первокурснику редакцию, ожидая увидеть кипучую деятельность и настоящих профи. Святая наивность… Кончилось все тем, что ушел через две недели (хотя стажировка предполагалась месячная) уже с открытым от удивления ртом — настолько неожиданной была витающая в редакции атмосфера сонного царства, копипастинга и, — ну обидно все-таки, — полного равнодушия коллектива к новичкам. Ну вообще никакого интереса, лишь «Здрасьте!» через губу. А уж «учебные задания» иначе как жалкой подачкой вообще сложно было назвать.
Я так и остался в полной уверенности, что эти люди при «подготовке» нашей практики ни на минуту не озаботились вопросом: «А чем же эти десять желторотых юнцов целый месяц будут заниматься? Чему их научить?» Товарищи мои, кстати, тоже недолго продержались…

А как все хорошо начиналось: приглашения на кафедрах, конкурс эссе с целью отобрать лучших… Да уж, мы те еще «везунчики». Складывается ощущение, что сделано все это было ради спущенной сверху установки: дескать, смотрите — редакция активно ищет таланты, с младых ногтей, что называется, себе кадры выращивает, социальные обязательства по работе с молодежью выполняет!

Гладко было на бумаге… В общем, ребята, не спешите пролезть в «пропиаренное» место — никогда не знаешь, что скрывается за красивой оберткой. Пробуйте, ищите себя — но не там, где модно, а там, где интересно.


Павел ОЛЬХОВИКОВ,
студент 2-го курса факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова,
Москва


"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.