Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

«Gamification» in fashion

Как меняется медиасфера и быт под натиском «игроизации»


«Игра — движущая сила развития культуры», — утверждал голландский культуролог и автор книги «Человек играющий» Йозеф Хейзинга.
То, что жизнь все чаще приглашает нас поиграть, очевидно.
Справедливо это не только и не столько для пятисот миллионов геймеров на земном шаре — справедливо это для любого более или менее цивилизованного человека

В 2011ГОДУ ОКСФОРДСКИЙ СЛОВАРЬ назвал gamification («игроизация») «Словом года». И это вполне закономерно: как обратить всеобщее внимание на свой товар или услугу в условиях информационного потопа? Сыграть с потребителем! Пусть он сам ищет, собирает, разгадывает — на игру легко покупаются, в отличие от навязчивых «специальных предложений», осточертевших скидок и прочих избитых коммерческих приемов. Так множество крупных компаний: Coca?Cola, Dell, Nike, Nissan — уже давно и вполне успешно внедряют в бизнес игровые элементы.

А бизнес-инновации, в свою очередь, меняют наш быт. В середине сентября прошлого года была презентована первая «игроизированная» зубная щетка. Ее создатели загорелись идеей увеличить время чистки зубов с 46 секунд (в среднем) до рекомендуемых двух минут. Для этого чудо-щетку связали с приложением для смартфонов с помощью wi-fi: за двухминутный утренний или вечерний марафон ее обладатель получает максимальное количество баллов. Так что вскоре уже и в собственной ванной будет не спрятаться от всяких рейтингов вроде «1. Teeth King — John007 — 80 lvl».

ПОЧИСТИВ ЗУБЫ, ВЛАДЕЛЬЦЫ СМАРТФОНОВ собираются на пробежку. На «игроизированную» пробежку. Ведь специально для них в этом году было создано приложение «Zombies, Run!». Его обладатель надевает наушники, выходит на улицу и — рыба карась, игра началась! Посмертные хрипы зомби со всех сторон, жители города в опасности, нужно собрать как можно больше аптечек, оружия и провианта, а главное — бежать, бежать! Игра очень и очень неплохо мотивирует заниматься спортом, о чем свидетельствуют отзывы «раннеров»: «Я похудела на десять килограммов, благодаря «Zombies, Run!», «Прошел сегодня две миссии в «Zombies, Run!». Мои ноги ненавидят меня за эти 6 километров». Главное, что при таком подходе перестают работать лентяйские отговорки: ответственность слишком велика.

А ПОКА ЗОМБИ ПРЕСЛЕДУЮТ ХУДЕЮЩИХ, поговорим о кино. Его будущее за интерактивностью — считает Джеймс Кэмерон. Наверняка у каждого кончалось терпение во время просмотра «хорроров»: «Ну что ты опять пошел в этот подвал?! Свет хоть включи!» Возможность спасти полоумного персонажа фильма ужасов зрители впервые получили в 2010 году. «The Last Call» («Последний звонок»), снятый берлинским агентством «Jung von Matt», позволяет менять фабулу самим зрителям.

Последние, покупая билеты, сообщают свои номера телефонов, занимают места в зале и начинают следить за злоключениями главной героини. Вдруг девушка хватает свой мобильный и набирает номер одного из зрителей, чтобы спросить, что ей делать и куда бежать. Тот предлагает ей путь к спасению от маньяка, программа считывает голосовую команду, и девушка превращается в марионетку зала. А аудитория, проникаясь происходящим на экране, все меньше чувствует себя в безопасности…

К счастью, даже музыка не спаслась от засилья «квестов». Участники группы «Nine Inch Nails» решили «игроизировать» свой альбом «Year Zero», рисующий картину безрадостного, декадентного 2022 года. На одном из сайтов проекта за идиллическим плакатом «A NEW BEGINNING! AMERICA IS BORN AGAIN» дотошный посетитель обнаружит «THE BEGINNING OF THE END. ANOTHER VERSION OF TRUTH».

В ходе работы над проектом была создана целая альтернативная реальность: побывать в виртуальном пространстве тоталитарной Америки могли только те фанаты, которые сумели воспользоваться подсказками, спрятанными на «мерче» с группой. Впрочем, не только на нем: например, на один из ресурсов можно было попасть, расшифровав двоичный код на самом диске — этот код и был ссылкой. Если и это вас не удивляет, тогда знайте — код этот проявлялся, если диск хорошенько нагреть…

ДА ЧТО ТАМ МУЗЫКА — КНИГИ и те уже диктуют нам свои правила игры. В Аргентине в этом году был придуман забавный способ борьбы с затяжным чтением — ведь едва ли не каждому знаком этот натюрморт: запыленная книга с закладкой, приросшей к странице. А выход нашли вот в чем: книгу поместили в вакуумный пакет — читатель его вскрывал, и с этого момента у него оставалось два месяца на жизнь в параллельной реальности. Фокус заключался в чернилах — по истечении срока они просто-напросто исчезали, а книга превращалась в блокнот. Тут уж не посмакуешь. Или посмакуешь, но уже будучи «пиратом».

Российскому книжному рынку тоже есть что показать «игроизированному» миру. Первая в стране интерактивная книга, «Аркаим», представляет собой «дневник пропавшего археолога» с иллюстрациями автора. Аркаим — это реально существующее древнее поселение в Челябинской области, возведенное еще до нашей эры и открытое только в середине прошлого века.

Разгадать его загадку и предлагается читателям — для этого на страницах книги оставлены всяческие подсказки и наводки, рисунки и фотографии, а также работающие ссылки и настоящие номера телефонов. Решившего этот масштабный ребус ждет заслуженная награда — золотая статуэтка. И хотя «Аркаим» уже в списке бестселлеров на «Ozon.ru», статуэтка еще ищет своего Эркюля Пуаро.

СЛОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, к чему все это приведет. Как будет выглядеть жизнь обывателя, когда большинство корпораций признают безотказную эффективность игрового пиар-хода? Как медиа будут этому способствовать? Мистификация выйдет на более высокий уровень, альтернативная реальность будет становиться все менее альтернативной. Нельзя будет из дому выйти, не попав в «кроличью нору», не став героем ARG — пешкой в чьей-то хитросплетенной игре. А впрочем, не стоит нагнетать — пристегните ремни и приятного полета. Show must go on.


Юлия ШИТЕНКО,
КРАСНОЯРСК,
рисунки автора


"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.