Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Яндекс-массы




Несмотря на победу над Google и высокие темпы роста, отечественных игроков на российском рынке поиска немного.
Да и нужны ли они?

В МАЕ ПРОШЛОГО ГОДА крупнейший российский поисковик «Яндекс» впервые обошел Первый канал по охвату аудитории, а сейчас почти сравнялся с ним по объему выручки, фактически опережая развитие интернет-сектора в целом. При этом, согласно финансовому отчету компании, 89% дохода поисковик получил от контекстной рекламы. И хотя данный показатель напрямую связан именно с Яндекс-поиском, успех одного не может говорить за всех. В последние 12 лет соотношение сил на российском рынке веб-поиска существенно не изменялось: отечественных игроков по-прежнему мало, и достойных конкурентов у «Яндекса», кроме Google, нет.

Казалось бы, летопись российских поисковиков почти полностью совпадает с жизненными вехами компании «Яндекс», родившейся в 1997-м — всего лишь на год раньше глобального лидера Google. Но история не ограничивается сегодняшним днем, как не ограничивается и одним персонажем: предшественники были и у Google, и у «Яндекса».

В 1993 году, спустя всего четыре года после появления Всемирной паутины, стали создаваться первые поисковики. Российские разработчики в этом плане отставали не сильно: одновременно с выходом русскоязычного расширения Altavista в 1996-м запускаются его отечественные аналоги — Russian Internet Search , «Апорт!» и Rambler. Именно Rambler считается старейшим российским поисковиком. До 2001 года он уверенно лидировал на российском рынке, однако в начале нового столетия разработчики ушли из компании. Своему главному на тот момент конкуренту — «Яндексу» — Rambler-поисковик проиграл технологически. А вот его современники в первоначальном виде до наших дней не дожили: Russian Internet Search исчез, а «Апорт!» частично перешел на технологии Яндекса, совмещая поиск с ведением электронной торговли.

ПО СУТИ, СЕГОДНЯ АУДИТОРИЮ ПОДЕЛИЛИ между собой четыре компании. С тех пор как лидерство на российском поисковом рынке завоевал «Яндекс», серьезную конкуренцию ему составляет лишь Google. Согласно статистике LiveInternet за первые три месяца текущего года, на «Яндекс» приходится почти половина всех переходов, от него значительно отстает Google, а Mail.ru и Rambler вместе удерживают лишь 1/10 часть аудитории (см. рис.). Поиск от Mail.ru функционирует с 2007 года, при этом до 2009 года он работал на основе поиска «Яндекса», а впоследствии 3/5 поисковых выдач предоставлял Google. Только к концу прошлого года в компании решили отказаться от сотрудничества в пользу собственных наработок. Пожалуй, вдобавок к ним стоит упомянуть еще американский Bing и российскую Nigma — метапоисковую систему, делящую на кластеры результаты поиска других алгоритмов. Однако их доля отчаянно мала, и в будущем вряд ли вырастет: пользователи Рунета уже привыкли к популярным брендам.

«ЯНДЕКС» ВЫДЕЛЯЕТСЯ не только в отечественных масштабах, но и в мировых. По данным Comscore, в текущем году «Яндекс» по количеству поисковых запросов обогнал Microsoft, став четвертым в мире после Google, Baidu и Yahoo!. Солидный показатель, если учесть распространенность английского языка и численность населения США, Индии или Японии. В 2011 году состоялось первичное размещение акций на нью-йоркской бирже: «Яндексу» удалось привлечь $1,3 млрд, а саму компанию оценили в $8 млрд. Для сравнения: когда в 2004 году свои акции на лондонскую биржу вывела компания «Рамблер медиа групп», ее оценивали в $100 млн и планировали привлечь $30—35 млн, а интернет-холдинг являлся лишь частью от целого.

Кроме того, только в России и Китае (где Google запрещен) лидируют местные поисковики. Правда, существуют опасения, что это ненадолго. Так, например, директор LiveInternet Герман Клименко в своем недавнем комментарии «Коммерсанту» раскритиковал политику «Яндекса», вышедшего на турецкий рынок, вместо того чтобы пытаться отвоевать у Google Украину. «Шансов выстоять против Google у отечественных сервисов нет. Выживут разве что соцсети, а поисковик «Яндекс» и почта Mail.ru погибнут», — заявил он. — «Яндекс» аккумулировал $1 млрд, но не тратит — покупать нечего. Google же постоянно и расширяет, и улучшает свои сервисы».

Тем не менее, сейчас в России «Яндекс» обходит детище Брина и Пейджа благодаря лучшей лингвистической работе и географической локализации. «Яндекс» делает для российских пользователей удобные сервисы и новый персонализированный поиск, работающий по алгоритму «Калининград»: теперь поисковая система предлагает моментальные и персональные подсказки с учетом истории просмотра и интересов схожих групп пользователей. Такой ход не нравится многим SEO-оптимизаторам, чьи сайты лишаются возможности случайного контакта с человеком, а вот для конечных пользователей поиск становится проще и эффективнее. И хотя поиск Google работает по тому же принципу, у нас он пока только второй.

Проблемы российского поиска

1. Монополизация отрасли
Выбирая между всеми перечисленными поисковиками, пользователь выбирает между «Яндексом» и Google. У Mail.ru до конца 2012 года не было собственного поиска, а Rambler-поиск работает по партнерскому соглашению с «Яндексом». К тому же создание нового поисковика — дело весьма дорогое и никому не нужное: новому проекту будет невероятно сложно отобрать аудиторию у лидеров.

2. Ограниченное развитие
По данным TNS Web Index Report за февраль 2013 года, среди сервисов трех крупнейших российских компаний веб-поиск наиболее популярен только у Яндекса (49,4 млн пользователей). У Mail.ru поиск (25,9 млн) проигрывает сервисам «Мой мир», «Почта» и «Ответы», а у Rambler — новостям, почте и Lenta.ru (всего 3,9 млн пользуются поиском). То есть профильные интересы у Rambler и Mail.ru другие, и развивать поиск им не с руки. Поэтому борьба «Яндекса» за аудиторию больше напоминает борьбу со своей же тенью. Сращивание поиска и браузера, переводчик прямо в поисковой строке и прочие детальные усовершенствования хороши относительного самого себя, но не могут сравниться с Google, навязывающим тренды.

3. Непрозрачность алгоритмов
У «Яндекса» есть свой алгоритм выдачи — тематический индекс цитирования, который учитывает количество ссылок на сайт с других сайтов, придавая этим ссылкам разный «вес» (то есть значимость) в зависимости от авторитетности ссылающегося сайта. Однако не совсем понятно, в чем заключается авторитетность сайта. Также существует загадочная «яндекс-карма», и никто не знает, что делать, если она вдруг «испортится». Хотя среди SEO-оптимизаторов работа с «Яндексом» считается довольно сложным делом не столько из-за непрозрачности, сколько из-за борьбы его сотрудников с «накрутками».

4. Борьба с роботами
«Яндекс. Метрика» недавно ввела фильтр от роботов, и это поможет владельцу сайта определить, сколько реальных людей приходит на его ресурс. Но никто в мире не знает, как отличить сайты с нагнанным трафиком и искусственными ссылками в списке поисковика.

5. Качество поиска
Согласно ежегодному аналитическому отчету компании «Ашманов и партнеры», в 2012 году поисковики Рунета демонстрировали стопроцентные результаты для навигационного поиска. При этом у Mail.ru, Google и «Яндекса» выросло качество «сниппетов» — кусков текста, по которым можно определить релевантность выдачи, не заходя на сайт. Однако качество поиска по информационным запросам и оригинальным источникам, приближающееся для этих трех титанов к 76%, далеко от совершенства. При этом Mail.ru и «Яндекс»
отстают от Google в скорости индексации новых страниц и полноте индекса (величине поисковой базы), что отражается на количестве результатов выдачи и точности поиска.

Как журналисты используют веб-поиск?

Они также выбирают между «Яндексом» и Google, исходя из специфики работы и ее целей. Так, например, молодые журналисты предпочитают Google, причем зачастую не только для англоязычного поиска. Это объясняется и масштабами сбора информации, и удобством: Google по умолчанию встроен в большинство устройств. Радиожурналисты с помощью поисковика определяют повестку дня, журналисты ТВ ищут видеоматериал, журналисты интернет-изданий — иллюстрации к статьям.

В остальном их интересы совпадают: чаще всего поисковики позволяют им отыскать информацию для определенного сюжета и сформировать бэкграунд, а также проверить первоисточники. Поисковики также помогают им в навигации — если необходимо уточнить название веб-сайта. Наконец, веб-поиск предлагает различные варианты для тех, кому нужно связаться с ньюсмейкером.

Самым популярным среди журналистов сервисом Google на протяжении последних восьми лет считался Google Reader. Этот агрегатор позволял всего за несколько минут просмотреть огромный поток новостей из любого количества изданий. Однако в компании решили отказаться от поддержки Google Reader с 1 июля нынешнего года: там уверены, что этот продукт используют все реже и реже.

Молодые журналисты также отмечают, что для русскоязычного поиска лучше всего подходит «Яндекс». Особенно актуальными они считают «Яндекс. Карты», поиск по блогам и новостям. Такой вариант подходит тем журналистам, которые не работают с международной информацией (хотя сегодня это довольно редкий случай). Именно «Яндекс» предоставляет и журналистам, и обычным пользователям наиболее практичные сервисы от «Маркета» до «Новостей». Аудитория последнего — 200 тысяч человек, а новости на главной странице видят до 20 млн пользователей. Повестка дня определяется автоматически, при этом система индексирует более 4300 источников — сайтов-партнеров.

В целом российский рынок интернет-поиска удовлетворяет интересы как обычных посетителей, так и журналистов. Благодаря конкуренции с Google и желанию «Яндекса» сохранить за собой первенство технологии поиска становятся все более удобными для аудитории. И хотя другие отечественные поисковики сильно проигрывают лидерам отрасли, подобное положение вещей пока не сказывается на ее развитии.


Денис ПИСКАРЕВ,
студент 4-го курса факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова,
Москва


"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.