Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

У медали всегда две стороны

В каждом регионе, наверное, своя специфика работы журналистов.
Я бы призвал своих российских коллег быть максимально корректным при освещении тем, касающихся Чеченской Республики, учитывая то, что это особый регион, который пережил две страшные войны. Я сам долго жил за пределами Чеченской Республики,
у меня много друзей и знакомых по всей стране. Между тем даже здесь, сегодня один из коллег спрашивает меня: «Вы давно в России?»
А у меня сразу вопрос: «А где мы, интересно, до сих пор были?»


НАМ НУЖНО ПОЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ, общаться, хотя бы для того, чтобы не было подобных вопросов и чтобы мы все осознавали себя в России согражданами, а не гражданами сопредельных стран. Ну и, конечно, для того, чтобы обмениваться опытом.

Газета «Чеченский правозащитник», в которой я работаю, — это газета Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. Газета выпускается в рамках программы правового просвещения граждан и распространяется бесплатно.

Ведомственная газета обычно ассоциируется с чем-то официальным, скучным, сухим, официальным. Но у нашей газеты немного другая история и содержание. Тематика публикаций в основном правозащитная, и авторами их являются в большей части сотрудники аппарата омбудсмена, среди которых профессиональные журналисты, аналитики, юристы, с большим опытом работы. Газета сравнительно молодая, она создана в сентябре 2007 года, но у нее есть уже свои достижения.

В 2008 году «Чеченский правозащитник» занял первое место в конкурсе по освещению темы прав человека на всероссийском фестивале журналистов, проходившем в Дагомысе. Для молодой газеты, которой тогда было всего лишь год, это, конечно, была значимая победа. Журналисты, работающие в газете, не раз становились победителями всероссийских, международных конкурсов.

Даже в обычный скучный пресс-релиз всегда можно внести что-то такое, чтобы человек хотя бы прочитал его от начала до конца. Это бывает нелегко, конечно. И, тем не менее, могу сказать, что нам это удается — газета пользуется популярностью, у нас есть уже свои постоянные читатели, которые приходят, спрашивают и ждут выхода свежего номера.

Наряду с информационными материалами и аналитикой, мы публикуем и юридические консультации, а также открытые письма и обращения граждан, какие-то исторические материалы. Герои наших публикаций чаще всего рядовые граждане. В своих материалах мы описываем их реальные истории, проблемы, с которыми они сталкиваются, пути их решения. А людям всегда интересно читать про себя, про свои насущные проблемы. Часто на страницах нашей газеты разворачиваются острые дискуссии по актуальным темам между общественными деятелями, творческой интеллигенцией и т.д. Может быть, этим и интересна наша газета читателям.

В процессе работы нам приходится заниматься анализом событий, которые происходят не только в нашей республике, но и в России, Европе, освещением их в СМИ . Должен отметить, далеко не все наши российские коллеги придерживаются принципов журналисткой этики. Многие в погоне за сенсацией забыли о назначении СМИ. Как это ни прискорбно, но нам очень часто приходится защищаться от некоторых российских СМИ, вернее от их провокационных нападок. Такое ощущение, что мы до сих пор не вылезли из информационной войны.

Я НЕ МОГУ ГОВОРИТЬ ОБО ВСЕХ ЖУРНАЛИСТАХ, но есть среди коллег такие, которые не уважают не только себя лично, но и своих читателей. Что бы мы ни освещали, мы должны учитывать, что у каждой медали есть две стороны. Однобокость, тем более недостоверная информация несовместимы с профессиональной журналистикой. Заказной же характер статьи бывает виден с первых строк.

Если говорить о региональной журналистике в целом, то в связи с известными событиями десятилетней давности в Чечне нами, конечно, очень много упущено. Мы слишком много потеряли времени. Нам есть чему поучиться у наших коллег из других регионов, так же, как и им есть чему поучиться у нас. К сожалению, сегодня в журналистике тоже все упирается в бюджет, в финансовые вопросы.

Хорошие статьи, плохие — газета все равно выходит. То есть не видим мы заинтересованности в том, чтобы в газете печатали хорошие статьи. А чтобы были хорошие статьи, нужно вкладывать в журналиста, в его профессионализм. Заниматься какими-то тяжелыми темами, сложными материалами журналисты уже сами не хотят, потому что понимают и осознают невостребованность таких материалов. Все у нас, как, впрочем, и в других сферах, как-то поверхностно. То есть речь идет о качественном содержании журналистики, о качественной журналистике.

И это беда не отдельно взятого региона, а в целом страны. Сегодня журналисту проще осветить какой-нибудь «круглый стол» или написать о детском садике, чем заниматься какой-то проблемной темой, за которую мало того, что получишь мизерный гонорар, но еще и шишек себе набьешь, да и непонятно, чем все это закончится для него самого.

ВСПОМНИЛ ЭПИЗОД ИЗ СВОЕГО ДЕТСТВА. Я учился во втором классе в советской школе, тогда мы жили в Ставропольском крае. К нам часто приходила «комиссия», то есть это были незнакомые нам люди, которые заходили и спрашивали у учеников: «Вы верите в Бога?» Моя семья верующая, я тоже верю и верил в Бога. Но тогда у меня не было такого осмысления веры, как сегодня. Из огромного класса только два человека, в том числе и я, сказали: «Да, верю».

Потом я размышлял: «Что это за вера, в чем она заключается?» Я как-то чувствовал, хотя и не осознавал до конца, что что-то не то в этом вопросе и я должен ответить: «Да, верю», если даже никто так не ответит. Наверное, уже в детском возрасте мы в состоянии сделать выбор.

Так и в журналистике. Каждый из нас делает свой выбор, но, в отличие от детского возраста, уже осознанно. Всегда есть выбор — пойти по легкому пути или сложному. Можно сделать карьеру журналистскую, пойти в чиновники или еще что-то. Журналистика для меня — это образ жизни. Поэтому, посвящая себя журналистике, ты выбираешь образ жизни.

Журналист — это человек неравнодушный к тому, что происходит вокруг него, рядом с ним. Когда видишь людей, которые могут годами ходить по бесконечным чиновничьим инстанциям в поисках справедливости, у тебя просто волосы дыбом встают. Хотя я и сам точно также, можно сказать, обиваю эти чиновничьи кабинеты, чтобы решить тот или иной вопрос, но писать приходится именно об их хождении по мукам.

У нас много хороших журналистов. Но когда нет стимула, соответствующих условий, когда все только и заняты «зарабатываем» рубля, а то и хуже — выживанием, когда посмотришь назад и не видишь никого за собой, тогда руки опускаются: «Зачем мне это нужно, если…» Здесь как раз говорили, нужна ли общественно-политическая журналистика людям? Я думаю, что уже вряд ли нужна. У нас в России кто-то шикует, кто-то еле выживает. А в условиях выживания как-то не до политики, не до общественных проблем.


Абубакар Асаев


"Журналистика и медиарынок", № 06, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Валентина Корзунова, газета «Черногорский рабочий», Республика Хакасия
Мне повезло в том, что сословный снобизм меня не коснулся. В юности я очень много путешествовала, ездила по недостатку денег автостопом, ночевала с друзьями в охотничьих избушках, деревенских домах, полевых станах и благодаря тому опыту поняла, что самый незаметный человек, с самой непрестижной профессией может быть очень интересным собеседником, не просто умным и образованным, а и мудрым. Главное, задушить в себе спесивость, превосходство горожанки с философским образованием, а просто стать интересной для собеседника, и тогда он столько расскажет, что иного и в книгах не найдешь.