< Предыдущая | Следующая > |
---|
Маленькие секреты «Большого Города»
С Алексеем Муниповым беседует Марина Никулина |
Завсегдатаям московских кофеен и прочих точек «небыстрого питания» Он наверняка знаком — большеформатный (А3) познавательный журнал «для любознательных горожан». Он, можно сказать, — интеллектуальный бонус к их бизнес-ланчу. Ну, или к воскресному капучино. Свою целевую аудиторию Он «подстерегает» в корзинах для бесплатной прессы, при входе в точки «полуэлитного общепита». Журнал «для всех-всех-всех», или как? Идя на интервью с главредом «БГ», я невольно вглядывалась в лица прохожих. Все пыталась понять: кому из них был бы по-настоящему интересен (и полезен) журнал со столь «всеохватным» названием — «Большой Город», претендующим на внимание, казалось бы, ВСЕХ-ВСЕХ-ВСЕХ москвичей? А между тем, путь мой к экс-цехам кондитерской фабрики «Красный Октябрь», где нынче дислоцируется редакция «БГ», пролегал мимо разных (в том числе, весьма «культовых») мест. А там: …вдоль Пушкинского музея вилась озябшая, однако полная энтузиазма очередь из любителей изобразительных искусств… …сквозь стеклянный вестибюль станции метро «Кропоткинская» маячили опухшие лица разомлевших от тепла бомжей… …по случаю праздничной службы храм Христа Спасителя был оцеплен ОМОНом, и мне пришлось, спускаясь к набережной «в обход» — за спинами суровых бойцов, влиться в колонну паломников. Беспрестанно крестясь, они продвигались к Москве-реке, где вдоль гранитного парапета их ждали «православные» автобусы, готовые тронуться в путь по дальним сакральным местам… …по Замоскворецкой набережной, презрев метель, сновали прихожане-волонтеры — «ходячие иконы». Подходя к прохожим вплотную, они предлагали приложиться «к святому лику», услужливо поднося его прямо к страждущим устам. Вслед за сим каждому из «приобщенных к таинству» протягивался ящик «Для пожертвований на храм»… С трудом балансируя под резким ветром на скользком от размякшего снега мосту, мелкими шажками я пересекла Москву-реку. И вот передо мной — совсем другой мир: офисно-выставочно-кофейно-клубное царство — вотчина «бизнеса, креатива и гламура». Именно в нее (не иначе, как по велению «капиталистического царя» Мидаса!) превратились стены бывших кондитерских цехов. Раньше в них (до сих пор еще слабо пахнущих шоколадом) делали пастилу и зефир — нынче же здесь «делает бизнес» днем, а по ночам — «клубится» модная столичная молодежь… …И я, вынырнув из глубины мыслей о предстоящем интервью, вдруг подумала: а реально ли это вообще, в принципе, — делать СМИ, интересное и полезное для ВСЕХ-ВСЕХ-ВСЕХ (и не только встреченных сегодня мною!) разноликих групп горожан? Или «для ВСЕХ-ВСЕХ-ВСЕХ» — и не надо (ибо глупо стараться прыгнуть выше собственной головы)? «Горожанами», быть может, следует считать не всех, а каких-то «ИЗБРАННЫХ» (пусть по известным одной лишь редакции критериям) москвичей? Ну а если «поголовная всеохватность» все же достижима, то каково должно быть уникальное ноу-хау этого уникального СМИ? И возможно ли его повторить в условиях, «далеких от мегаполиса»?.. Вскоре любопытство мое было удовлетворено сполна — редактор «Большого Города» Алексей Мунипов, готовый беседовать на эти и прочие (не менее злободневные) темы, уже потягивал за столиком соседнего с «БГ» кафе свой свежевыжатый сок… — Скажите, Алексей, крен в политику присущ был «БГ» всегда или это дань времени? — Из каких источников «БГ» черпает новости: из Интернета? От собственной агентуры в госструктурах? Или предпочитаете засылать своих журналистов в народ и на места событий? — Название «Большой Город» наводит на мысль, что ваш журнал, должно быть, ориентирован на всех горожан. Однако тексты многих статей в «БГ» изобилуют «умными словами» — англицизмами, терминами, аллюзиями и даже латынью. Одолеть с ходу некоторые пассажи под силу лишь читателям-интеллектуалам. Так кто же вы на самом деле — журнал «для умных» или «для всех»? Каков портрет вашего читателя? — То есть все же, выходит, «БГ» — не всеяден: не боится потерять читателя, чуждого ему по духу? И не собирается, ради сохранения читательской самооценки, снижать интеллектуальную планку? — А в плане рекламы вы тоже — не всеядны? После чтения нескольких номеров у меня лично сложилось впечатление, что рекламу вы предпочитаете экзотическую: то рекламируете «мобильный сомелье», то «ресторан на 60-м этаже»…Правда ли, что «БГ» фильтрует рекламу на предмет экзотики? Или это — иллюзия? — Правильно ли я поняла, что ваш журнал финансово питает, в основном, «Его Величество Рекламодатель»? А как же насчет других источников финансирования: велика ли доля подписки, спонсорской помощи? Может быть, что-то» капает из бюджета Москвы? — БГ распространяется только в пределах МКАД? — Вы сами распространяете журнал или привлекаете специальные агентства? — А с другими СМИ, в целях совместной дистрибуции или информационной поддержки, не кооперируетесь? — Поддерживаете ли какие-то отношения с «Почтой России»? — Ну, может быть, какие-то акции мотивирующие среди почтовиков время от времени проводите, чтобы подписку быстрее доставляли… — Алексей, расскажите, пожалуйста, о таком специфическом канале дистрибуции, как распространение через точки элитного общепита — кафе и рестораны. — Хорошо, пусть в точках «полуэлитного общепита»... Как, на ваш взгляд, эта стратегия себя зарекомендовала? Давно ли она у вас? Планируете ли наращивать объемы данного вида дистрибуции впредь? — И каков он, ваш тираж? — И что же, «кофейная дистрибуция» себя полностью оправдала? — Гипотетически, наверное, могла: завернут в какое-нибудь бесплатное СМИ селедку, и — все: ни тебе нормального фидбэка, ни отдачи от рекламы… — Что ж, давайте тогда поговорим о контенте. Насколько, на ваш взгляд, уместен в журнале «для умных» такой легкий жанр, как светские новости, подслушанные в общественных местах диалоги и т.п.? Полагаете, все это существенно способствует повышению рейтинга? — А диалоги, подслушанные у народа, — это, на ваш взгляд, хорошо и полезно? — И теперь уже на постоянной основе ваши сотрудники ходят по городу и слушают, не скажет ли кто-нибудь чего-нибудь интересного — достойного внимания широкой публики? — То есть, получается, этот жанр — ваше ноу-хау? — В каждом номере «БГ» много статей, анализирующих и даже препарирующих действительность. А каково, по-вашему, оптимальное соотношение между аналитикой и новостями в таком журнале, как ваш? — А каковы ваши критерии и, возможно, ноу-хау хорошего текста для такого издания, как «БГ»? — Довольны ли вы, Алексей, своим сайтом? Устраивает ли он вас как площадка для обмена мнениями? Он как-то отличается от бумажной версии «БГ»? — А с точки зрения гонораров, статьи, опубликованные на бумаге, и материалы, вывешенные на сайте, у вас равноправны? Или все же присутствует некоторая дискриминация по отношению к электронным авторам? — Давайте, Алексей, теперь немного поговорим о вас. Как случилось, что вы не только пришли в журналистику, но и оказались в столь молодом возрасте главредом уважаемого издания? — А в июне прошлого года вас назначили главным редактором «Большого Города». Это внезапно произошло? — Многое ли поменялось в редакционной политике в связи с вашим назначением? — Какой стиль руководства вам ближе — коллегиальный или авторитарный? — В вашем журнале, наряду с «новизной», объективно присутствует и приверженность традициям. Например, рубрика «Типажи» фактически продолжает традиции XVIII века. Так, в одном из зимних номеров «БГ» опубликован сравнительный анализ городских типажей прошлого и настоящего — дьячка и айтишника. К столь древним истокам вы обращаетесь с целью образовать читателя или его развлечь? — В связи с вашей политизированностью, не ощущаете ли вы давления (в частности, с применением финансовых рычагов) со стороны властей? Вообще, влияют ли как-то городские власти на вашу редакционную политику? — А социальную рекламу город не обязывает вас печатать? — Например, на какие? — Ну, хорошо, вот выявили вы опытным путем, что Москва для инвалидов некомфортна. И что дальше? Был ли какой-то резонанс, какое-то шевеление со стороны властей? — Часто ли вам, вообще, доводится общаться с мэрией? С властью есть контакт? — А в протестных акциях вам свойственно участвовать? — Кстати, насчет плакатов. Жанр политического плаката, кажется, снова — после многолетнего перерыва, — ожил. С чем эта реанимация, на ваш взгляд, связана? — Ну, при Маяковском — это понятно: нужно было просвещать «неграмотные массы». А сейчас что? — А ирония (в «БГ», кстати, она присутствует в изобилии) как-то способствует, на Ваш взгляд, живучести издания? — Как думаете, сегодня подготовка собственных кадров для СМИ — это утопия или реальность? — И творческие конкурсы среди читателей проводить — это тоже утопия? — Алексей, как считаете, должен ли журналист — если не по всем, то хотя бы по большинству экзистенциальных вопросов — иметь активную жизненную позицию? Или достаточно, чтобы он без особых искажений транслировал чужие точки зрения на происходящее вокруг? — Алексей, у вас большой опыт работы в разных амплуа и во многих СМИ. Как думаете, работа в региональном издании имеет свою специфику? Или статус СМИ (в частности, его принадлежность к большому или малому региону) на работе редакции не отражается? — Как вы думаете, что будет с журналистикой лет через 20—30? Выживет ли она в электронно-информационном обществе? — А что станет, по-вашему, с ТВ? — Что бы вы пожелали своим коллегам?
"Журналистика и медиарынок", № 04, 2013 |