Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

О бедном журфаке замолвите слово


В последнее время на фоне общих разговоров о кризисе журналистики появилась самостоятельная тема: журналистское образование. При этом достаточно четко обозначилась одна тенденция, заключающаяся в негативной оценке деятельности региональных, провинциальных факультетов журналистики. Мне кажется, прежде чем давать оценки, необходимо прояснить роль и место этих факультетов в функционировании и развитии журналистики в целом. Главное, что произошло с журналистикой к концу ХХ века, — она стала массовой профессией


В этом определении важны оба слова. Журналистика стала профессией, т.е. занятие журналистикой требует специальной подготовки, систематического овладения минимальным набором знаний, умений и навыков (или компетенций, говоря по-современному), что, в свою очередь, предполагает наличие системы подготовки кадров. Когда профессия становится массовой, массовой становится и система подготовки кадров, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Наша история знает примеры довольно успешной реализации проектов массовой подготовки кадров. Индустриализация породила школы ФЗУ (далее ФЗО и ПТУ), гражданская война — пулеметные курсы как систему ускоренной подготовки младшего и среднего комсостава. Этот опыт оказался востребован и во время Великой Отечественной войны. В 30?е годы началось создание сети провинциальных педагогических и медицинских институтов. В 90-е годы — развернули массовую подготовку юристов, психологов, экономистов и журналистов.

Порой по своему содержанию и качеству такая подготовка больше напоминала «пулеметные курсы», а открытие некоторых структур было продиктовано не потребностью рынка труда, а элементарным желанием заработать на появившемся интересе к «модным», «рыночным» специальностям. Правда, в нашей стране массовизация чаще всего дает массу побочных отрицательных эффектов: хотим как лучше, получается как всегда. Объективный конфликт между массовой востребованностью товара или услуги и их качеством (ширпотреб vs лакшери) проявился и в образовании, вызвав волну критики в адрес системы подготовки педагогических, медицинских и др. профессиональных кадров.

Начались разговоры на самом высоком уровне о «перепроизводстве» юристов, экономистов, учителей, не заставили себя ждать и «оргвыводы» — руководство Минобрнауки России заявило о снижении приема на гуманитарные специальности, сокращении числа пединститутов и т.д. Сейчас дошла очередь и до журналистов, причем тезисы те же: слишком много журфаков, низкое качество подготовки выпускников.

В чем же конкретно обвиняют региональные журфаки?

1. Перепроизводство журналистов

Вариант: слишком много журфаков. В основе этого тезиса лежит, на мой взгляд, нежелание смириться с утратой современной журналистикой романтического богемно-элитарного статуса. Но массовый характер профессии журналиста — свершившийся факт, игнорировать который невозможно. Учитывая количество региональных СМИ, можно, как минимум на примере Удмуртской Республики, говорить об устойчивой потребности рынка труда в профессиональных журналистах.

По приблизительным подсчетам (данные Министерства культуры, печати и информации УР) в Удмуртии (примерно 1,5 миллиона жителей) в сфере профессиональной журналистики работают порядка 1000 человек. Местный факультет журналистики выпускает ежегодно с дневного отделения около 30 человек. Выпускники заочного отделения (еще около 30 человек), как правило, уже работают по профессии.

Простая арифметика говорит о том, что местный журфак (первый выпуск специалистов состоялся в 1999 году) способен обеспечить ежегодное обновление лишь 3-4% действующего журналистского корпуса (при условии, что все выпускники будут трудоустраиваться в Удмуртии по специальности). Реальные цифры текучести кадров в региональных СМИ значительно выше.

2. Качество образования

Учат плохо и не тому, что нужно, и не те, кто должен. Конечно, подобная постановка вопроса сильно задевает самолюбие представителей провинциальных журфаков, к которым я отношу и себя, но сама проблема безусловно существует. Объективно снижение качества напрямую связано с переходом к массовой подготовке журналистов. Отчасти эта проблема нивелируется наличием образовательного стандарта, утвержденных учебников, проведением итоговой аттестации выпускников, а также активной работой УМС по журналистике (за что им отдельное спасибо). Переход на уровневую систему образования вообще позволяет вывести решение этого вопроса из географической плоскости.

Массовое журналистское образование в большинстве регионов останется на уровне бакалавриата, а экслюзив в виде магистратуры и аспирантуры достанется наиболее продвинутым вузам. Любое сравнение хромает, поэтому не буду сравнивать Макдоналдс и заведения из Красного гида Мишлен, ограничусь замечанием, что создание центров специализированной высокотехнологичной медицины не отменяет районных поликлиник, а гимназии при университетах не решат проблемы доступности образования.

Возможно, следует проработать процедуру общественной аккредитации, наподобие той, которую ввели для юридических факультетов, доверив ее проведение Союзу юристов России. Чем Союз журналистов хуже? Думаю, он вполне бы справился с подобной задачей. Кстати, Союз журналистов России уже сейчас включен в процесс «образовывания» провинциальных журналистов благодаря активной деятельности некоторых секретарей Союза по проведению семинаров и мастер-классов в регионах.

3. Плохо воспитывают студентов

Стоит отметить, что данный тезис звучит с разных сторон и содержание в него вкладывается порой диаметрально противоположное. Некоторые (обойдемся без фамилий) говорят, что журфаки плодят идеалистов, неприспособленных к современным суровым реалиям, другие утверждают, что журфаки выпускают приспособленцев, готовых продаться при первой возможности. Оставим это противоречие на совести авторов высказываний.

Я лично твердо убежден, что среди выпускников факультетов журналистики, прослушавших курс профессиональной этики журналиста, менее склонны к нарушению этой самой этики, по крайней мере мне хочется в это верить. Я попытался провести экспресс-анализ образовательного уровня журналистов, ставших притчей во языцех с точки зрения их продажности и ангажированности как региональных, так и федеральных СМИ, результатом этого пусть и довольно поверхностного анализа стала еще большая убежденность в пользе журналистского образования. Выпускники журфаков по крайней мере стараются не быть «первыми учениками» в этом вопросе.

И еще несколько слов в защиту провинциальных журфаков. Излагая свои доводы, я исхожу из представления о том, что региональные СМИ (и печатные, и электронные) являются неотъемлемой частью современного информационного пространства России, изъять их из него не нарушив целостности и устойчивости всей конструкции невозможно. Следовательно, прекратить массовую подготовку журналистов невозможно. Глупо сравнивать Леонида Рошаля и педиатра из районной поликлиники, по гамбурскому счету еще не известно, чье отсутствие на рабочем месте более трагично с точки зрения конкретного человека. Я слабо верю, что выпускник МГУ или УрГУ с радостью пойдет работать в удмуртскую районку.

Одну из современных миграционных тенденций можно сформулировать так: «где учился, там и сгодился».
Ну не хотят провинциальные в прошлом абитуриенты покидать те столицы, в которых они закончили вузы

Более того, большая часть выпускников ищет возможности продолжить обучение или трудоустроиться в более крупной столице или за рубежом. И если в отношении врачей и учителей принимаются беспрецедентные меры по их закреплению на селе: подъемные, исчисляемые сотнями тысяч рублей, бесплатное жилье и т.д., то в отношении журналистов, будем честными, на это вряд ли кто пойдет.

В нашей многонациональной стране провинциальные журфаки национальных регионов решают еще одну важную и актуальную задачу: осуществляют подготовку кадров для национальных СМИ. Этого за них уж точно никто не сделает.

Кроме того, я глубоко убежден, иррационально, на уровне веры, что так должно быть и никак иначе, что журналистика как социальный институт имеет свою общественную миссию, не сводимую к требованиям рынка СМИ и определяющую (достаточно жестко) внутреннюю логику развития журналистики в целом и каждого конкретного журналиста в частности. Даже в отношении «дворников», «сапожников» и «пирожников» я не возьмусь утверждать, что они на 100% зависят от требований рынка. И среди них есть те, кто приводит в порядок свою планету, старается сделать окружающих чуть счастливее. Для врача, учителя, журналиста отказ от осознания своей миссии — профессиональная смерть, превращение в социального зомби. К сожалению, порой входя в иную больницу, школу, редакцию чувствуешь себя героем голливудского триллера, окруженным этакими «ожившими мертвецами».

Попытаюсь подытожить.

Если сложившаяся система региональных СМИ в ближайшее время сохранится, необходимо сохранить и сложившуюся систему подготовки журналистских кадров. Конечно, многое в сложившейся системе нужно менять и совершенствовать, в «консерватории» многое следует поправить, но закрывать ее не стоит.
И активную роль в этом процессе должен играть Союз журналистов России и его региональные организации.


Владимир Байметов


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.