Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 

Когда в товарищах согласья нет…


Почти год ксерокопия статьи Александра Колесниченко «Телега без лошади» лежит среди важных бумаг на моем столе, вызывая пляску мыслей каждый раз, когда я перебираю документы.
К сожалению, времени сесть и написать ответ тогда, весной 2012-го, не выбрала.
А потом показалось, что уже поздно.
Мешали и сомнения — позволительно ли мне, наыинающему журналисту и преподавателю из провинции, вступать в спор с признанной акулой пера?

Фото: Андрей Попов. 221-й. cartoonbank.ru


Практикующие журналисты, вузовские преподаватели и законодатели — вот Лебедь, Рак и Щука, запряженные в телегу журналистики. Куда хотят повернуть «сильные мира сего» — всем понятно, это тема не сходит со страниц профессиональных журналов. А какие цели преследуют представители образования и журналисты?

ПОВОДОМ ОТРИНУТЬ СОМНЕНИЯ и записать свои скромные мысли стало возвращение к этой теме Михаила Ненашева, который в юбилейном номере журнала (№1 за 2012 год) сожалеет, что статья Колесниченко не стала предметом дискуссии, и вновь призывает читателей высказаться. Кстати, я опять боюсь опоздать, потому что первый номер журнала за этот год дошел до меня только на этой неделе, а на сайте уже размещен анонс второго… Мне кажется, это одна из причин того, что дискуссии по такому больному вопросу не получилось, ведь наверняка с опозданием журналы получаю не только я. И получаю, если честно, чудом.

Выпускница филфака Череповецкого государственного университета, я пять лет преподаю на факультете журналистики коммерческого вуза, точнее, филиала вуза — Университета Российской академии образования в Череповце. Когда-то филиал принимал студентов и на дневное, и на заочное отделение журфака, но уже три года набора на этот факультет у нас нет (о причинах разговор отдельный).

Я о другом, о том, почему профессиональные журналы (в последнее время только «Ж и М», и то не все выпуски) наша кафедра продолжает получать именно чудом. Навела справки в государственном вузе, филфак которого исторически ковал кадры для журналистики Вологодской области и где несколько лет назад появился и отдельный факультет журналистики, — «Журналистики и медиарынка» на кафедрах нет, только в читальном зале. Зашла на чай к главреду печатных СМИ местного Медиацентра, объединившего все городское радио, газеты и ТВ, — не выписывают. Не читают, поэтому и не дискутируют — это раз, и все-таки я получаю чудом — это два. А теперь по существу вопроса.

УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, вы совершенно правы — учебники бывают разные. Шесть лет назад, осваивая ремесло копирайтера, я жадно скупала всю литературу, где встречалось это и доныне многим непонятное слово. Вывела интересную закономерность — чем больше у автора ученых степеней, должностей и всяческих нагрудных знаков, тем бесполезнее книга. Например, пособие «Секреты составления рекламных текстов» раскрывало «секрет» составления резюме и пресс-релизов, а из примеров действительно продающих текстов во всей книге есть разве что ее заголовок. Книги, написанные «неостепененными» практиками, в большинстве случаев ярче и интереснее тех, что пишут ученые, но разве из этого следует вывод, что ученые никчемны? Одна из задач преподавателя как раз и состоит в том, чтобы ориентироваться в большой массе теоретической и практической литературы и рекомендовать именно то и именно тогда, когда это необходимо студентам.

Действительно, «грузить» теорией первокурсника словно лить воду в песок, но возвращение к ней на старших курсах просто необходимо. Когда два года назад в моей нагрузке появился предмет «Система периодической печати», меня удивило, что адресован он шестикурсникам, а теперь я считаю его одним из наиболее важных. Помню, студенты, ознакомившись с планом занятий, возмутились — мы всё это проходили! Выяснилось: проходили. Мимо. Но суть этого учебного курса не только в повторении, а в выводе знаний выпускников на совершенно новый уровень. Лишь по прошествии 6 лет обучения они способны понять, как функционирует стройная система СМИ и что происходит при искусственном вмешательстве в нее.

ВЫПАДЕТ ИЗ СИСТЕМЫ детская журналистика, как произошло в нашей стране в 1990-е годы, и через 20 лет проблема: «прессу не читают!». Возникнет количественный перевес рекламных изданий — и качественная информационно-аналитическая пресса умрет… И как здесь без истории журналистики и ее роли в развитии человечества? Как без этических норм и всего остального, что уважаемый Александр Колесниченко считает гимнастикой для мозга?

Используемое им сравнение журналистики с автомеханикой выглядит слишком натянутым — да, издание газеты можно изобразить в схемах и алгоритмах, основанных на экономических расчетах, после чего люди, необремененные знанием о месте журналистики в общемировых процессах, смогут ее выпустить. Возможно, это будет красивое и современное издание, приносящее прибыль, но какова вероятность того, что это будет журналистский продукт? Много ли журналистских изданий среди шуршащих индивидуальными пакетами с вложенным подарком журналов, что занимают несколько полок в супермаркетах?

Позволю себе привести пример из области, более близкой журналистике, чем механика. Международный молодежный форум, смена «Ты — предприниматель». Искусству ведения бизнеса ребят обучают известные и успешные предприниматели всероссийского масштаба. Встреча с одним из таких «бизнес-монстров» проходит в форме «вопрос-ответ». «Занимаюсь продажей постельного белья. Как заработать первый миллион?» — вопрошает молодой человек. «Закрой этот бизнес и займись тем, на что люди тратят деньги постоянно — лекарства, продукты питания, бытовая химия, детское питание, стрижка волос».

«У меня небольшое производство туалетной бумаги, — тянет руку молодая девушка — как мне увеличить прибыль?». «Перенеси производство в Китай и используй более дешевое сырье». Конкретные вопросы получали лаконичные ответы без перерывов в течение шести часов, под открытым небом и внезапно начавшимся дождем! Наверное, все правильно с точки зрения практики, бизнеса, но (я неисправимый идеалист?) как?то грустно. Поэтому на следующий день мне хотелось стоя аплодировать известному маркетологу Самвелу Аветисяну, который в ходе блестящей лекции призывал будущих пиарщиков изучать труды Мишеля Фуко, Жана Бодрийара и Юлии Кристевой.

ЗАЧАСТУЮ ЦЕНА НЕПОРЯДОЧНОСТИ журналистов (бизнесменов, рекламщиков), порожденной в том числе и отсутствием ощущения причастности к мировым процессам, — разрушенные судьбы тех, кто еще верит в соблюдение профессиональных этических норм людьми этих профессий. Александр, вы серьезно советуете изъять из учебников, например, требование публиковать только ту информацию, в достоверности которой журналист уверен на 100%? Почему же в своем блоге вы сомневаетесь в «солидности» «Известий», столкнувшись с тем, что одна из их публикаций оказалась «фейком»?

Я, если честно, не представляю, как занятия на журфаках могут напоминать богослужения. У нас на занятиях дискуссии — как выполнить то или иное этическое требование, если редактор накажет, а рекламодатель не заплатит? В итоге приходим к пониманию, что задача наших учебных встреч — не вызубрить бесполезные доктрины, а нащупать ориентиры, стремиться к ним и понять, что выбор есть всегда. Все остальное зависит от желания будущих специалистов этот выбор сделать. Одна из студенток-третьекурсниц однажды подошла ко мне и сказала, что долгое время работала в подпольном игровом клубе, хорошо зарабатывала, но решила уволиться: «Не могу, совесть грызет, я же на журналиста учусь». И пусть написанные ею заметки еще приходится править, но свой самый большой шаг к будущей профессии она уже сделала.

Я постоянно спрашиваю себя, как помочь студентам ощутить свою нужность в городском медиапространстве? Мы участвуем в конкурсах, выпускаем газету, организуем встречи с интересными людьми, проводим и освещаем благотворительные мероприятия, пишем научно-практические работы на актуальные для города и городских СМИ темы. К рецензированию дипломов привлекаем сотрудников редакций, деятельности которых они посвящены. И никаких тебе отписок в духе «Работа соответствует предъявляемым требованиям. Недостатков нет» — всегда объемные, живые, полемичные отзывы, написанные явно не за 100 рублей, которые вуз платит рецензенту. Приглашаем журналистов на защиты. Не приходят, но иногда просят прислать работы, знакомятся с результатами, что уже хорошо.

БОЛЬШИНСТВО НАШИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ — это именно практики, которые два раза в год во время учебных сессий находят время, чтобы делиться опытом с нашими студентами. Но вот как привлечь сотрудников современных конвергентных редакций к преподаванию на дневных отделениях, где нужно проводить занятия 2—3 раза в неделю, плюс подготовка, и как заставить их «за бесплатно» «возиться» со студентами, пришедшими на практику — я не знаю.

Ради аудитории из 7—8 студентов к нам приезжают преподаватели из Москвы, из головного вуза. Среди них автор нескольких учебных пособий Александр Грабельников, который во время приездов не только проводит занятия, но внимательно знакомится со всеми дипломными работами и возглавляет Государственную аттестационную комиссию. Смею предположить, не из-за копеечной оплаты.

Оформили в прошлом году документы на грант, который дал бы нам возможность пригласить для проведения серии мастер-классов на тему независимости СМИ признанных мэтров журналистики, в том числе и Владимира Касютина. Но деньги выделяла американская общественная организация, деятельность которой в сфере образования теперь не приветствуется. А как замотивировать известных столичных журналистов, например Александра Колесниченко, приехать к нам и пообщаться со студентами без долларовых грантов — я не знаю. Однако приглашение адресую всем, будем рады!

В ЭТОМ ПЛАНЕ БОЛЬШАЯ УДАЧА, что в большинстве случаев наши студенты считают оплату обучения не потраченными, а вложенными в свое будущее средствами. С учетом средних зарплат журналистов при их рабочем ритме даже в нашем — далеко не самом бедном — городе это именно удача. Однако мы стараемся показать все перспективы, открывающиеся перед молодым журналистом, формируем компетенции копирайтера, pr-менеджера, маркетолога. И не важно, сколько студентов — 30 или 300, я уверена, на всех журфаках преподаватели вкладывают в каждого все свои силы. Специалистами в итоге станут единицы, но в такой творческой профессии, как журналист, это совершенно нормально.

Уважаемый Александр, менторский тон вашей статьи, позиция, мол, «мы тут работаем, а вы тут отдыхаете» — иногда (в конце тяжелой трудовой смены, например) простителен людям некоторых профессий. Но вы, дорогой Александр, не дворник и не кондуктор. Возможно, я преувеличиваю? Но в номере 10 «Журналистики и медиарынка» за 2012 год вы адресуете аналогичный упрек под заголовком «Журналистика второй свежести» всем провинциальным журналистам. Конечно, ваше возмущение понять можно — примеры некомпетентности среди ученых или журналистов у всех на слуху, но понять резкую критику и язвительность, граничащую с оскорблением, по отношению к коллегам — нельзя.

Тем не менее, Михаил Ненашев в номере 4 за 2012 год тонко и интеллигентно отвечает на ваши упреки — о материале, на который отвечает автор, говорит лишь название статьи, продолжающее «гужевую» аналогию. (О том, насколько болезненным был для ученого вопрос, в провокационной форме поднятый Александром Колесниченко, говорит и попытка вновь начать дискуссию спустя год). В материале «В разных упряжках» Михаил Федорович признает недостатки современного журналистского образования, выделяя лишь одну болевую точку из многих — сложности с прохождением студентами практики в СМИ. Он подчеркивает, что многое зависит от совместных действий ученых и практиков, и предлагает конкретный способ сближения — организацию круглого стола по проблемам журналистского образования.

Будем надеяться, что Михаил Федорович не оставит эту идею, и живое общение, которое может стать началом положительных реформ, все-таки состоится. Хотела бы я присутствовать на этой встрече? Конечно! Потому что каждый делает то, что в его силах и каждый в ответе за себя.

ВОТ АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, сетуя, что диссертации по журналистике бесполезны для практиков, перечисляет несколько вопросов, которые его интересуют. Смею предположить, что вскоре ученики Александра начнут разрабатывать эти темы, и под его руководством будут написаны работы, которые решат эти, несомненно, актуальные проблемы. Или правильнее просто подождать, когда кто-то их напишет (если напишет)? Снова позволю себе пример. Жизнь Череповца неразрывно связана с деятельностью градообразующего предприятия — ОАО «Северсталь». Среди горожан издавна бытует мнение: независимой журналистики у нас в городе нет и быть не может, однако никаких научных исследований на эту тему не проводилось.

Одна из наших студенток заинтересовалась проблемой монополизации СМИ, в итоге появилась дипломная работа, где на основе анализа публикаций в прессе и продукции местных телеканалов были выявлены негативные последствия сосредоточения всех главных городских СМИ в руках градообразующего предприятия (например, сокрытие важных фактов о деятельности ОАО «Северсталь» и исчезновение из информационного пространства ряда важных тем).

В данный момент меня лично интересует, почему профессиональные журналистские журналы не востребованы будущими и уже состоявшимися журналистами Череповца, а это значит, что тема всплывет на занятиях, ею заинтересуются студенты, и в будущем все вопросы получат ответы в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы. Так, нашими студентами подготовлены дипломные работы, посвященные рекламной политике городских журналов, жанрам фотожурналистики в местной прессе, газетным заголовкам, региональным интернет-изданиям, формированию в СМИ имиджа политических партий и проч. (То, что единицы решаются пойти дальше и поступать в аспирантуру, — совершенно нормально, это путь не для всех.)

В ЗАВЕРШЕНИЕ Я ПОЗВОЛЮ СЕБЕ предложить еще несколько путей решения проблемы несостоятельности журналистского образования. Во-первых, возвращаясь к научной литературе: почему бы в журнале не публиковать рецензии на учебные пособия, книги, адресованные журналистам или полезные для них? Это особенно актуально для нас, провинциалов, не избалованных издательскими новинками. Из каждой поездки в столицы, на форумы и конференции везем домой книги — и для себя, и для студентов, заказываем через Интернет. Рецензии, отзывы практиков очень бы помогли при выборе.

Во-вторых, несомненно, среди читателей и авторов журнала есть члены диссертационных советов, где проходят защиты журналистов. Почему бы на страницах журнала или на его сайте не размещать результаты интересных исследований? Да просто перечисление тем защищенных диссертаций было бы очень полезно и практикам, и преподавателям, которые, в свою очередь, могли бы чаще резюмировать исследования своих студентов и представлять их на суд общественности. Что касается меня, то если в ответ на этот опус я не получу гневной отповеди утомленного чтением редактора, я обязуюсь несколько таких материалов подготовить.

Нет, уважаемый Александр Колесниченко, вы не смотрите на «телегу» журналистской науки со стороны, вы, как практик и педагог с нами в одной упряжке. И пока мы будем обвинять друг друга в том, что неумело правим, телега с места не сдвинется.


Анна Красушкина

"Журналистика и медиарынок", № 03, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.