Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Осталось от речки только местечко


Не летит сегодня молодежь на крыльях воодушевления и восторга работать в «Рабочие», «Знамена» и «Вестники» с тиражом в 3—5—7 тысяч экземпляров. Бежит в мегаполисы, жаждет (хотя вслух редко признается) славы, невероятных гонораров, публикаций и сюжетов — даже не гвоздей выпусков, а свай, которыми прочно можно вколотить свое имя в историю


Районка всего этого обещать не может. Она предлагает обыкновенную работу с обыкновенными людьми, у которых самые обыкновенные проблемы и радости — текущие крыши, не вовремя полученные пособия, медаль за третье место в сельских соревнованиях и новое изобретение для сада и огорода из пластиковых бутылок. Этим людям нет дела до того, как меняются индексы на биржах, зато им жизненно необходимо знать, насколько повысится с нового года цена хлеба, выпекаемого в местной пекарне.

Я РАБОТАЮ в «Саткинском рабочем» с 2003 года. И столько же лет регулярно слышу вопрос — почему ты не уезжаешь в большой город, ведь ты там училась, там «шансывозможностиперспективы». И не знаю, как лучше ответить. Все ли поймут, что это интересно — освещать мероприятия из сельских клубов, где каждый флажок сделан к празднику с любовью, где радуются ремонту крыши над зрительным залом?

Как объяснить, что разговор о жизни с обычной пенсионеркой-учительницей, не бывавшей за пределами родного города, интересен не меньше, чем с каким-нибудь известным артистом или путешественником? Что твои читатели — это почти родные люди, которые звонят тебе днем и ночью, в праздники и выходные, чтобы рассказать, что они увидели и узнали, поинтересоваться, верны ли тревожные слухи. Не потому что я такая несовременная, а потому что именно это — настоящее.

Именно из того, чем живут и что делают обычные, настоящие люди, из историй их семей и судеб рождаются самые интересные проекты районных газет.

ПРОЕКТ «тОЧКА НА КАРТЕ» родился из воспоминаний и историй наших читателей об исчезнувших населенных пунктах. У кого-то сохранились фотографии, у кого-то только имена в памяти, а кто-то давно хотел узнать, на останки какой деревни наткнулся в 50-е во время похода.

Мы обращались к сотрудникам музея и краеведам, искали предполагаемых респондентов через друзей, знакомых и интернет. А однажды взяли справочник и стали донимать по телефону обладателей фамилий, таких же, которые, по нашим сведениям, когда-то носили жители поселка.

Безжалостно терзали редакционную машину, заставляя ее ползти по местам, где когда-то были дороги, бегали от собак, гусей и индюков, не поддерживающих нашего желания что-то искать, открыли несколько новых местных чудаков, которые потом тоже стали героями наших публикаций. На пустых полянах или в найденной по противоречивым ориентирам точке мы слушали тишину, стараясь мысленно воссоздать события прошлых лет.

Иногда нам доставались подарки — редкие фотографии и дневники, хранящиеся в семьях людей, когда-то живших в исчезнувших поселках, встречи с интереснейшими людьми, которые лично видели все то, о чем мы хотим узнать.

Часто истории оказывались невероятными. Например, в поисках жителей поселка Брусничного, бывшего поселения участка лесхоза, мы нашли семью, уехавшую оттуда последней.

Пожилой мужчина, его молодая жена и маленькая дочь в последние годы жили в сохранившейся половине дома, среди руин построек разных лет. Зимой он пешком ходил за продуктами в ближайший крупный поселок, а она занималась хозяйством и вечером выходила во двор, проверить, не натворили ли чего волки, прибившиеся к подворью и живущие в старом сарае.
Не в 20-е годы — в 2000-е.

МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ говорили об этом спокойно, городские читатели удивлялись, школьники-краеведы вырезали публикацию из газеты и использовали для подготовки реферата для областной конференции по краеведению, пара чиновников попыталась усмотреть в материале намек на то, что их обвиняют в несвоевременном переселении людей из ветхого жилья.

Отклики на материалы этого проекта были всегда. Люди звонили, уточняли подробности, рассказывали о том, когда и при каких обстоятельствах бывали в том или ином месте, о людях, которые там жили, приносили чудом уцелевшие фотографии. Несколько читателей с удивлением узнали о своих родственниках, другие в споре о достоверности тех или иных фактов открыли нам новые названия исчезнувших поселков.

ВСЕ ЭТИ ТОЧКИ, как выяснилось, объединяет одно — их появление и исчезновение очень точно и ярко отражает исторические события разных лет, которые тогда происходили во всей стране.

Люди организовывали деревни и тайные селения посреди леса, скрываясь от репрессий, а иногда и от правосудия, создавали родовые гнезда, не желая вмешательства в свою веру или убеждения, строили поселки, чтобы ударно выполнять пятилетки. Ничего особенного, но именно это оказалось нужно и интересно людям. Исчезнувшие точки на карте — точки соприкосновения судеб людей.


Светлана Перфильева

"Журналистика и медиарынок", № 02, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».