Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

На власть не надеюсь

«Никогда не узнаешь жизнь простого народа, сидя в кабинете», — говорил мне отец, большую часть жизни проработавший журналистом районных газет.


Командировки в отдаленные населенные пункты стали неотъемлемой частью его жизни и творчества. И даже в период самой жесточайшей цензуры людские судьбы были для него самой живой темой, не допускающей односторонности в подаче материала, замалчивания проблем.

Районная газета в то время много писала о людях труда: о работниках сельского хозяйства, лес-промхозов, о тех, кто стоял у истоков нефтегазового комплекса. Доверие и уважение к журналистам со стороны простых людей было огромным.
И в праздники телефон в нашем доме не умолкал: отца и маму (она тоже работала в газете) поздравляли многочисленные внештатные авторы из самых отдаленных уголков Парабельского района.

Много воды утекло с тех пор. Поменялись ориентиры, на первый план выступили другие ценности. Сегодня на страницы газет идет отфильтрованная информация, а журналист получает ту, что не для протокола, только при выключенном диктофоне. Информацию нерадостную, удручающую: о хиреющей материальной базе предприятий, о бытовой неустроенности работников, о готовящихся сокращениях, о варварском отношении к природным богатствам, о воровстве и бездарных руководителях, о том, что человек сегодня — это винтик, который в любой момент могут вынуть и выбросить из механизма, о том, что в нынешнее время лучше молчать и послушно кивать головой: «Одобрямс»…

Какой выбор остается у журналиста-районщика? Даже если газета официально независима, в финансовом плане, как правило, на 50—70 процентов она в непосредственной зависимости от местной власти. Что из этого следует? Меньше зацикливаться на проблемах, акцентировать внимание на позитивных тенденциях, возвращаться к вечным темам: писать о людях с сильными характерами, продвигающими новые проекты, символизирующие прорыв.

Пожалуй, только в отдаленных деревнях и поселках можно встретить открытых и чистых людей. В деревне, как на ладони, видны все противоречивые тенденции нынешнего времени. С одной стороны, безработица, пьянство и асоциальные семьи, с другой — огромное желание у активной части населения доказать свою состоятельность. Живут люди без иллюзий, больше надеются на свои силы, а не на государство.

Как-то проводила опрос на тему: «Лично вас коснулся мировой экономический кризис?» Деревенский житель ответил предельно честно и просто: «Для меня что кризис, что не кризис — все едино. В поселке своего производства нет, работать негде. А у меня семья, трое детей, которых надо на ноги поднимать. Так что выкручиваюсь, как могу. И на власть не надеюсь. Ищу калым, заготавливаю шишку…»


Оксана Константинова

"Журналистика и медиарынок", № 01, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».