Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

Про колею единомышленников

Первый раз мне крупно повезло в 1981 году, когда я пришла работать в журнал «Советское фото», как тогда шутили, «литРсотрудником» в отдел фотолюбительства и фотоискусства…


Это был мой фотоуниверситет, теорией и практикой в котором были не только постоянная работа бок о бок с такими прекрасно разбиравшимися в фотографии людьми, как Григорий Чудаков, Михаил Леонтьев (тезка телевизионного), Лилия Ухтомская, Юрий Кривоносов, не столько ежедневные ежечасные встречи с фотографами, а в те годы народ валом валил в редакцию со всей страны со своими снимками, присылал мешки писем, но главное — постоянные летучки с разбором фотографий в номер, предлагавшихся отделами.

ЭТО БЫЛА КАРТИНА маслом, когда каждый отдел (фотожурналистики, техники, истории и теории фотографии, и, конечно, наш) с боем отвоевывал себе максимальное количество полос в номере. На огромный стол выкладывались темы, фоторепортажи и начиналась битва, причем сколько собиралось у стола начальства — главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь, художник, столько звучало и противоположных мнений, аргументированных порой довольно резко и с юмором… Хорошо, что при этом не присутствовали авторы фотографий…

С юмором в редакции вообще обстояло лихо. На двери ответственного секретаря долго красовался плакат «Идемте в номера!»…

Но неумолимое время и жесткие условия, в которых поменявший название журнал «Фотография» оказался к концу 90?х, когда в нем работал уже всего несколько человек, сделали свое дело, и в конце 1997 — начале 1998 года издание прекратило свое существование.

ДЛЯ КОГО-ТО из наших сотрудников это событие стало катастрофой. Мне повезло во второй раз — уже ушедший к тому времени из журнала Юрий Кривоносов передал меня «с рук на руки» своему другу и коллеге по «Огоньку» Олегу Куприну, в то время заместителю главного редактора журнала «Журналист». В этот журнал я пришла уже в двух качествах — журналиста, пищущего о фотографии и фотографах, и бильдредактора, оформляющего журнал авторской фотографией. Все это я делала как фриланс, потому что после закрытия «Фотографии» дала себе слово, что больше в штат ни ногой, усвоив, что чувство собственного достоинства появляется у меня (не знаю, как у других) только за дверями редакции, когда я ощущаю себя свободной и не работаю «от и до»…

ЦЕЛИНОЙ ДЛЯ МЕНЯ стало то, что если раньше я писала о скромных фотолюбителях и редко публиковавшихся фотохудожниках, то теперь мне предстояло работать с известными самолюбивыми репортерами, жесткими «профи», папарацци, с их острыми темами, с их конъюнктурой, с печатным и непечатным…

И это оказалось необычайно интересно!
А осуществимо во многом благодаря тому, что во главе «Журналиста» стоял роскошный тандем — главный редактор Дмитрий Сергеевич Авраамов и его заместитель Олег Васильевич Куприн — умницы, талантливые журналисты, открытые всему новому, трудоголики, тактичные и сердечные люди (часто ли вам такие попадались среди начальства? ), плюс к тому, что важно для меня, — любящие фотографию и, что еще важнее, людей. Я попала абсолютно в свою колею. С огромным удовольствием работала с этими людьми сначала в «Журналисте», потом — в созданном ими журнале «Профессия — журналист» и, наконец, работаю в «Журналистике и медиарынке» (неужели изданию уже 10 лет?).

ПЕЧАЛЬНО, что сегодня с нами уже нет Дмитрия Сергеевича Авраамова (наверняка, там, в другом измерении, он придумал и осуществляет какое-то супермодерное издание для журналистов), но во главе журнала стоит его преемник — Владимир Леонидович Касютин, внешне очень похожий на него в молодости и даже родившийся в ту же дату человек из той же колеи талантливых и неравнодушных, «яростных и непохожих». Слава богу, мне все еще по пути с этим журналом, потому что те, кто в нем работает, — мои единомышленники.

Вот уже 30 лет я пишу о фотографии и фотографах. Все так же люблю фотографию. Все так же с напрягом для обеих сторон беру интервью у репортеров — ну не любят они говорить… Все так же получаю огромное удовольствие от демонстрирующих все расширяющиеся возможности светописи выставок, которых в последние 10 лет благодаря Московскому Дому фотографии, «Фотоцентру» СЖ РФ, Центру фотографии имени братьев Люмьер стало намного больше, чем раньше.

ВСЕ ТАК ЖЕ БОЛЬШЕ люблю чистую документальную фотографию без фотошопа. Знакома со многими фотожурналистами, уважаю их опасный, требующий больших физических и моральных усилий труд. Приобрела в этой среде много друзей и благодарю за это свою профессию.

Немного снимаю на даче и знаю, что такое драйв, когда надо успеть запечатлеть стрекозу которая сушит после дождя крылышки, клеста, аккуратно раскладывающего еловые шишки в своем продуктовом складе вокруг… сливы, или компашку из ежей-родителей и четырех их отпрысков, которые лакомятся из кормушки нашего кота… Самонадеянно мечтаю даже написать книжку-малышку для детей про разные дачные «открытия», снабдив ее своими снимками.

В общем, по большому счету, роман с фотографией у меня сложился. Есть только одно «но». Виновата в нем я сама, мой характер. Помните, у Жванецкого: «А я не могу просто слушать. Я вхожу в его положение.
А выбраться оттуда? Он уже ушел, а я все еще в его положении…». Это — обо мне. Со своей эмоциональностью я очень долго не могу внутренне расстаться со своими героями-фотографами и вечно «беременна» их судьбами. Но разве с вами так не бывает?


Галина Ергаева

"Журналистика и медиарынок", № 01, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».