Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Трудно удержаться
от искушения использовать
профессию в личных целях

Самая главная опасность, о которой нас предупреждали, - формирование универсального журналиста – это формирование троечника


Я учусь у многих
Опыт коллег говорит, что есть вещи необъяснимые. Всегда какие-то приемы работают в одном городе и не работают в другом.
Наш Железногорск тоже уникален, и не только потому, что чернобыльская зона.
Я оптимист и считаю, что печатным газетам жить долго.
Надеюсь, доживу до тех времен, когда кто-то зайдет в интернет, откроет дверь...
А я там уже сижу

Два этапа дороги от власти

В нашем городе живет 100 тысяч человек. 35 тысяч домовладений, примерно 22 тысячи подключены к интернету. Если говорить о конкурентной среде (хотя мы их считаем не конкурентами, а орудием власти по расправе с нами), выходит городская муниципальная газета тиражом 5тысяч экз., районная тиражом 1,5 тысячи экз., корпоративная — 12 тысяч экз.
Что собой представляет наша редакция и наше СМИ? Редакции
18 лет, мы ее создали как закрытое акционерное общество, 100% акций которого владел муниципалитет. Обращаю внимание — владел город.

Нам в два этапа удалось сделать газету, которую власть считает оппозиционной

Мы считаем себя просто журналистами.

Первый этап. Увеличивая уставной капитал, мы убедили мэра, что городу не надо выкупать часть акций. В результате юридические и физические лица купили новый выпуск акций, и у городской администрации осталось 26,7%. Это контрольный пакет.

Второй этап. Через несколько лет, в 2002 году, когда появилась возможность перейти на упрощенную систему бухгалтерского учета, мы убедили депутатов городской думы и мэра, что они должны продать часть своего пакета и оставить себе 24,8%. Фактически произошла приватизация.

До того как это случилось, в городе и районе была одна газета, а теперь — три. Участие администрации осуществляется формально представительством одного человека из пяти в Совете директоров и одного из трех в ревизионной комиссии.
Наше акционерное общество является учредителем печатного издания газеты, выходящей два раза в неделю.
В среду — тиражом 15 тысяч экз. объемом 32 полосы.
В пятницу — объемом 15 полос, тиражом 6,5 тысячи экз.
У нас это одно СМИ, но по содержанию и направленности это фактически два. Общими читателями этой газеты являются только подписчики, а покупатели разные. Кроме того, у нас есть еще одно СМИ — электронное периодическое издание. Это 1,5 тысячи посетителей в сутки и 20 тысяч посетителей в месяц. Многих знаем в лицо.

Курсы для почтальонов и прибыль из Интернета

Численность нашей редакции — 33 штатных работника, из них 12 — пишущих и фотографирующих. Собственная служба доставки распространяет газету и в городе, и в районе. Это не только продавцы газет, но и курьеры-почтальоны. Мы не спорим, не ругаемся с почтой России, мы учим их работать. Из областного отделения Почты России к нам уже дважды приезжали за опытом.
Наша экономика. За последние три года наш доход составляет 14 миллионов рублей в год, 11,5 миллиона — расходы. 2,5—3 миллиона — прибыль.
Основной выпуск газеты приносит 2—2,5 миллиона рублей. Здесь дорогая реклама. 70% дохода от рекламы. 30% от продажи и подписки.
Несмотря на то, что тираж потихоньку падает, надеюсь, что не только на мой век, но и на век моих детей и внуков хватит вот этого выпуска.

300 тысяч рублей прибыли в год приносит пятничный выпуск.

Около 200 тысяч рублей прибыли в год приносит интернет-проект. Это не только сайт, который мы называем — новостная газета, но и городской электронный справочник, молодежное приложение.
Контекстную рекламу решили пока игнорировать. На главной странице новостного сайта должен быть минимум рекламы. У нас не более 5 баннеров на главной странице. Это принципиальное решение. Они стоят относительно дорого. Коллеги берут 3 тысячи рублей за такой баннер, а мы — 25. Заключаем договор на год, а еще лучше — на два...
Решили не мельтешить. Создали электронный городской справочник. Вот там замещаем долгоиграющую информацию, а с ней и рекламу.
Что касается новостного сайта, то у нас политика такая — мало, дорого. Доходы будут в будущем, и, скорее всего, они будут небольшие.
Иногда мы отказываем рекламодателям или требуем документы. Так, на правах рекламы одна коммерческая фирма воюет с другой и сообщает, что она должна ей 20 миллионов. Без протоколов о взаимозачете мы такие цифры не публикуем.

Универсальный троечник из бэбиньюсрума

Три года назад мы создали конвергентную редакцию. История ее создания и организации работы содержит не только опыт, но и опасности.

Самая главная опасность, о которой нас предупреждали, — формирование универсального журналиста, — это формирование троечника.

Сначала должен быть журналист, а потом уже он может стать универсальным. Из людей других профессий сделать универсального журналиста невозможно.
Спасибо Александру Тихомирову, региональному директору РИА Новости, который говорил: «Прежде, чем ломать перегородки в офисе, ломайте перегородки в своих головах».

Около полугода я себя готовил к тому, что рано или поздно нам придется это сделать.
У нас было одно большое помещение для учебы. Там сидел главный редактор, там проводили занятия, планерки. Сюда мы переселили объединенную редакцию новостей. Психологическая подготовка заключалась в обработке всех и персонально каждого. До издания приказа о создании объединенной мультимедийной конвергентной редакции мы открыли бэбиньюсрум.
Я уговорил четырех сотрудников — редактора новостей, корректора, фотокорреспондента и редактора молодежной редакции — поиграть в выпускающих объединенной конвергентной редакции. Каждый месяц по одной неделе они выполняли эти функции. Были слезы и даже заявления об увольнении.

Играли год. Один сразу уволился, другой — через три месяца, остальные работают до сих пор

Нагрузка большая, вот и текучка. Ведь есть другие СМИ.
В Железногорске и других городах. Подготовили выпускающего редактора — теперь она главный редактор газеты «Мой район Петербург». Вторая — работает в Москве в красивом журнале. Одна развивается, другая деградирует.
Мы создали свою школу мультимедийной журналистики. Общих занятий, тренингов мало.
В основном — самоподготовка. Стараюсь не пропускать учебные мероприятия, которые проводятся в Москве. Уезжаю с видеозаписями, выкладываю в Интернете, чтобы они могли изучать.

Наша объединенная редакция состоит из молодых сотрудников. Во главе опытный пятидесятилетний редактор. К сожалению, свой опыт мы на бумаге пока не изложили. До конца не доработали должностные инструкции. Письменные задания, как правило, не выдаем. Каждый знает, что должен вернуться с информацией и подготовить не только текст, фотографии, но аудиофайл, видеофайл.
В экстремальных ситуациях, например при освещении беспорядков в исправительной колонии, приходится самим заботиться обо всем.
В том числе и о безопасности. Платили водителю машины, чтобы он охранял журналистов, фотографирующих и снимающих со спины.
На такие задания, тем более ночью, едет целая бригада, и у каждого своя роль. За публикацию в газете мы платим гонорар, за публикацию в Интернете платим премию. Наши журналисты умеют не только снимать, монтировать видео, но и все это размещать на сайте.

Либо пикетчик, либо журналист

Когда я вижу, что в Москве уважаемые мною журналисты начинают хороводы водить с митингующими, — это не журналистика.

Угроза журналистике происходит от самих журналистов. Трудно удержаться от искушения использовать свою профессию в личных целях

Наша газета считается влиятельной. Еще до московских событий у наших журналистов появилось искушение стать хозяевами жизни. Им стали предлагать стать депутатами. Войти в комиссию по доработке устава.
В декабре мы избавились от последнего хвоста. Наш главный редактор вышла из общественного совета при УВД. Не может член общественного совета при УВД идти на пикет с транспарантом.

Моя задача — разъяснять выпускнику журфака, что такое журналистика и журналист. Что факты надо проверять. Что проверка информации предполагает использование не менее двух источников. Они не знают, что если есть несколько мнений, то надо предоставлять другим сторонам слово. Этому приходится учить.
Когда они со слушаний приходят и разгоряченные — «мы победили» — и собираются писать об этой победе я вынужден их призывать — найди вторую сторону, сделай, как положено, журналистский материал.
Наша редакция проводила пикеты в защиту нашей газеты от незаконных наездов Роскомнадзора, полиции, прокуратуры. Но мы поделились на две части. Одни — организаторы пикета, а другие — журналисты.
Я возглавил журналистов, а редактор — организаторов. Одни с бейджиками «организатор пикета», а другие с бейджами — «журналист».
И каждый выполнял свою работу.
Журналист не должен забывать, что он журналист. Особенно когда он решает проблемы, связанные со своим подъездом, улицей, домом и т.д.

Я более 40 лет занимаюсь журналистикой, а понял по-настоящему профессию лет восемь назад.


Анатолий Полозков

"Журналистика и медиарынок", № 06, 2012


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».