Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Лицом к печати

Создание холдингов из районок на базе областных газет – это не государственная политика. Очень не хотелось, чтобы районки потерялись в пучине преобразований


1.ПРЕССА И ИНТЕРНЕТ

У меня стойкое ощущение, что мы теряем пространство во многом по своей вине. Чрезмерно увлекаемся всякими новомодными вещами. Это касается Интернета, сайтов, сетей. Можете ли вы сказать, является ли сейчас хотя бы одно интернет-издание прибыльным? Я лично таких не знаю. Даже у самых продвинутых доля интернет-рекламы составляет 10—20%.
Говорят, что реклама уходит в Интернет. Кто у нас это считал, особенно в газетах малых городов и районов рекламу: модули и объявления?
Журналы, газеты — товар востребованный, но инвестиции туда не идут. Почему? Потому что идет пропаганда: вы умрете через пять, через десять лет.
Это надо опровергать. Печатная пресса имеет свои преимущества, как имеет свои преимущества бумага, которую никакой электронный носитель заменить не может.

2.РОЗНИЦА

Мы теряем подписку, распространение прессы в розницу. По всей стране идет борьба с газетными киосками. То шаурма наступает «на пятки» киоскам, то проявляют инициативу местные власти. В Саратове подобное сражение идет почти год.
Подпольно сносят киоски, подпольно их убирают. Никто этим не занимается.

Недавно предприниматели — распространители периодики приняли заявление:
«Мы обольем себя бензином и сожжем у саратовской администрации»

Хотелось бы, чтобы газеты не приравнивали к шаурме и давали распространителям преимущество в расположении, выделении земли, подключении электричества.
Проблема еще и в том, что в киосках ассортимент мал по сравнению с тем, сколько выпускается. Должно быть значительно больше наименований. В супермаркете — еще меньше, глянец вперемешку с кроссвордами. Можно, например, продавать журналы по здоровью в аптеках, круглосуточных магазинах.
Нужно решить вопрос с тем, что пресса — это социально значимый товар. Если нет — то мы просто сотрясаем воздух.

3.ПОДПИСКА

На сегодняшний день фиксируется очень небольшое падение почтовой подписки. В пределах 2—1,5% ежегодно. Около 3 миллиардов рублей государство ежегодно выделяет почте России. Вроде бы цены на подписку не поднимаются.
С другой стороны, сколько у нас подписка сегодня в доходах занимает, если рынок посмотреть? Мало.
Есть мировой опыт. Возьмем ту же Америку: 80% прессы распространяется по подписке. Остальное завозят в супермаркеты: возьмут — не возьмут. Остальное дорабатывает улица. Там почта на подписке тоже несет большие потери, но 6—8 миллиардов долларов, которые набегают на этих потерях почте, государство гарантированно возвращает.

4.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИКИ

Давным-давно Федеральное агентство, журналистское сообщество, издательское сообщество работают над концепцией развития печатных СМИ страны. И такая концепция создана. Она обнародована, даже внесена на большие консультации в Минфин, и даже кое-чего удалось достичь.
В ноябре прошлого года эту концепцию рассмотрела Общественная палата РФ.
Есть много проблем, которые и денег у государства не требуют. Они требуют политического решения. Типа того же списания возврата.
Нет нашей единой работы над конечным результатом. В этом отношении нам всем надо поучиться у Интернета.
Давайте повернемся лицом к своей отрасли. Печать — это большой интеллектуальный и экономический потенциал. Давайте совместными усилиями пробивать те решения, которые очевидны, но которые у нас пока не получаются.

5.ОБЪЕДИНЕНИЕ РАЙОНОК В ХОЛДИНГИ

Татьяна Соколова, председатель Тверской областной организации СЖ:
— Создание холдингов из районок на базе областных газет — это государственная политика или ноу-хау местных властей?

— Это не государственная политика. Если говорить о государственных печатных СМИ — у нас их два: «Российская газета» и журнал «Родина».
В свое время в регионах была востребована самостоятельность, и многие редакции ее получили. Потом многие редакционные коллективы начали потихоньку ползти к органам власти, потому что там есть бюджеты. Это жизнь, от которой никуда не денешься. То, что внутри регионов, даже немалого количества, такие холдинги создаются, — это сегодня достаточно распространенная практика. Но никаких указивок от нас нет.
Районная газета — это дело штучное. Федеральное агентство, помимо всего прочего, оказывает поддержку социально значимых проектов местной прессе. Очень бы не хотелось, чтобы районки потерялись в пучине преобразований. Это востребованный и на сегодняшний день ресурс доведения до населения государственной политики. Особенно там, где Интернетом если и «запахло», то люди не всегда знают, как им пользоваться.


Геннадий Кудий

"Журналистика и медиарынок", № 06, 2012


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.