< Предыдущая | Следующая > |
---|
Телега без лошади
Соберите преподавателей журфаков, попросите выпустить СМИ, и увидите, что из этого получится |
В России журналистика как наука и журналистика как практическая деятельность существуют сами по себе. Преподаватели журфаков пишут не востребованные работающими журналистами книги и защищают диссертации, выводы которых не помогают работе редакций. Фраза «храм науки» применимо к журналистскому образованию звучит особенно точно. Университетские занятия напоминают богослужения, когда из раза в раз твердят прописные истины, никак не связанные с реальной жизнью. ОДНА ИЗ МОИХ ЗНАКОМЫХ, корреспондентка отдела культуры крупной общенациональной газеты, по образованию — учитель музыки. Журналистского диплома у нее нет, и получать его она не собирается. «Как только я открою какой-нибудь учебник по журналистике, мне тут же хочется его закрыть», — объясняет она и не считает, что ошиблась, выбрав в свое время вместо журфака консерваторию. ВОЗЬМЕМ, НАПРИМЕР, УЧЕБНИК по устройству и ремонту автомобилей. Что вы там увидите? Разбор того, как устроены различные узлы автомобиля, а также инструкции о том, как выяснить, что сломалось, и как устранить поломку. А теперь представим, что учебник для автомобилистов написали так же, как учебник для журналистов. ВАМ ТОЖЕ ЗАХОТЕЛОСЬ закрыть такую книгу? Все, что написано там, — правильно. Только это либо банальности, сказанные сложными словами (например, о том, что когда человек поступает этично, обществу становится лучше, а если наоборот — хуже), либо неприменимые на практике вещи (например, публиковать в своих материалах только ту информацию, в достоверности которой уверен на 100%). Получается этакая гимнастика для мозга, чтобы не засох. Но если он у вас и так не засыхает, нужна ли вам эта гимнастика? ЧЕМ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ НАУКА? Она должна собирать практический опыт, систематизировать его, делать выводы и внедрять их, повышая таким образом эффективность производства. Это индуктивный путь. Есть еще дедуктивный, когда ученого пробивает, что нужно что-то делать именно так, он проверяет, доказывает и затем тоже предлагает к внедрению. ПОСМОТРИТЕ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ, которые защищают на журфаках. Почему-то в технических вузах диссертации — это усовершенствования оборудования или технологии, а на журфаках диссертации — это описания чьей-то деятельности, какой-нибудь зарубежной газеты, журналиста прошлого или позапрошлого века. ВОТ ВОПРОСЫ, которые интересуют меня: с помощью каких слов и оборотов в заголовке можно автоматически цеплять внимание читателей (всех либо определенных групп аудитории), как влияет длина предложений и абзацев на восприятие текстов различной тематики, какими способами можно побуждать корреспондентов увлекаться темами, которые им спустило начальство? В БИБЛИОТЕКЕ ИНСТИТУТА публицистики Свободного университета Берлина я видел диссертацию на тему «Факторы эмоционализации при подаче текстов в газете «Бильд». Диссертация — набор таблиц, в которых автор высчитывал, какова длина предложений, какие части речи используются, из какой сферы, с чем ассоциируются, какие обороты, какие варианты возможны. СЛУЖИТЬ ИНТЕРЕСАМ общества может только экономически здоровое средство массовой информации. Независимость прессы начинается с экономической независимости. Эти высказывания я много раз слышал от немецких преподавателей во время учебы в Свободном российско-германском институте публицистики при журфаке МГУ. ЕЩЕ ОДИН риторический вопрос: почему наша журналистская наука не помогает СМИ становиться независимыми? Почему не бросить все усилия туда? Ведь этичность и служение обществу, о чем любят рассуждать на журфаках, неосуществимы, пока пресса будет придатком государственных ведомств или дружественных властям олигархов! В нашей журналистской науке даже не ставят телегу впереди лошади. Фото Сергей Лемехов. Лебедь, рак и щука СARTOONBANK.RU Александр Колесниченко "Журналистика и медиарынок", № 03, 2012 |