Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

Тотальная журналистика

Многие журналисты все еще рассматривают новости от читателей как одолжение, как десерт к главному блюду – тому великому и масштабному, о чем они привыкли писать. Они не понимают перемен, суть которых – даже не в том, что появились блоги, где каждый может выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение. Главное – это смена отношения к частной жизни. Что она признана главной, а те события, которыми традиционно наполняют СМИ – не более чем фон.


Частная жизнь становится для аудитории
важнее масштабных событий



В статье использованы фотографии с Выставки "Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955-2010" 1. Владимир Вяткин. "101-й день рождения". 2007 (фрагмент) 2. Александр Гращенков. "Будь счастлив и здоров, сынок!" 1985


Считалось, что в СМИ может попасть только информация, которая заинтересует большие массы людей. А заинтересовать их могут либо очень важные события, например выборы в Госдуму, либо аномалии, когда не собака укусила человека, а человек — собаку. Новость же о том, что Петров и Сидоров не выучили уроки и Петров школу прогулял, а Сидоров пошел и получил двойку, в газету не попадет. Вот если бы школьники всего города прогуляли школу из солидарности с Петровым или Сидоров в отместку за двойку облил учителя кислотой, это бы опубликовали. А про прогул или двойку напишут только сами Петров или Сидоров у себя в блоге или на своей страничке «В контакте»

Журналистика не обязательно должна заниматься только событиями масштабными, курьезными или с участием знаменитостей. Новости из повседневной жизни обычных людей начали публиковать даже общероссийские издания. Так журналистика становится тотальной, когда публикации достойно все происходящее в мире

ВСЕ МЕНЯЕТСЯ. И вот конкурирующие с блогосферой журналисты тоже начинают публиковать новости из частной жизни обычных людей.

В ноябре журнал «Русский репортер» посвятил больше десяти полос суткам из жизни Новосибирска.
Первая новость — 6.30 утра: аспирант с другом едут на вокзал встречать еще одного друга. В зале ожидания на сумках спят десять человек, причем все вытянулись в одном направлении.
А на привокзальной площади работает дворник, не обращая внимания на холод и прохожих.

А вот следующая заметка:
«Утро Светланы Петровны Кузнецовой началось с выхода к мусорной машине. Приходит она строго по расписанию: контейнеров во дворе нет. Хорошо это или плохо, жители сойтись во мнении не могут. С одной стороны, отсутствие контейнеров избавляет от сопутствующих запахов, насекомых и прочих неприятностей. Но с другой — отнюдь не всем удобно выбрасывать мусор в это время.
— Разве это рано?! — улыбается Дмитрий Виноградов, водитель мусорной машины. — У меня первая точка в 6.30. А до этого я еще должен пройти медкомиссию и заправиться.

ВАМ ИНТЕРЕСНО? Мне — да. Причем более интересно, чем многие политические и экономические новости, которыми заполнены наши СМИ. И это — не опровержение теории, а ее уточнение. Это — новое понимание журналистики и более адекватная расстановка приоритетов в жизни.
Мы привыкли, что журналистика — это про власть, героев и антигероев. Сложилась даже поговорка, что простому человеку для попадания в газету надо или самому убить, или чтобы тебя убили. Причем для попадания в центральную газету или на федеральный телеканал нужно убить не одного, а много и желательно каким-то экзотическим способом.
«Цивилизация — река, вода в которой красная от крови убитых, и в этой воде барахтаются те, кто воруют, кричат и делают еще какие-то действия, которые историки обычно описывают. А по берегам реки тихие и незаметные люди строят дома, занимаются любовью, растят детей, сочиняют стихи, поют песни и даже ваяют статуи. Подлинная история происходит на берегах. Но историки — пессимисты, и они берегов не замечают», — писал американский философ Уильям Дюран.

Журналисты тоже очень долго были пессимистами. Но теперь они поворачивают внимание с потока реки на ее берега.

И вот сеть газет «PRO Город» добивается успеха именно за счет Частных новостей, которые сами Читатели присылают за гонорар в 300—500 рублей

Это новости, например, о припаркованном во дворе автобусе, который занял всю парковку, о закрывшейся поликлинике и трудностях с нахождением места, куда поликлиника переехала, о том, что один дом признали аварийным, а соседний такой же старый признавать не торопятся, и о том, что женщине продали на базаре якобы породистого щенка, а щенок вырос в дворнягу.
Фирменная рубрика — собирающиеся пожениться пары рассказывают истории своего знакомства.

ХОРОШИМ НОВОСТЯМ место тоже находится. Выходящая в Петербурге и Москве газета «Мой район» публикует фотографии годовалых малышей, которых родители таким способом поздравляют с днем рождения. Другие издания призывают читателей присылать фотографии, рецепты блюд и рассказы о поездках в отпуск. Многие журналисты все еще рассматривают новости от читателей как одолжение, как десерт к главному блюду — тому великому и масштабному, о чем они привыкли писать. Они не понимают перемен, суть которых — даже не в том, что появились блоги, где каждый может выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение. Главное — это смена отношения к частной жизни. Что она признана главной, а те события, которыми традиционно наполняют СМИ, — не более чем фон.

КОГДА В АВГУСТЕ было 20-летие путча, журналисты одной из газет спросили читателей, чем они занимались в те дни. Один мужчина ответил, что путч совсем не помнит. Его сын тогда упал с дерева, сломал позвоночник, и была опасность, что парень останется инвалидом.
Вот и прошли те дни у мужчины
«как в тумане».
Написали об этом только сейчас.
20 лет назад никому не было бы дела до сломанного позвоночника его сына. Так же, как до проблем женщины, которой продали щенка дворняги под видом породистого.
Психологи говорят, что никто не живет в России или в Америке, в Москве или во Владивостоке, в таком-то районе или микрорайоне. Каждый живет в конкретной квартире или доме, проводит время на конкретной работе и общается с несколькими десятками родных, коллег и соседей. Это и есть мир отдельного человека.

ПРОШЛАЯ политизированная журналистика этот мир не замечала. Она воспринимала себя на острие жизни, но жизнь проходила мимо нее.
И теперь эту жизнь приходится открывать. Тогда важное для одного человека становится достойным публикации, потому что всегда найдется другой, для кого это окажется созвучным.
А важного сразу для всех больше нет. Это тоже надо признать. Только лжецы и лицемеры назовут самым важным событием воскресенья
4 декабря выборы в Госдуму, результаты которых предопределены, а незначительные колебания процентов на жизни
99% населения страны не скажутся никак. Понедельник же 5 декабря для кого-то стал первым днем выхода на новую работу. Вот это — настоящее изменение в жизни.
...
Знаете, чем мне запомнилось 9 мая этого года? Гигантской пробкой на МКАД из-за перекрытий дорог под кортежи. Люди глушили машины, выходили на дорогу, стояли, грелись на солнце, курили. А по телевизору почему-то показали парад.

ОТ РЕДАКЦИИ: Материал был написан до выборов и последующих за ними событий.


Александр Колесниченко

"Журналистика и медиарынок", № 12, 2011


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».