Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Электрогазета для эмигрантов

В Кирове прошел форум районных интернет-порталов
и деятелей блогосферы «Вятские комьюнити», идейным вдохновителем
и организатором которого стал Игорь Болдырев, генеральный директор кировской телекомпании «9-й канал». Мы представляем нескольких участников проекта


Иван и Петр Балабановы,
Богородское
bogorodskoe.vyatka.ru


БИО
Иван Балабанов кроме программирования и дизайна сайтов увлекается музыкой — поет и играет.
Петр Балабанов по профессии киномеханик, а также профессиональный слесарь по ремонту автотракторного электрооборудования.
Двадцать лет отработал в райсельхозтехнике. Спортсмен, тренер, мастер спорта по гиревому спорту, чемпион района и области.

Веб-сайт Балабановых — победитель всероссийского конкурса «Золотой сайт 2010»
в номинации «Поселки городского типа и городские районы». Сегодня база сайта насчитывает 18 000 печатных листов и около 4800 фотографий, ежемесячно на сайт заходит 10—12 тысяч человек и открывается более 140 000 страниц.

— 14 мая 2005 года поздней ночью пришла в голову идея о создании небольшой странички о районе… К утру первый нелепый дизайн сайта был уже готов, и вот тогда-то все и началось, — вспоминает Иван Балабанов. — До этого у нас никто не собирал информацию в таких масштабах и не переносил в электронный вид.

— Вы даже представить себе не можете, какие уникальные документы и фотографии повидал наш домашний сканер! — Иван горячится. — Сколько исторического материала мы увидели и узнали сами!

— Зашел как-то в школу, а там — целая фотолетопись. Теперь выпрашиваем у людей старые фотографии. Сельчане не скупятся. Отдают снимки, а потом активно комментируют: «Смотри, в этом ряду я, а в этом — ты». Недавно пришла фотография 1940-х годов.

Все материалы посетители присылают на электронную почту, создатели ресурса никому не передоверяют модерацию. — Не поленюсь, не посплю, но все сделаю сам, — признается Иван.
Балабановы выкладывают на сайт видеоролики, которые пользуются повышенным вниманием аудитории. Например, у видео с репетицией гармонистов отбоя от посетителей не было. Или «Виртуальные прогулки» по селу: панорама, снятая под углом 120 градусов.
— Пройдитесь по знакомым улицам и местам, не выходя из своего дома. Обойдите родной поселок за пять минут, остановитесь на любимых местах, посмотрите вокруг себя и взгляните на привычные вещи по-новому, — предлагают сельские веб-редакторы.

Невероятно трогательный сервис для тех, кто давным-давно покинул отчий дом

На Радоницу, ранней весной, когда отмечается родительский день, фоторепортер пришел на кладбище, где еще не было листвы, и сделал круговую панораму. Балабановы еще соответствующую музыку вставили, хотя и боялись, как бы антихристами не назвали. Сразу — взлет посещаемости — тысячи заходов. Все потому, что бывшие жители этих мест хотя бы виртуально смогли побывать на могилах предков.
Их проекту пошел седьмой год.

— Отец за это время стал настоящим журналистом, — смеется Иван. — Приходит с работы, говорит:
«Я пошел репортаж снимать».
Вот собираются у нас по вечерам старухи, встречать своих коз с пастбища, я думаю, надо об этом рассказать на сайте. Поснимал животных, руки женщин с хлебом, — написал текст, который назвал «Сталинские коровы» (так в прежние времена называли этих животных, спасавших сельчан от голода).
Или серия фотографий «Настоящие русские мужики». Репортаж появился случайно. Проезжал мимо поля, увидел, как там работают двое пацанов — сыновья местного фермера. Одному 10, второму 17. Жарища страшенная, все стонут, а они молча работают.
Фоторепортаж из деревни Чумовка о бобровой плотине. Поразило это гидротехническое сооружение — длина плотины около 35 метров. Место, откуда бобры таскают ветки и целые деревья, примерно в 30 метрах от реки!

Богородский район — небольшой, если смотреть по числу жителей, чуть больше 5000 человек. Много населенных пунктов просто исчезло с лица земли — в родной деревеньке Петра Балабанова сейчас нет ни одного дома. В принципе — подобная численность аудитории — смерть для обычного СМИ. «Для кого делаете сайт, — для кого горите?» — часто спрашивают Балабановых.
— Горим, не угораем, — отвечают народные журналисты. — Нас много читают, нас везде знают. Статистика показывает: половина пользователей — область, вторая — из-за ее пределов. В Богородском зарегистрировано 350 активных пользователей Интернета. Если с семьями, потенциально это уже тысяча человек — примерно треть населения поселка.
А еще Балабановы запускали «Родное радио» — веб-радио, единственное в области. Чтобы сделать всех земляков, а не только пользователей Интернета слушателями, повесили динамики по поселку. Что в итоге? Свернули проект до лучших времен, хотя студия осталась.

— Я работал в Доме культуры и, естественно, мешал жить его руководству, мешал поселковой администрации, — самокритично признается Иван. В администрации самодеятельных редакторов регулярно ругают, но понимают: если они уберут ссылку на веб-сайт муниципалитета на своем ресурсе, никто не пойдет читать официоз.
Главная проблема Балабановых — в отсутствии активной поддержки сельчан.
— Нет у людей желания жить, нет интереса к жизни, — сетует Иван.
Звоню: — Что делаете?
— Пиво пьем.
— А вчера что делали?
— Пиво пили.
— А завтра?
— Тоже будем пить.

Вторая проблема — финансовая, но она решается легче. Балабановы долго сами платили за хостинг, теперь находятся добрые люди.
— Вдруг появился некий бизнесмен, который оплатил нам полгода «жизни», — радуется Петр.
Есть питерская и уральская диаспоры выходцев из Богородского. Питерцы купили микрофон, а земляк из Екатеринбурга, ныне директор конфетной фабрики, тоже помогает платить за хостинг.
— Мы не дадим умереть этому сайту, пока жив хоть один дом в Богородске. Работаем ради людей, ради благодарности тех, кто сегодня живет вдали от родного поселка, — без всякого пафоса, просто говорят Балабановы.

Мария Тушенцова
Земля Яранская
www.yaransk.net

ПРОФЕССИЯ

Модерирование веб-сайта для Марии Тушенцовой — хобби. Она работает в Центре помощи семье и детям, занимается неблагополучными детьми и родителями.

— Наш сайт мы переделывали семь раз. Хотелось сделать как можно лучше и полнее показать все, что есть в городе, — бойко сообщает Мария Тушенцова, представитель администрации проекта www.yaransk.net. Второй администратор — Константин Пенкин молчаливее, он больше по технике «сечет».
Яранск богат на историю. Здесь была крепость, место ссылки опальных бояр, в том числе из рода Романовых. Здесь механик-самоучка крестьянин Леонтий Шамшуренков изобрел и построил «самобеглую коляску». Здесь действовал Яранский Пророчицкий монастырь, помощником игумена в котором был иеромонах Матфей, известный как Яранский чудотворец. В деревне Дворяне Яранского района ежегодно проводится большой праздник народного творчества и ремесел — «Дворянское гнездо». Неудивительно, что на сайте www.yaransk.net есть раздел «Святыни».
Интересного много, веб-сайт насчитывает 12 авторов, но большую часть материалов приходится готовить самой Марии. Здесь подвижникам, как и в Богородском, приходится рассчитывать в основном на себя.
Хостинг был куплен год назад. Сообщений поначалу приходило не очень много.
— Я не мнила из себя журналиста, — весело признается Тушенцова. Зато у нее есть главное для нашей профессии: интерес к жизни и гиперкоммуникабельность. Запросто может пригласить повстречавшегося на улице человека зайти на сайт, рассказать о его «фишках».
Веб-сайт яранцев отличается не только выверенным дизайном, но и активной ориентацией на интересы пользователей. На сайте используеся видео камер внешнего наблюдения.
В разделе «Справка» выкладывается справочная информация о городе, например: «Для мамочек-яраночек. Полезные телефоны»; «Магазины автозапчастей в Яранске»; «Прейскурант цен в Яранском архиве»; «Кто есть кто в Яранской прокуратуре».
С их сайта можно выйти на сайт знакомств «Любовь в родном городе». Здесь уже 57 анкет.
— Моя первая анкета была образцом, на которую даже сообщения приходили, — гордится Мария, которой новые матримониальные отношения ни к чему, она уже замужем.
Недавно открытый раздел «Объявления» уже собрал 226 сообщений. Объявления публикуются с мобильными телефонами продавцов, иногда с фотографиями товаров, а также дублируются в «В контакте». В этой сети, а также в «Одноклассниках» даются активные ссылки на новости сайта.

За год ресурс ребят получил
1 миллион 200 просмотров, почти
2 тысячи комментариев. В день в среднем 250 посещений. Зарегистрировано на сайте 490 человек.

— Мы постепенно приобретаем вес и авторитет в городе. Раньше даже опровержения по нашим статьям давали в районную газету, а потом с редакцией не заладилось, и газетчики теперь считают нас конкурентами.

На ведение форума сил у Марии с Костей не хватает, тем не менее здесь более 4 тысяч сообщений.

Вот несколько тем:

  • «Бомжи нас встречают «с хлебом, с солью»;
  • «Что будет с домом купца Родигина?!»;
  • «Письмо президенту: «Город превращается в село...»;
  • «Вот они — народные избранники?2011!»;
  • «ХVI век возвращается... или лучший забор города???»

Оксана Савельева
Белая Холуница
belayakholunitsa.com

ПРОФЕССИЯ
Оксана Савельева окончила химфак Днепропетровского университета, эксперт
в сфере химии и бытовой техники.

Город Белая Холуница громко прозвучал в новостях региона и страны, когда в марте— апреле 2011 г. местное население вышло протестовать против строительства АЗС на берегу Белохолуницкого пруда — «Вятского Байкала».
Оксана Савельева, администратор и редактор сайта города родилась в Санкт-Петербурге, выросла в Белой Холунице, живет в Днепропетровске и приезжает в Кировскую область несколько раз в год с краткосрочными визитами. В 2007 г. зарегистрировала домен belayakholunitsa.com и начала работу над неформальным сайтом, призванным объединять выходцев из Белой Холуницы, живущих в разных городах. Для нее интернет-деятельность — это возможность сделать что?то приятное и полезное для города, находясь далеко от него, а не способ получить какую-то прибыль.

— Мечтала «пиарить» город. Отчасти это получилось, отчасти нет, — размышляет Оксана.— В общем-то получилось нечто для эмигрантов, которые уехали из Белой Холуницы, но интересуются жизнью малой Родины

Конечно, интенсивного общения нет, о чем мечталось сначала. Хотелось бы дать раскрыться и местным авторам. Думала, что нас будут бомбить материалами, потому что формат местной газеты не позволяет опубликовать всех писем и обращений граждан.
Почему не пишут горожане? — задается вопросом Оксана, и сама же отвечает: — Им это не нужно или некогда, или им просто не интересно, узнают ли о каком-то событии за пределами города. Кто-то просто стесняется писать, считая себя неспособным. Причем это может быть человек с многолетним опытом публичных выступлений.
Есть группа посетителей, которые сердятся: почему так мало новостей? Они хотят участвовать в обсуждении, но делиться своими информашками не желают.
Увы, авторов у сайта мало, — традиционно сокрушается создатель и этого ресурса, и радуется уже тому, что повезло с фотографами, которые с упоением снимают и шлют свои шедеврики.
— Что только не делали, чтобы привлечь горожан к нашему сайту! — печалится Оксана. — В социальных сетях я размещала письма и короткие сообщения о своем сайте, приглашала тех, у кого есть о чем рассказать. Есть договор с Яндексом о трансляции на новостной ленте. Использовали рекламу на табличках с расписанием городского транспорта. Мало помогло. В малых городах меньше времени на Интернет — людей поглощает быт, огороды, дрова и т.д.
Добротную информацию дает местный ТЮЗ — народный театр.
Присылают материалы библиотека и музей.
— Из родного города шлют мне в Днепропетровск материалы по электронной почте, — продолжает рассказ Савельева. Сайт создавался вроде как оппозиционный, но в то же время для раскрутки города. Сначала настрой был больше на положительную информацию, позже выяснилось, что нужна критика. Положительные материалы давать приятнее, хотя реакция на них меньше. Скандалы и интриги сильнее привлекают внимание.
Существуют и морально-этические затруднения. Иногда местная газета берет какую-то мою информацию. Предположим, репортаж о концерте, там названы фамилии исполнителей, газета убирает те фамилии, которые кому-то в редакции неугодны.
Случается, что наш контент попадает без указания авторства на официальный сайт города. Учитывая, что у нас авторы на вес золота, это обидно. Люди безвозмездно проделали работу, а их даже не упомянули.


Владимир Касютин, Олег Куприн

"Журналистика и медиарынок", № 09, 2011


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.