Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 7
ПлохоОтлично 

СКОЛЬКО ЛЕТ? СКОЛЬКО ЗИМ?


Какой будет газета через несколько лет? Вопрос сложный. Расскажу о своей газете. Называется она «Единство», издается в Павловском районе Краснодарского края. Население района - 65 тысяч, тираж газеты около 10 тысяч. Когда-то был тираж 17 тысяч - в 1990 году. Потом случился обвал, тираж упал до 6 тысяч. Меня волнует: что дальше?

Журналисты-кукурузоводы

На протяжении последних лет мы выживали сами. Думаю, что в будущем нам еще несколько лет отпущено. Те тенденции, которые проявились в экономике России, естественно, влияли и на нашу жизнь. Благодаря тому, что мы ежегодно на 500-700 тысяч рублей увеличивали доход от рекламы, мы сохраняли заработную плату, жили, можно сказать, безбедно.

В прошлом году наш бюджет составил около 12 миллионов рублей. Из них около 6 миллионов получили от рекламы, остальное - четыре с чем-то миллиона от реализации тиража, полтора миллиона за информационное обслуживание. Больше у нас никаких источников дохода нет и не было никогда.

Каждый выживал, как мог. Вот опыт Кубани. Некоторые редакции брали землю и выращивали кукурузу, открывали магазины, потом их закрывали. Но, если редакция станет этим заниматься, то - прощай газета. Для газеты времени не останется.

Помню, в начале 1990-х годов проводили семинар, там редактор из одной подмосковной газеты рассказывала, как они хорошо живут, потому что занялись книжной торговлей. Ей начали задавать вопросы о газете и не получили вразумительных ответов. Оказалось, что редактор от работы непосредственно в газете практически устранилась. Сосредоточилась только на том, что давало доход.

В этом году мы на 40 тысяч рублей получили от рекламы меньше, чем за 9 месяцев прошлого года - 4 миллиона. Вроде бы не такая большая сумма, чтобы сильно переживать. Но тревожно на душе, поскольку это похоже на начало нового спада. С чем он связан? Не знаю, как в Москве и в других крупных городах, но к нам кризис по-настоящему дошел только сейчас, я говорю о кубанских сельских районах. Вроде бы из общего экономического кризиса мы начали выходить, а для районных газетчиков он только начинается. Как это происходит?

Приходят в сельское хозяйство инвесторы, приобретают новую технику, внедряют новые технологии, выгоняют половину работавших на улицу. Один бывший колхоз закупил иностранные трактора. Было 50 механизаторов, осталось 15, 35 сидят без работы. И так во всех станицах и хуторах Кубани. Этим людям не до газет, нет на газету денег. Моя газета стоит 375 рублей на полугодие.

В ожидании бумеранга

Человек не будет тратить деньги на то, что ему не нужно. На телефоны не жалеет, бывает, что три-четыре телефона в семье. Телефон считают первой необходимостью, а газету - не первой необходимостью. Да и газеты, которые мы делаем, людей стали меньше интересовать. Человек труда из них исчез. Появился другой герой - глава муниципального образования. Я борюсь с этим, но это очень трудно.

Глава района у нас молодой, общий язык как-то находим. Но приезжает какой-нибудь его коллега - проверяющий, берет газету и спрашивает главу: «Почему вас так мало в газете?» Начинают считать: за полгода 25 снимков напечатали. Говорят: «Это мало».

Читатель все это видит, и такая газета ему не нужна. С развитием электронных СМИ, Интернета, с учетом того, что телевидение есть почти во всех районах, мы не угонимся за всем этим своим новостным блоком. Читатель знает уже без нас, что произошло. У меня газета три раза в неделю выходит. А если делать еженедельник, то новость там будет позавчерашнего дня.

Читателю нужен комментарий к этим новостям, анализ того, что происходит. Но анализ в нынешней ситуации делать все сложнее и сложнее, потому что анализ требует столкновения хотя бы двух точек зрения. А что получается? Одна точка зрения власти, другая - «неправильная». И вот из-за этой «неправильной» точки зрения горят многие редакторы.

Приходилось быть свидетелем разных конфликтов. Я не помню ни одного случая, чтобы вышестоящая власть поддержала редакцию и редактора. И выходит, что участь наша такая - прославлять маленьких маодзедунов. Они не понимает того, что это бумерангом ударит по ним же.

Закон о местном самоуправлении, принятый несколько лет назад, не работает по меньшей мере в одной статье, в той, где сказано, что муниципальная власть может учреждать только одно средство массовой информации для публикации официальных материалов.

Я листал свою газету за 1987 год и не нашел ни одной фотографии первого партийного секретаря.

Мы давали его портрет раз в четыре года, когда его избирала партийная конференция. А сколько в той газете было критических материалов! Материалов, в которых хоть в какой-то степени присутствовал анализ.

У нас был случай, который меня возмутил. Одна газета рассказала о том, что после праздника Дня России остались горы мусора. Газета призвала: дорогие друзья, надо любить свою станицу, мы сами должны следить за порядком в ней. Это стало предметом разбирательства.

И тот редактор уже не работает. Может, это была одна из причин его увольнения, не знаю, но сам факт разбирательства по подобному вопросу о многом говорит.

Решил плюнуть на молодежь

Теперь о том, какой в будущем я вижу свою газету. Мы делали бизнес-проект на 2011 год. Грядет увеличение затрат примерно на миллион. Отчисления в социальные фонды увеличиваются с 14 до 34 процентов.

В моей редакции фонд зарплаты был 6 миллионов. Как его сохранить? Где взять лишний миллион? Лично я не знаю. Объем рекламы расти не будет - это точно. Всех, кого можно, уже охватили. Тираж расти не будет, скорее снизится.

Бухгалтер предлагает: «Давайте сократим количество полос». Мы выпускаем в общей сложности 28-32 полосы в неделю, каждый номер по 8-12 страниц. Если сократить полосность, то это станет первым шагом к гибели - в этом я уверен. Мы это уже проходили.

После обвала в 1992 году у нас некоторые газеты перешли на двухразовый выпуск. Читатели отреагировали очень быстро: просто перестали выписывать. Переходить на еженедельник? Это значит потерять рекламодателя. Он приходит и просит, чтобы его реклама завтра была в газете.

Я, честно говоря, не нахожу ответов на эти вопросы. Несколько лет назад довелось мне встретиться с одним американским редактором. Его газета издавалась в городе с населением 90 тысяч (это примерно средний район в Краснодарском крае), выходила шесть раз в неделю.

Сначала у него было 36 полос, потом - более ста. У него была своя типография, в два часа ночи подписывали последние полосы. Он убежденно уверял меня, что газету с небольшим количеством полос выписывать не станут.

Нам нужно охватывать все слои населения. На четырех полосах жизнь города и района не осветишь, особенно если там есть официоз. Я уверен, что будущее за многостраничной газетой.

Небольшой опыт. Мы примерно знаем своего читателя. Читает нас старшее и среднее поколение, молодежь игнорирует. Что мы только не делали, чтобы привлечь эту аудиторию!

В Германии, кстати, такая же ситуация. Один редактор решил плюнуть на молодежь, и больше давать материалов социальной тематики, о проблемах среднего и старшего поколений - тираж подрос.

Люди 20-25 лет - это потерянное поколение, во всяком случае, для районных и городских газет. А не выгоднее ли поработать с ребятами, которые ходят сейчас в 5-6 классы школы? Мы начали этим заниматься. Почему?У нас две детские спортивные школы. Газета регулярно рассказывает о спортивных мероприятиях. Однажды чуть ли не трагедия случилась: одного мальчика в отчете о соревнованиях по самбо пропустили, а он занял первое место.

Чемпионов там было много - по разным весовым категория, по разным возрастам. Десять фамилий назвали, а одного пропустили. Обидно стало парню страшно. Немедленно сообщили об этом в редакцию. Пришлось срочно давать уточнение в газете. Такие дети заставляют своих родителей выписывать районную газету. С ними надо работать, они привыкнут читать газету, и, может быть, став двадцатилетними, продолжат ее читать.

Вот что еще меня волнует. В России лицензируются все виды деятельности, кроме редакторской и издательской. И что в результате? У нас выходит бесплатная газета - тираж 20 тысяч. Я взял ее и нашел больше 80-ти только орфографических ошибок, пунктуационных не считал. Никто на это не обращает внимания. Они там искажают слова, неправильно называют населенные пункты.

Почему наша деятельность не лицензируется? Мы наносим урон нашему родному языку. На одном совещании я задал этот вопрос Михаилу Сеславинскому, руководителю Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Он ответил: это, дескать, стало бы ущемлением свобод граждан. Каждый гражданин имеет право открыть газету. Пожалуйста, открывай газету, если у тебя есть способности, диплом о журналистском образовании. Лицензия на знахарские услуги есть, а на журналистскую деятельность нет.

Владислав Зинченко, редактор газеты «Единство»,Павловский район, Краснодарский край

БИО

Владислав Иванович Зинченко родился 1945 году. После окончания школы работал на сахарном заводе, в строительной организации электриком, а также преподавателем физкультуры в пионерском лагере города-курорта Анапа. В 19 лет начал сотрудничать с газетой "Путь к коммунизму" Павловского района. В июле 1965 года был принят в штат редакции: сначала - литературным сотрудником, затем стал заведующим отделами писем, экономики, сельского хозяйства, партийной жизни. Заочно окончил отделение журналистики Ростовской межобластной высшей партийной школы. С апреля 1984 года "стоит у руля" газеты "Единство". За годы его редакторской деятельности издание много раз становилось победителем краевых и федеральных конкурсов

Журналистика и медиарынок, № 12, 2010





 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.