Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Средства массовой дезинформации


В море новостей мы не найдем нить Ариадны, которая бы вывела нас на реальную дорогу событий. Реальные знания об экономике, политике и других секторах нашего общества, исчезают из поля зрения журналистов, вступивших в гонку за новостями.  


 

Люди получают огромное количество фактов и новостей, но оказываются беспомощными перед лицом меняющегося мира. Эксперты говорят не о гибели газет, а о гибели главной функции прессы – разъяснении сути событий.

Спасение - в усилении аналитической стороны газет, побуждении аудитории мыслить, микроанализе повседневного интереса граждан.

Эра неверия

В газете The New York Times вышла статья  Дэвида Брукса «Экономика веры и доверия», в которой он утверждает, что экономика в обществе держится на доверии и вере.

Рецессия вызвана не только экономическими факторами, но и каскадом фундаментальных опасностей. Можно закачивать сотни миллиардов в банки, но ненадежные банкиры не будут давать деньги в долг.

Вы можете сократить уровень безработицы, но люди, не чувствующие себя в безопасности, все равно не будут вкладывать или тратить деньги.

Современная журналистика не предупредила мир о грядущем экономическом кризисе или новом проявлении законов развития общества. Теперь газеты пишут о преодолении кризиса в экономике, но люди им не верят.

Падение доверия - это один из главных вызовов, с которым столкнулась мировая журналистика.

Родился 29 октября 1929 года в Москве. По словам самого профессора, имя «Ясен» ему дала мама в честь ясных глаз его отца.

Закончил школу экстерном и в возрасте 14 лет поступил на английский факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза. В 1965—2007 — декан, а с 2007 — президент факультета журналистики МГУ.


Лес за деревьями

Содержание оказывается важнее журналистского мастерства. Газеты и телевидение  нам сообщают информацию почти одновременно с тем, что происходит в мире, но не могут объяснить суть происходящих событий.

Профессионалы считают что, газеты должны печатать короткие материалы, которые укладываются в три-четыре минуты чтения. Концепция малых сообщений хороша для создания информационной картины мира, но не подходит для интерпретации происходящего.

Поток информационных сообщений призван затемнить, скрыть то, что происходит в мире. Читатели утрачивают целостное восприятие мира, газета превращается в новое средство дезинформации.

Отсутствие серьезных аналитических газет наносит серьезный ущерб развитию журналистики. Статья Алекса Джонса из той же The New York Times, написанная в защиту прессы, проиллюстрирована рыбой, в которую завернута газета. Автор выдвигает тезис не о гибели газет, а о гибели главной функции прессы – разъяснения сути событий.

Гибнут не просто газеты, гибнет искусство понимания того, что происходит в мире.

Блог Ясена Засурского - http://zassoursky.ru

Взгляд на Восток

Самые тиражные газеты сегодня издаются в странах, далеких от традиционных центров мира, таких как Китай, Индия. Если мы возьмем китайские газеты-«миллионники», то увидим, что здесь думают не только о новостях, но и стремятся дать читателям качественные экспертные оценки, своеобразные информационные директивы, которые помогают увидеть тенденции развития событий.

В этом их отличие от ряда западных изданий, значительную часть контента которых составляют сообщения информагенств.

Спасение прессы – в усилении аналитической стороны. Например, Нобелевский лауреат Пол Кауфман не гнушается регулярно писать для газеты The New York Times статьи по экономике. Газета с помощью авторитетнейшего специалиста пытается понять, в чем причина кризиса.

Объяснения достаточно сложны, и они требуют отказа от примитивной журналистики. Надо побуждать аудиторию мыслить.

Сегодня нам нужна журналистика прежде всего диалогичная, сопоставление разных фактов, разных возможностей. Когда нет диалога, все превращается в однообразное поле. Нашей журналистике не хватает микроанализа повседневного интереса гражданина.

Надо научиться увязывать глобальные проблемы с интересами и нуждами семьи, гражданина, детей, стариков.

Ясен ЗАСУРСКИЙ,
президент факультета журналистики МГУ


 "Журналистика и медиарынок", № 2, 2010

 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».