Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

ФИЛОСОФИЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА

Не согласен с теми, кто утверждает, что наша пресса умирает. Конечно, есть кое-какие опасения. Они и двадцать лет назад были. И вполне обоснованные. Разными путями мы выбирались из трудных 1990-х годов.

 


Компания  меняет общество

В 1990 году мы создали газету «Свободный курс». Уже в нулевом номере предложили читателям изменить мир вместе с нами:

«Свободный курс» - это наш путь к свободе. Наш и одновременно ваш. Рискнем?»

Мы давали максимальную возможность для самовыражения журналистов. Их свободное суждение  вызывало интерес читателей. Газета в нашем понимании – это набор точек зрения журналистов и оригинальность взглядов на все, что происходит вокруг. То есть мы стремились вначале сделать хорошую газету для единомышленников.

Все строилось на том, повторю, что мнения журналистов были интересны для общества. Но затем у общества появились другие  интересы. Газета мнений перестала интересовать общество. А у газеты остро встал вопрос собственного выживания.

У многих изданий не было никакого экономического прикрытия. И еще при этом надо было бороться за свою независимость. Обращались к меценатам, искали деньги всевозможными способами. Работали на бирже, продавали акции финансовых пирамид, шапки шили...

Чем мы тогда только не занимались! Но чувствовали: все это не то. Нужна была какая-то своя профессиональная точка опоры. И мы создали рекламное приложение. Оно существует по сию пору. 

Сегодня газета «Купи-продай» - лидер на рекламном рынке региона. И дальше пошли именно по этому пути – профессиональному.

Сейчас компания издает 12 газет и журналов. Общий разовый тираж – более 320 тыс. экз. Представлена компания своими продуктами во всех сегментах рынка. Тут и информационная газета общего содержания,  деловое издание, сайт в Интернете, развлекательные издания,  радиостанция, два глянцевых журнала.

Компания меняет бизнес

Постепенно менялась философия нашего издательского дома. Мы уходили от модели газеты мнений, газеты для единомышленников. Главную свою задачу мы сформулировали так: удовлетворение потребностей всего общества в получении объективной информации путем создания независимых СМИ.

Наши главные ценности – свобода слова, соблюдение стандартов качественной журналистики и приоритет интересов человека и общества над интересами государства.

Но это философия, а что на практике?  Максимально много читателей можно привлечь к газете только в том случае, если в издании отражается все разнообразие ценностей, идей и подходов к их реализации.

Газету должно делать максимальное количество людей, причем разных взглядов. И не только профессиональные журналисты, но и активная часть аудитории. 

Только совместными усилиями можно сделать издание подлинным зеркалом региона. Тогда можно сделать хорошую газету не только для единомышленников, но и для всего общества. А стабильно большая аудитория обеспечит финансовую устойчивость, то есть независимость газеты или журнала.

Еще один барьер, о который многие споткнулись. Система дистрибуции. Нам задерживали деньги на почте. Мы предъявили финансовые претензии и в конце концов забрали часть рынка у  распространителей. Как это получилось? В 1995 году «Алтапресс» банкротит государственное предприятие «Роспечать» и создает собственную систему на базе старой структуры.

Сегодня «Роспечать-Алтай» – самая крупная местная компания по реализации периодики, которая имеет в своем составе службу подписки (70% корпоративной подписки и 12% подписки частных лиц), службы розничной (350 торговых точек) и оптовой торговли периодикой, 17 филиалов в крае. В этой сети распространяется более 300 наименований газет и журналов.

Еще один шаг для укрепления независимости издательского дома – создание  собственной полиграфической базы. В 1997 году вся заработанная за первые годы прибыль была вложена в приобретение оборудования. Сегодня в типографии «Алтапресс» печатается помимо собственных еще 17 газет и журналов, не только краевых, но и, например, из Новосибирска, Омска, Кузбасса и Казахстана.

В 2001 году компания построила первое собственное здание, а в нынешнем году запущено новое здание типографии «Алтапресс». Наш опыт показывает, что по-настоящему издательский дом может стать независимым только тогда, когда он в состоянии на собственные средства поддерживать полный цикл своего производства.

Компания меняет среду 

На пути, который мы прошли за последние два десятка лет, нас  подстерегало много опасностей и соблазнов. Закон всякого бизнеса: производить только то, что продается. В нашем случае – помимо серьезных изданий еще и развлекательные и рекламные.

Нас подстерегало много опасностей:  принести общественно значимую идею в жертву бизнесу (впасть в «желтизну»), пойти на компромисс с властью, попасть в зависимость от спонсоров; увлечься непрофильным бизнесом. В конце концов, смириться с тем, что наша деятельность не самая доходная. В нынешние времена – тем более.

Три года назад мы с коллегами решили, что можем и должны влиять на формирование профессиональной среды в регионе. Чтобы больше не задавать друг другу один и тот же вопрос: «Где мне взять готового специалиста?»

Общая проблема российской региональной прессы — низкий уровень подготовки кадров, отсутствие у преподавателей  вузов современных представлений о масс-медиа, о требованиях к работе в жестких условиях рынка.

У высшей школы пока нет и не может быть потенциала для того, чтобы в одиночку качественно решить эту проблему. Преподаватели вузов, как правило, не имеют опыта работы в системно организованных СМИ, их знания зачастую носят сугубо теоретический и узкоспециальный характер.

С 2002 года в "Алтапрессе" работает Школа практической журналистики, в рамках которой совместно с Алтайским государственным университетом создана кафедра современных медиа-технологий. В Школе практической журналистики проходят обучение студенты барнаульских вузов, получающих высшее образование в области журналистики, рекламы, связей с общественностью и дизайна. Преподают им сотрудники издательского дома, имеющие большой опыт практической работы.

Наличие независимых качественных СМИ может помочь кардинальному изменению ситуации в стране. Думаю, не все еще потеряно. Этим и объясняется мой осторожный оптимизм. 

Эволюция прессы в России (по Ю. Пургину)

  • 1990-1993 гг. – максимальное доверие читателей, высокий интерес к мнению журналистов, СМИ выходят из-под контроля власти.

  • 1993-1996 гг. – доверие читателей падает, мнения оплачиваются, СМИ попадают под контроль олигархов.

  • 1996-1999 гг. – доверие читателей продолжает падать, расцветает черный пиар, газеты погружены в информационные войны.

  • 1999-2001 гг. – читателей интересует мнение журналистов, власть пытается восстановить контроль над СМИ.

  • 2001-2004 гг. – рейтинг доверия к прессе в несколько раз ниже рейтинга доверия к президенту, СМИ подпадает под контроль власти.

  • 2004-2006 гг. –   интерес к прессе стремительно падает, растут тиражи «желтых» газет и журналов,  пресса помогает формировать удобную для власти «реальность».

  • 2006-2008  гг. – государство вновь выступает главным игроком на рынке СМИ, расцветают пропаганда и пиар, СМИ захлестнула волна консюмеризма, информирование и дискуссии переносятся в Интернет.

  • Конец 2008-2009 гг. – СМИ тяжело переживают экономический кризис, государство поддерживает только собственные СМИ, кризис традиционных медиа.

"Журналистика и медиарынок", № 1, 2010


 


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.