Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

ПИШИТЕ ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЯМ


Во всей большой России мало кто всерьез занимается молодежными и детскими изданиями. Считается, что детская или молодежная газета — это так невыгодно, так много проблем с контентом, а главное —  с аудиторией. 

Когда я листаю свое «ЧАДО», где на каждой страничке материалы наших постоянных юных корреспондентов и читателей, понимаю, что выше означенные проблемы нас не мучили.

Для того чтобы дети и молодые люди захотели читать черно-белую газету, а не глянцевый полноцветный журнал, надо быть, прежде всего, готовым к постоянному творчеству совместно с ними. А еще, наверное, надо быть немного альтруистом, не думать о деньгах и не бояться их постоянного отсутствия. 

Детям гонорары ни к чему

Август 1993 года. Редакционно-издательский комплекс «Земля» учреждает новое издание - газету для детей и молодежи. Название выбирается по результатам читательского конкурса  - «ЧАДО». 

Первый номер выпускается на средства неравнодушного предпринимателя, оплатившего и бесплатную для читателей доставку по школам и организациям города. "Чадо" - газета для детей до 16 лет, выходящая два раза в месяц на 8 полосах с материалами из Интернета и «детскими новостями» из местных СМИ. 

Проходит презентация газеты в драмтеатре с проведением масштабного фестиваля школьных газет, выступлением танцевально-музыкальных коллективов и дискотекой.

Начинается работа по привлечению читателей: «Мистер и Мисс ЧАДО» — первый фотоконкурс, ставший впоследствии популярным и продержавшийся на наших страничках почти 10 лет. Родители, бабушки и дедушки с удовольствием присылают фотографии своих чадушек, которые печатаются на первой полосе с указанием имени, возраста и места жительства ребенка. Победители получают призы. ГлавныЙ приз, конечно, - публикация фото в газете.

Спустя три года странички приобретают постоянные названия: «Партейные вести», «Домовенок», «Школа ЧАДО» и другие. У газеты появляется постоянный редактор — учительница, филолог. Ее бывшие ученики становятся первыми корреспондентами газеты, рассказывают о событиях из школьной жизни.

Появляется рубрика «Письмоноша», в которой публикуются отзывы читателей, их пожелания газете. Редактор оказывается хорошим организатором, ее школьные связи помогают при организации летней Школы юнкоров Забайкалья (ребята называют ее «наша ШЮЗня»).

Школа проходит каждое лето а базе  местного лагеря детского отдыха. Ребят обучают профессиональные журналисты, на ТВ показывают«Дневник смены ШЮЗ», на страничках «ЧАДА» публикуются ребячьи впечатления. Это создает особую творческую атмосферу.

Все это проходит спонтанно: ребята пишут о чем вздумается, тематика не разработана, содержание — случайное, хотя и не лишенное интереса.

Мальчишки и девчонки сами придумывают конкурсы и викторины, сами делают призы для победителей.

Газета выходит на 16 полосах, первая полоса цветная, точнее, одноцветная (каждую неделю «окраску» меняют для разнообразия). 1998 год приносит редакции хороший подарок. Один из юнкоров и по совместительству верстальщик газеты находит в Интернете программу грантовой поддержки изданий для детей.

Редакция, отправив заявку и проект в Фонд Евразия, получает крупную сумму. Деньги тратятся на летнюю ШЮЗ и  выпуск учебной брошюры по журналистике для детей, поездки редактора и юнкоров по области, гонорары юнкоров.

В оплате юнкорской деятельности кроется подвох.

Когда ребенок пишет безвозмездно, он творит, он это делает от души, как только чувствует «вкус» денег, снижает свой творческий потенциал. Подросток — не кормилец семьи, оплатой за его труды должны быть атмосфера творчества, радость первых успехов.

Те, кто получал гонорары, стали писать меньше, а потом зазнались, «заболели звездной болезнью».ю ушли из газеты, как только кончились грантовские денежки. Теперь не платим гонорары юнкорам.

Главный капитал 

В 2003 году трагически погибла редактор «ЧАДА». Тут же последовал спад юнкоровской активности. Газету выпускали разные люди. Опять стали публиковаться материалы о звездах из Интернета, чужие фотографии, истории о несчастной любви. Чадовский кризис, или газетное межсезонье текли до сентября 2005 года.

В это время я и пришла в газету. Верстальщица вздохнула с облегчением, свалив мне на стол охапку писем за последний месяц (был сентябрь, детки накопили впечатления о летних каникулах и потому писем было больше чем обычно).

Получила и журнал учета входящей корреспонденции. И очень этому обрадовалась, потому что у меня появился  главный капитал газеты - адреса юнкоров и постоянных читателей.

Журнал учета я перечитывала по вечерам, а по утрам писала письма ребятам. Кроме того, в свой первый «самостоятельный» номер разместила два небольших объявления — на первой полосе приглашение для юных художников: принять участие в оформлении газеты и присылать свои рисунки.

Второе объявление на второй полосе выглядело так:

«Все, кто любит наше «Чадо» На досуге почитать,

А еще статью-другую В свежий номер написать,

Мы зовем: - Объединяйтесь! Заходите в гости к нам,

Не ленитесь, не стесняйтесь, Здесь всегда мы рады вам!

Дорогие читатели и юнкоры,

каждую вторую субботу месяца жду вас на чай для общения, творчества и планирования.

Редактор С. Гончаренко».

Их знают в лицо

И письма пошли, и подростки потянулись в редакцию. Вот так началась моя «эпопея»… Уже через два номера после этого я напечатала нашу первую анкету, началась работа по оформлению газеты.

Изменили контент первой полосы. Там появились «Сегодня в номере», тематические стихи, «живые» фотографии (на них были ребята из школ города, учителя, родители читателей, виды нашего города и его окрестностей и т.д.), объявления редактора и организаций, работающих с детьми и молодежью.

Решили публиковать фотографии наиболее активных авторов. Ребята пермены оценили и стали присылать не только рисунки и фотографии, но и интересные заметочки о своей школьной жизни, потом пошли и проблемные материалы, событийные репортажи.

Поднялась подписка. Продолжая публиковать анкету, мы узнали, что ребята хотят видеть тематические номера. Первым был спортивный номер, потом — музыкальный. Одна учительница предложила посвятить целый номер жизни ее класса. Сделали — номер прошел на ура!

После первых успехов мы поставили задачу: набрать команду из 10 активных юнкоров для работы по тематическому плану на ближайший год, увеличить подписку. Весной 2006 года у нас было уже не 10, а 30 юнкоров (18 из которых жили в области).

Подписка стабилизировалась. Писем стало столько, что материалов хватало на пять-шесть номеров вперед. В августе 2006 года запустили читательское голосование - «Юнкор года», чтобы выявить наиболее популярных авторов.

Вот радость-то ребятам была — узнать, что их материалы ждут, что их знают даже в лицо (фото пригодились!).  

Мы проводим встречи с читателями в библиотеках, в школах. Проводим презентации проектов. И вот что еще важно. Надо писать письма юнкорам и упоминать имена активных ребят в газете в колонке или на страничке редактора, по любому поводу.

Писать письма — это трудно, на это нужно много времени, но эти письма — показатель неравнодушия редактора к читателям. Нигде во взрослых СМИ этого не делают, да и в молодежных тоже. Так и пишут: «В личную переписку с авторами редакция не вступает».

У меня это своя «изюминка». Ребята приходят в редакцию прежде всего ко мне, чтобы получить задание, поднять настроение иногда себе, а иногда и мне, поделиться радостью, найти понимание и поддержку в трудной ситуации, за советом… А уж сколько они мне СМС отправляют и по электронной почте пишут, сколько звонят!

Рог изобилия

Расшевелить читателя можно и нужно систематическими совместными акциями под кодовым названием «Проект». Проектирование помогает отслеживать внимание читателя, прогнозировать результаты и видеть, насколько газета продвинулась вперед. Но самое главное — проекты подталкивают читателей к совместной деятельности с редакцией.

Сначала мы занялись проектом «Трибуна детства», основой которого была организация на страницах газеты и в стенах редакции дискуссионного клуба «Импульс». Ребята получили полную свободу слова. Сейчас благодаря «Импульсу» у нас публикуется много материалов на злободневные темы, острых, «зубастых».

Кроме того, это площадка для общения молодежи, подростков не только друг с другом, но теперь и со взрослыми (учителями, родителями, психологами, инспекторами милиции). А еще с помощью этого проекта мы начали проводить «День газеты «ЧАДО» в школе» — мероприятие в виде праздника по школам города и района.

2007 год стал для редакции годом еще одного социально значимого проекта. Вместе с фотостудией мы задумали и реализовали проект «Детство без наркотиков», который привлек более 300 участников и имел большой общественный резонанс. Одно плохо — партнеры «сошли с дистанции» под конец проекта, когда надо было вручать призы победителям конкурсной программы.

По случаю пятнадцатилетия газеты разработали проект «Радость жизни в содружестве с газетой «ЧАДО»». Он включает конкурсную программу и ряд мероприятий для юнкоров и читателей. Это и дни газеты по школам и библиотекам города, и встреча друзей газеты, и пресс_конференция (на ней юнкоры сами будут рассказывать местным СМИ о своем издании), и выставка детско_юношеских рисунков, которые печатались в газете за последние три года.

А еще параллельно реализуем проект «Семейная летопись», поскольку этот год объявлен Годом семьи. Идею этого проекта «родили» сами читатели, прислав несколько интереснейших материалов по этой теме, со старинными фотографиями из семейных альбомов.

Одна девочка даже прислала схему своего «семе

йного древа». Материалы — «как из рога изобилия», осталось только выбрать лучшие, наградить победителей. 

Вперед, юнкор!

Ежегодно юнкорский состав обновляется, ребята уходят во взрослую жизнь, хотя многие продолжают читать газету и писать. 

Важный элемент работы с юнкорами — конкурс «Вперед, юнкор!», проходящий обычно в феврале-марте. В нем могут принять участие ребята 12—17 лет. Те, кто прошел этот этап, официально становятся юнкорами газеты и их материалы публикуются в первую очередь.

Следующий этап — это «Школа основ журналистики для подростков», программу которой я разработала специально для подготовки ребят к сотрудничеству с редакцией.

Школа основ журналистики длится с сентября по апрель ежегодно. На занятиях присутствуют по 7—8 ребят (в 2007 г. бывало по 12 человек). Полчаса — теория, занятия ведут профессиональные журналисты.

Потом час практики или тренинга. Для тех, кто проходит повторный курс, есть задания «повышенной трудности», и они уже сами проводят часть занятий для новичков.

Знания и навыки журналистской работы приносят ребятам уверенность в себе. Сколько восторга после первого самостоятельного интервью, репортажа! А опросы на улицах города и в школах — это целое событие!

И как приятно потом видеть свои материалы не только на страницах «ЧАДА», но и во взрослой газете «Земля» (так мы поощряем лучших).

Сейчас мы планируем стажировки в редакциях других газет города для тех, кто хочет связать свою жизнь с журналистикой. Ребята смогут поработать вместе с профессиональными журналистами_кураторами бок о бок.

Многие наши бывшие юнкоры уже давно работают в СМИ не только Забайкалья, но и в других регионах России.


Автор — редактор газеты для детей и молодежи «ЧАДО», г. Чита.

"Журналистика и медиарынок", № 7, 2008.

 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.