Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Большое сжатие

В девяностые случился Большой взрыв, наша Вселенная стремительно расширялась. Чуть ли не ежедневно рождались газеты, журналы, телеканалы. Мы были чемпионами по числу средств массовой информации на душу населения.

— Зачем вам столько? — воскликнул норвежский редактор, выслушав наши гордые рассказы о городках, где издаётся по десятку газет. Не понимал, где они берут кадры, рекламу, читателей. Мы тоже не знали, догадывались, что в этом бизнесе главное звено не аудитория — спонсоры.

Фраза про власть, газеты и пароходы, сказанная чуть ли не в прошлой жизни заставила трепетать наше сообщество. «Станем пилотным регионом с независимой прессой!» — предлагал романтик частный издатель угрюмо молчащим муниципальным коллегам. Я их понимал — отдалённая, неплотно населённая, экономически неразвитая территория, какой уж тут едиабизнес.

Всё случилось с точностью наоборот — у частной прессы проблем многократно прибавилось, и если бы не федеральные деньги, многие вообще бы закрылись. Муниципальные телекомпании, бурно разросшиеся в прошлом веке, стали чахнуть из-за безденежья ещё лет десять назад, а переход на цифру подписал окончательный приговор, хотя кто-то вещает в кабеле, кто-то обещает жить долго и счастливо в Интернете.

Непременный атрибут советского быта — проводное радио мы уже подзабыли, а на эфирных каналах, замолкающих в нескольких десятках километрах от города, всё песни-пляски да праздные разговоры. Что ещё в активе? Федеральные мультиплексы, несколько общенациональных газет, часть из которых усохла до размера лучших районок, областные издания, в основном существующие в статусе обязательного артефакта, да муниципальные газеты — живучие существа, не избалованные ни излишним вниманием, ни серьёзными деньгами.

Но и часть местной прессы сжатия не избежала. Активные — те, кто делятся своим опытом и внедряют чужой, ездят на форумы и семинары, участвуют в конкурсах, в профессионализме сравнялись со столичными снобами и не падают духом. Пассивные — те, кто редко вылезает из норки, сжимаются в анабиозе, ожидают когда «почта будет работать как в советские времена», деградируют год от года.

— Вечно ты игнорируешь Интернет! — обижаются рьяные поклонники всего нового и передового. — Смотри, как много там новых профессиональных проектов! А ведь изобилие мнимое, несколько гигантов, десятки середнячков, ещё немного россыпью, и безудержное самовыражение масс, не сомневающихся в том, что они честнее, интереснее и полезнее журналистов.


Владимир КАСЮТИН

"Журналистика и медиарынок", № 09-10, 2019


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,