Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 10
ПлохоОтлично 

 Поручение газеты глава выполнил

Московских коллег удивило, что на встречу вместе с коллективом «Змеиногорского вестника» приехали глава города Змеиногорска и его заместитель. Нас даже по телефону несколько раз переспрашивали: «А они точно приедут?» Мы, удивляясь этому вопросу, отвечали: «Конечно!»


В феврале нынешнего года у нас в Алтайском крае прошел семинар Фонда развития информационной политики, который стал наградой нашей газете «Змеиногорский вестник» за победу в конкурсе «Власть. Общество. СМИ — Информационное партнерство».

Вкус свободы заразен

Возможно, для каких-то наших коллег эта ситуация покажется тоже в чем-то необычной, особенно если знать, что Змеиногорск находится почти в 400 километрах  от Барнаула, на улице февраль со всеми сибирскими «прелестями» — гололедом, шквальным ветром и бураном. И едут! И это при том, что наша газета не оды главе публикует, а критикует и анализирует. Короче, нелицеприятных вещей на страницах много: ведь жизнь в маленьком населенном пункте Сибири не просто далека от идеала, а иногда….

Как же нам удалось сформировать такие отношения, что мнение населения, ведь именно люди — главные партнеры и газеты, и ТВ, а также недавно открытого сайта, стало важным для представителей власти при определении и тактических, и стратегических задач территории?

Все произошло не вдруг и не сразу. Мы вместе прошли почти девятилетний, весьма извилистый путь от полного непонимания к действительно партнерским отношениям. Девять лет назад мы жили, как все: носили в администрации свои материалы, смиренно выслушивали разносы чиновников, скрывали проблемы: «Разве можно об этом говорить?!». А потом вдруг решили: «Все! Баста!» — и пустились в борьбу, словно слетев с тормозов.

Ничего хорошего это не принесло. Тогдашний глава города потребовал увольнения редактора и меня, в ту пору его зама. Но коллектив уже закусил удила — «вкус свободы» заразен. В первой схватке лоб в лоб мы выиграли. «Потрепанные, но не побежденные» решили двигаться дальше. Куда?

Для начала решили привести в порядок свои юридические документы. Выбрали форму собственности АНО и почти год (!) бегали по инстанциям, оформляя разные бумаги.

Наши администрации вошли в состав учредителей вначале на равных правах владения уставным капиталом, затем мы «отвоевали» себе большую долю: так что сегодня у коллектива АНО эта доля 76%, у наших соучредителей было по 12% (до недавнего времени у нас существовало два муниципалитета). 

Круг безопасности

Вроде «круг безопасности» очертили, но опять возникли вопросы: а дальше что? Ругаться, изводить друг друга придирками, которые падают в пустоту? А результат? Людям-то от этого легче станет? Ну, похихикают, порезвятся, а толк-то какой?

Мы поняли, что надо находить какие-то варианты решения проблем территории всем вместе: обществу, власти, СМИ. А для этого информационному центру необходимо стать своеобразной диалоговой площадкой, где каждый, подчеркиваю, каждый имеет право на свое мнение. И выбрали путь составления и реализации определенных социальных программ для решения проблем территории.

Часть из этих проектов выставляем в качестве заявок на гранты, получаем дополнительные средства не только на развитие предприятия, но и на развитие территорий.

К примеру, проблема семей социального риска актуальна сегодня? Да! У нас некоторые села всем составом дружно спиваются, дети брошены, запущены и т.д. Мы пять лет реализуем проекты по защите прав семьи и детей. Более 150 детей переданы в рамках акции «Я хочу к маме!» в новые семьи, а еще создали клуб родителей-опекунов, родительский совет, разработали совместно программу поддержки семей.

При АНО работают консультационный пункт — юрист и психолог и т.д. Или проект, о котором я уже рассказывала в «Медиарынке»: «Буренку — в каждый двор!». Количество владельцев личных приусадебных хозяйств (ЛПХ) за год выросло на 50%, и не падает. Или проект «Поедем, любимая, в деревню жить…» — молодых специалистов заманивали по всему краю, семь человек приехали и довольны, работают…

Уже предвижу возражения — хорошо осуществлять проекты на полученные средства, а у нас на зарплату не хватает… У нас тоже бывают проблемы, да и не все проекты получают гранты, но ведь можно решать проблемы территорий не только таким образом. Мне кажется, впрочем, я не претендую на истину в последней инстанции, что если редакция (и редактор) озабочены в первую очередь не своими проблемами, а жизнью своих читателей, то и разговор с властью строить легче.

Если ходить к главе только с одной песней: «Ой, нам тяжело, дайте денег» — то, разумеется, в определенный момент услышишь хозяйский окрик: «Куда? Место!»

А если идти с конкретными предложениями типа «Давайте вместе подумаем, как создать программу «Молодые кадры», может, в наших больницах не одни пенсионеры работать будут» — реакция совсем другой будет.

Главы администраций в основном вменяемые люди. Процент хамов, самодуров во власти не больше, чем в других социальных кругах. У нас на двух территориях за эти годы было четыре главы. И сегодня со всеми работаем нормально. Когда главы видят, что вы так же, как и они (по крайней мере, в своих предвыборных программах), планируете помочь территории — аргументы «Зачем вы эти темы муссируете?» исчезают.

Ну, не попрешь же в самом деле против тех, кто тебя избрал! Поэтому стоит попробовать высказывать нелицеприятную правду через читателей, а не только вещать журналистам. Мы ведь не боги, и ошибаться можем.

У нас в газете (она еженедельник, 24—28 страниц) обязательно есть так называемая тема номера: проблемный, критический, аналитический материал, который готовит не один человек, а группа журналистов с привлечением общественности. Пишем о дорогах — обязательно публикуем точки зрения людей, их предложения, комментарии независимых экспертов и даем слово власти — пусть поспорят. А потом, смотришь, деньги на ремонт этих ям и рытвин в бюджет заложили.

В этом году открыли дискуссионный клуб: спорим на самые разные темы — от электоральной культуры до необходимости сохранения в городе памятника Ленину. Мы планомерно приучаем и власть, и общество к цивилизованному и открытому решению проблем. Что-то получается, что-то нет. Но процесс интересен всем.

Взять под козырек несложно

…В прошлом году губернатор предложил нашим территориям стать единым образованием, то есть объединиться. Идея эта давно витала в воздухе и несколько раз всплывала на референдумах, но то город, то район голосовали против. Хотя, конечно, смешно говорить о городе, где население 12 тысяч человек, и районе с 11-ю тысячами.

Можно, конечно, было «взять под козырек» и начать пиарить эту идею, добившись обратного результата. Протестное мышление в обществе сильно по вполне объективным причинам: ведь живем мы очень трудно — а тут опять власть чего-то изобрела! В провинции к реформам относятся, мягко говоря, скептически.

Мы опять-таки решили, что людям надо дать возможность самим принять решение, честно показать плюсы и минусы данного плана. В редакции сразу же после того, как Советы депутатов приняли решения о проведении референдума, начала работать «Горячая линия: в газете — «Объединение», на ТВ — «Свободный микрофон», вели сбор предложений в Концепцию развития объединенной территории. Все это публиковалось в газете, показывалось по ТВ — люди слушали, спорили и приняли решение — плыть дальше вместе.

Правильный ли выбор мы сделали — покажет время (хотя сейчас жаловаться не на что). Но если мы ошиблись, значит, ошиблись сами, а не по указке вышестоящей власти. И если раньше миссию нашего АНО мы формулировали: «Земляки, мы работаем для вас!», то сегодня она звучит иначе: «Мы работаем вместе!» Разумеется, работать так неимоверно сложно.

Проще, наверное, рассказывать «об умном и гениальном», заполнив о нем, любимом главе, губернаторе и т.д., страницы газеты, но мы так уже не можем.

Стыдно людям будет в глаза смотреть. Они ведь живут рядом с нами и молчать не станут. Сами приучили: чуть что не так, сразу звонят и высказываются прямо. Так что спокойная жизнь не для нас…

И в заключение один маленький эпизод. Недавно звонит глава администрации нашего большого теперь района и говорит: «А мы ваше поручение выполнили…». Спрашиваю: какое? Оказывается, в субботу он прочитал в газете письмо жительницы поселка Отрада, что малыши ходят в школу на центральную усадьбу пешком (7 км!), и уже в понедельник решил проблему.

Теперь этих ребятишек в школу возит автобус. Заведующая отделом образования с нами перестала здороваться. Переживем. Главное — у детей все в порядке.

 

АНО «Редакция газеты «Змеиногорский вестник» ВКЛЮЧАЕТ три СМИ:

  • газету «Змеиногорский вестник» (24—28 стр. формата А3 раз в неделю), тираж — 5300 экз.,

  • «ТВ — Змеиногорск», объем вещания три часа в неделю, выход четыре раза в неделю,

  • сайт, появившийся в мае 2009 года, с лентой новостей, форумом и т.д. Адрес сайта:www/zmnvest.ru.

  • Число работающих — 24 человека, в штате информационного центра — 20 человек, журналистов — 12,

все они работают методом «трансформеров», то есть умеют делать все: и телесюжеты, и газетные материалы, а теперь и интернет-новости готовят

 

Автор — редактор АНО «Редакция газеты «Змеиногорский вестник».

"Журналистика и медиарынок",

№ 6, 2009.

  


 

 



 



Михаил Мамчич Афоризмы

История еще не знает таких примеров, которые нельзя было бы скрыть.

Ваше мнение

О чем в нашем журнале надо рассказывать чаще?