Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

НЕ НАДО ЛИШНИХ СЛОВ: В ГОД КОЗЫ - ГЕРОЙ КОЗЛОВ!

То, что детские образы помогают продавать товары для взрослых, известно давным-давно. Не случайно еще совсем недавно закон о рекламе запрещал это. Но, как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно.

Париж выиграл брат

Особенно в газете, которая обладает недоступными для других рекламоносителей возможностями. Вот как мы работали с детьми в «Брянской газете», которую я возглавлял. 

Начинали мы, как и большинство наших коллег, с детской страницы. Логика проста: некоторые станут покупать газету, чтобы читать ее детям, а полюбившие нашу страницу дети, став взрослыми, будут приучать к ней своих детей.

Страницу делали совместно с журналом «Миша», и она получалась довольно интересной. Но ожидаемого роста тиража не наблюдали. Одна из причин — отсутствие возможности выпускать цветную газету, а черно-белая детям неинтересна.

Другая причина неудачи в том, что даже самая замечательная полноцветная газета не может публиковать большой объем материалов для детей. То есть купит мама еженедельник, чтобы почитать малышу на ночь, а следующим вечером что она будет читать? Не проще ли купить детский журнал или книжку?

Порассуждав так, от детской страницы мы в конце концов отказались. Перешли к конкурсам для детей от 12 до 16 лет. Но первая же наша попытка, увы, закончилась неудачей.

В длившемся три месяца конкурсе главной наградой за победу была поездка в Париж. Она досталась мальчику, который, как выяснилось ничего не знал ни о Франции, ни о французах. Все ответы написал за него старший брат, который с детства грезил этой страной. 

Потом мы, конечно, свою ошибку исправили — ввели заключительный очный тур. Но, как говорится, осадок остался: поэтому такой конкурс мы стали проводить для взрослых, и он пользовался большой популярностью. Для детей решили придумать что-нибудь проще и полезнее.

И ещу одна ошибка — конкурс «Ребенок с обложки». Правила были просты: родители приносят в редакцию фотографию своего сына или дочери с указанием имени и даты рождения, а мы публикуем еу в разделе «Гороскоп», иллюстрируя соответствующим снимком прогноз для конкретного знака зодиака.

На обложку попадал тот ребенок, который получал наибольшее количество купонов (бланк публиковался на этой же странице). Победитель обычно набирал 200—300 «за». Можно представить, сколько экземпляров приобреталось только ради того, чтобы увидеть своего ребенка на обложке!

Но именно это и стало проблемой. Несмотря на популярность конкурса, аудитория газеты сузилась. Более того, обложка «просила» что-нибудь актуальное, а самым актуальным у нас были мальчик или девочка. 

Это заметили и рекламодатели, которых мы начали терять. Поэтому от затеи, которая обещала увеличение тиража, пришлось отказаться. А заключительным аккордом конкурса стал приуроченный к Дню защиты детей большой праздник, устроенный редакцией в Театре юного зрителя, и все «обложечные» дети получили замечательные призы от спонсора.

О спонсорах скажу особо. Дело в том, что все свои конкурсы мы проводили исключительно при их поддержке. Выгода была обоюдной и для редакции, и для деловых людей, поскольку информация о них распространялась одновременно с информацией о конкурсе. Спонсор получал место для рекламы плюс, естественно, постоянное упоминание о себе на страницах газеты.

К сожалению, нам не удалось, хотя очень хотелось, организовать интеллектуальное состязание, победитель которого получал бы право обучения в одном из престижных вузов региона за счет средств редакции или спонсора. Этот конкурс мог бы привлечь к газете внимание обширной аудитории — молодых людей, стремящихся получить бесплатное образование (а также и их родителей). До сих пор думаю, что идея хорошая. Может быть, кому-то пригодится.

Начиная с рождения 

После тщательного анализа редакция определилась, что именно будет писать для детей и о детях. Получился следующий набор.

Прежде всего, обязательные сообщения с фотографиями о различных успехах детей — в учебе, спорте, художественной самодеятельности. Нет более благодарных читателей, чем счастливые родители, которые показывают газету всем своим родным и знакомым, становясь, таким образом, ее промоутерами.

 

Завели рубрику «Человек родился!» В загсах города разместили объявления о том, что в газете можно опубликовать сообщение о рождении дочери или сына. Желающие при регистрации новорожденного могли тут же в специальном журнале записать фамилию, имя, отчество родителей и ребенка, дату его рождения.

Раз в неделю наш водитель объезжал загсы, собирал заполненные страницы журналов.

И в ближайшем номере под заголовком «Человек родился!» появлялись новости: «13 марта у Елены и Вячеслава Яковлевых родился сын Никита», или «14 марта у Любови Костроминой родилась дочь Полина»… Завершали этот замечательный перечень поздравления родителям от главы города и благодарность работникам загсов.

Хочу заметить, что эта рубрика, занимающая примерно четверть газетной полосы формата А3, делала страницу весьма привлекательной и для рекламодателей — рекламировались детские товары.

Тематическая страница «Педсовет». Разнообразные советы и рекомендации по воспитанию детей и школьному образованию. Здесь же колонка «Советы педагога», которые давал в виде ответов на вопросы читателей заслуженный учитель России. Рубрика «Ищу маму!» — о детях-сиротах. И гвоздь сезона — конкурс «Ребенок года».

Конкурс для Мартышки

Идея пришла в год Козы. Почему-то подумалось, что в школе не очень сладко живется детям с фамилиями Козлов, Баранов и, тем более, Козленок. Именно для них и был придуман самый интересный, но в то же время самый трудоемкий и продолжительный конкурс.

Его девизом стала рифмованная строка «Тут не надо лишних слов: в год Козы герой — Козлов!». Участниками конкурса были школьники до 11 лет, носящие «фамилию года», не только Козловы (их было большинство), но и Козочкины, Овчинниковы, Баранчиковы…

Начали со школ. Управление образования города дало возможность выступить на еженедельном совещании директоров. Мы рассказали им о конкурсе и попросили содействия — подобрать детей определенного возраста с соответствующими фамилиями, которые учатся только на «4» и «5», и направить их данные в редакцию. Просили также сообщить, чем эти дети увлекаются, в чем добиваются особенных успехов. Но для большинства руководителей учебных заведений это оказалось непосильной задачей. Оставались считанные недели до подведения итогов конкурса, даты объявления победителей (1 июня), а у нас не было ни одного кандидата, то есть не было сведений об участниках.

Тогда обратились за помощью к депутатам горсовета, многие из которых сами работали в школе. Дело сразу сдвинулось с мертвой точки. Почему расписываю это подробно? Потому что была явная недоработка редакции.

Во-первых, надо было сразу создать специальную рабочую группу по организации конкурса и возложить на каждого конкретные обязанности (это было сделано, но лишь в мае). Во-вторых, с директорами школ надо было работать регулярно, а не от случая к случаю. В-третьих, для раскрутки конкурса нельзя было ограничиваться анонсами в газете, стоило привлечь и другие средства рекламы, в частности расклеить в фойе школ красочные объявления.

Хотя наше обращение к депутатам сыграло свою роль: на конкурс обратили внимание муниципальные власти. Руководители областного центра и его районов не только пришли на праздник, но и поздравляли победителей, вручали им подарки.

Естественно, что награждению предшествовало подведение итогов. Сразу было оговорено, что никто из победителей без приза не останется. В результате награды получили 10 мальчиков и девочек с фамилиями Барановы, Козины, Овчинниковы, Козловы, Овечкины, Козленок.

В каждом ребенке нашли что-то выдающееся. Поэтому кто-то получил титул «Мисс Талант», кто-то — «Мистер Мускул», были также «Мисс Очарование», «Юный филолог», «Мистер Виртуоз»…

 

Финал конкурса проходил в том же Театре юного зрителя, куда получили приглашения победители, их родители, одноклассники и учителя. По заказу редакции ТЮЗ дал интерактивный спектакль, то есть прямо во время действия устраивались состязания для зрителей, которые выходили из зала на сцену и помогали героям спектакля преодолевать трудности и побеждать врагов (то они «строили мост», то «прокладывали дорогу», то забивали на скорость гвозди). Всем этим «актерам» доставались призы. А финал спектакля перерос во вручение наград победителям конкурса.

Все призы были предоставлены спонсорами (или приобретены за их счет). Общие затраты редакции по проведению этой акции, включая показ сюжета из театра по областному телевидению, составили всего 800 долларов. Зато разговоров об этом мероприятии хватило надолго. Интерес к газете и читателей, и рекламодателей возрос многократно.

Одна мама, обратившись в редакцию, спросила, будет ли проводиться аналогичный конкурс в год обезьяны?

— Видите ли — ответили ей, — нет в нашем регионе «обезьяньих» фамилий.

— Как же нет, — возмутилась мама, — мою дочку в школе Мартышкой называют, потому что мы — Мартыновы 

Автор — старший преподаватель факультета журналистики Университета Российской академии образования.


 



 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.