Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Дискуссия

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДРЕССИРОВКА

Круглый стол авторов и читателей нашего журнала «Журналистика и медиарынок» «Настоящее и будущее местных СМИ» особенно запомнился внезапно вспыхнувшей острой, но что нынче бывает очень редко, корректной полемикой.

Атаки и контратаки на районки

- Я как редактор не получал от властей никогда никаких указаний. Советы были, вполне разумные, такие, например: хорошо бы написать про туберкулез и наркотики. В остальном - абсолютно свободный выбор тем. Я ни разу не ходил на планерки к главе администрации, откровенно сказал Владимир Сиденко, редактор одной из самых тиражных районных газет России - «Георгиевские известия» (Ставропольский край).

– У нас не одна страна, а много стран и в каждой люди по-разному живут, – заметил ведущий Владимир Касютин. – В каждом регионе есть свои особенности, специфика. Очень много зависит от личности редактора. Если редактор может поставить себя так, чтобы не ходить на планерку – это замечательно. Но сможет ли ваш преемник остаться на этой позиции? Не уверен.

– Я смотрю районные газеты – сплошные поздравиловки. Открыл – закрыл, нечего читать. Умирает «Молодой коммунар» - одна из лучших молодежных газет. «На смену» в Екатеринбурге закрыли. Это же беда! Потому что организационно-правовая форма, в которой существуют газеты, нужна только чиновникам. Им нужна такая форма, чтобы руководить и чтобы денег не платить, – это мнение Владимира Тулупова, декана факультета журналистики Воронежского государственного университета.

Власти не имеют никакого представления о том, чего хотят читатели, – считает Людмила Кейбол, редактор газеты «Змеиногорский вестник» (Алтайский край). И газета не дает властям этого понять. Вот будем публиковать с первой до последней страницы фотографии любимых и уважаемых глав администраций, а также бесконечные интервью с ними, так откуда им знать, чем люди болеют и чего они хотят.

Потом прозвучала та резкая реплика журналиста Георгия Янса «Одинцово-ИНФО» (Московская область), которая и вызвала полемику, о которой мы упомянули. А реплика? Вот она.

– То, чем мы здесь сейчас занимаемся – это переливание из пустого в порожнее, проще говоря – демагогия. О какой тематике районок может идти речь? Борьба хорошего с очень хорошим и битва за урожай – вот главные темы. Что мы можем обсуждать, когда журналисты явно заточены на обслуживание власти. Здесь в основном представлены муниципальные газеты.

У вас, господа, одна почетная обязанность – служить власти.

Исходя из этого служения, вы должны делать все остальные выводы. Вот так-то!

– Я этот упрек не принимаю – продолжил тему Владимир Касютин. – В стране есть много совсем других газет. Бывало, что примитивные листки превращались в приличные газеты. Да и с властями отношения складываются в разных местах по-разному. Вы сейчас в этом убедитесь.

Дадим слово чиновнику, подчеркну – хорошему чиновнику. Он одно время работал начальником Ульяновского управления по массовым коммуникациям, а сейчас – помощник губернатора. Там многие до недавнего времени беспомощные газеты за очень короткий срок превратились в привлекательные по дизайну и по содержанию. И с рекламой там не так, как у большинства.

Ульяновская схема

Принимайте меня как представителя власти, я нисколько этого не стесняюсь, – начал свою речь Сергей Давыдов, – Критика, которая здесь прозвучала, многими редакторами воспринята болезненно. Но – признаемся каждый сам себе – в критике этой много справедливого. У нас в области существует своя схема взаимоотношений прессы и власти.

Муниципальные и районные газеты находятся в областной собственности. Когда районщики пишут о местной власти, находясь в собственности областной, им гораздо проще себя вести и позиционировать. Областные власти не вмешиваются слишком сильно, часто указивок не шлют. Влияние, конечно, есть и выражается оно в деньгах по договорам на информационное обслуживание.

У нас у газет две организационно-правовые формы – автономные учреждения и государственные учреждения. В 2008 году мы начали преобразовывать госучреждения в автономные и были в этом деле одними из первых.

Взяли пять газет с наилучшей рентабельностью (70% у них была рентабельность) преобразовали в автономные, одна из газет уже стала прибыльной. Форма автономного учреждения предполагает большую финансовую свободу, создает больше стимулов для творческой работы.

Фонд развития информационной политики провел в Ульяновске семинар. Практически без споров было признано, что государственная форма губительна для СМИ. Она ущербна, она не дает возможности нормально работать.

Вопрос собираются обсуждать на федеральном уровне, хотя я не думаю, что он будет положительно решен. Но мы для себя приняли политику постепенного перехода газет в форму автономных учреждений. В Новосибирске тоже осуществлен частичный переход на эту форму.

Не сразу все это делается. Мы прошли два этапа такого перехода, сейчас заканчивается третий. Конечная задача: чтобы все районные газеты, которые находятся в областной собственности, стали автономными учреждениями до конца года.

Если автономные учреждения в течение двух лет сработают рентабельно, будем ставить вопрос об их акционировании, чтобы они стали нормальными коммерческими предприятиями со стопроцентным государственным капиталом.

О борьбе с кризисом. У нас давно работает система сбора рекламы. В областном центре собираем рекламу для районных газет на сумму от 300 до 500 тысяч рублей в месяц, в год – около 5 миллионов. Подсчитали: на каждую районную газету будет приходиться 150 тысяч рекламных рублей.

Каждая газета сейчас назначает свою цену на рекламу. Иногда она очень завышена. Например, квадратный сантиметр стоит 20 рублей при тираже 3 тысячи экземпляров. Это слишком дорого. Но газета пользуется своим монопольным положением, поскольку она одна в районе. Однако по такой цене рекламу продать невозможно, нереально.

Мы разработали схему рекламы таким образом. Один квадратный сантиметр – полтора рубля на единицу тиража. Что это значит? Если тираж тысяча экземпляров, то один сантиметр стоит полтора рубля. Полоса – полторы тысячи. Если тираж 8 тысяч, то получают 12 тыс. рублей за полосу. У районщиков возникает четкий стимул для увеличения тиража.

Они получают деньги из Ульяновска размеренным потоком. Рекламодатель четко знает, за что он платит, получает рекламу во всех муниципальных образованиях. Это вопрос не только зарабатывания денег для газеты, это вопрос внутриобластной кооперации, вопрос поддержки развития бизнеса. Кризис не только у газет, кризис у всех. Эта схема очень важна для бизнеса в целом, для экономического развития региона.

Вопрос из зала: – Насколько этот опыт устойчив, если власть отойдет в сторону?

– Этот опыт абсолютно неустойчив. Каждый редактор, если он предоставлен сам себе, руководствуется своими собственными представлениями. Я как эксперт, как преподаватель кафедры журналистики, могу сказать: положение, в котором находятся сегодня наши муниципальные газеты, несравненно хуже, чем в советские времена.

В своей работе со СМИ в качестве базовой книги я использую «Рабочую книгу редактора районной газеты» под редакцией Ясена Николаевича Засурского, которая была издана еще в 1985 году. Многие советские схемы применимы и сейчас. Нужно только посмотреть на них с точки зрения новой идеологии. А мы, ударившись в эту новую идеологию, полностью отрицаем те управленческие принципы, которые были разработаны до нас.

Не работаем с внештатными авторами, а было когда-то рабселькоровское движение. Не проводим читательских конференций, хотя это отличный метод продвижения газет. Практически нет редакционных советов, хотя это эффективный инструмент взаимодействия прессы с властью.

Замечательно, что появляются независимые газеты.Там работают талантливые люди. Но проблем у них столько, что не каждый выдержит.

Есть у нас одна такая газета. Делают ее молодые люди, практически вдвоем – муж и жена. Делают газету у себя в квартире, а выходит она завидным по нашим временам тиражом – 10 тысяч, распространяется на территории 6-8 районов. Газета полностью рентабельна.

Сейчас семейная чета решила газету продать – собрались на постоянное место жительства в Новую Зеландию. Продают уже год. Пока не продали. Но газета отличная, очень эффективная.

Нам договариваться нельзя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот как отреагировал на выступление Сергея Давыдова издатель газеты «Якутск вечерний» Леонид Левин. Ведущий круглого стола заметил, что якутская «Вечерка» - одна из лучших региональный газет страны.

– Я не сторонник дрессировки газеты. Начинается с экономической дрессировки, а кончается политической. Схема, которая здесь предложена, интересна. Однако не менее интересно было бы узнать, как эту схему воспринимают редакторы ульяновских газет.

Убежден, что в нашем газетном деле причины всего и вся надо искать в себе, а не во власти, не в стране или в чем-то другом. Независимым газетам у нас живется трудно. Кто их только не пасет! Пожарники на них наезжают, правоохранительные органы…

Не буду перечислять. Однако при всем при том надо соблюдать достоинство, которое привело нас в эту профессию. Это очень важное чувство – чувство достоинства. У нас его стремятся отобрать. И многие смирились с этим. Это – большая беда, постигшая все медийное сообщество.

Наша газета выходит с 1994 года. Это годы противостояния, это годы борьбы за то, чтобы власть наконец-то научилась уважать газету, ее право иметь собственное мнение. Сейчас немного полегче. Странное дело: когда стране стало хуже, нам стало легче.

Почему? Да потому что не до нас. Мы теперь уже данность. Ну что с нами делать? В городе живет 280 тысяч человек, а тираж газеты 53 тысячи. Это ее самый низкий тираж, тираж кризисного периода.

Кто-то во власти считает нас желтой газетой. Вообще было бы полезно провести разговор: что такое желтая печать? У нас желтой часто называют ту печать, которая бывает не согласна с исполнительной властью, которая позволяет делать какие-то замечания этой власти, далеко не идеальной, как мы с вами знаем.

Повторю, причину нашего нынешнего положения надо искать в самих себе, а чтобы что-то изменить необходимо мобилизовывать все внутренние свои ресурсы. В конце концов, я понимаю, что мы тоже не вечны. Как повернется колесо жизни? Мы тоже можем рассыпаться. Мало ли что может случиться. Тут ничего нельзя предугадывать.

Мы издаем четыре газеты. Вторая женская – тиражом от 15 до 20 тысяч, это сезонный тираж. Третья газета – информационная, в каждый почтовый ящик. Она вроде бы должна конкурировать с «Якутском вечерним». Но именно она больше всех помогает «Вечерке», потому что собирает огромное количество рекламы.

(Обращаясь к Сергею Давыдову). Я удивился: у вас газета сама не может назначить цену на рекламу. Не ступили ли вы на тот путь, по которому идет Татария. Там создали, как было декларировано, организацию для помощи прессе, которая начинала с финансов, а сейчас она очень похожа на цензурный комитет. Может быть, вам в Ульяновске удастся избежать этого. Но обычно все начинается с благих пожеланий.

Я менеджер и знаю, как важно в менеджменте умение договариваться друг с другом. Но у нас такая профессия, что нам нельзя договариваться друг с другом. Имею в виду прессу и власть. Когда говорят, что с властью надо договариваться, я знаю, чем это закончится. В этом договоре всегда будет одна сторона, второй стороны не будет.

Замечательно, что власть в Ульяновске хочет помочь газетам. Но многое будет зависеть, какие там будут главные редакторы, удачные или неудачные, мужественные или не очень. В основе всего – человек, редактор в данном случае.

Если власть отпустит газеты потом в вольное плавание, это будут нормальные российские газеты, которые будут писать о проблемах вашей области. И обязательно они сами должны своими деньгами распоряжаться.

С журналистикой надо очень аккуратно работать… Как ребенка воспитывать. У нас в стране не хотят и не умеют никого воспитывать, стремятся постоянно заниматься крутыми преобразованиями. В результате масса людей остается в дураках.

Если вы в Ульяновске сумеете помочь районным и городским журналистам, то создадите в области группу уникальных газет и через какое-то время они станут вашим большим подспорьем.

У вас есть прекрасная возможность прославиться на всю Россию. Вы еще молодой чиновник. Очень хочется в вас верить. Успехов вам!


 



 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,