Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Болотова Екатерина, Круглова Людмила

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

ГОЛОС, КОТОРЫЙ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ ЛЮДИ

Два года тому назад, выступая на научно-практической конференции «Профессия – журналист: вызовы XXI века», ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский шокировал присутствующих следующим заявлением: «На мой взгляд, радио умирает, и скоро, лет через пять-шесть, его не будет в том виде, в котором оно существует сейчас.

1. Путь в сеть

Могильщик радио – Интернет» . М. Ганапольский имел в виду, прежде всего то, что Интернет уравнял в правах журналистов и нежурналистов, облегчив доступ к публичной трибуне (микрофону, экрану) для неспециалистов. С другой стороны, Интернет дает возможность получить информацию или узнать экспертное мнение по какому-либо вопросу, не дожидаясь выхода в эфир выпуска новостей или дискуссионной программы.

Точность прогноза известного радиоведущего нам еще предстоит проверить, но нельзя не признать, что распространение Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, в первую очередь, цифровых, поставило классическое радиовещание в ситуацию острейшей конкуренции с новым СМИ. С другой стороны, не менее очевидно, что технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые горизонты перед традиционными СМИ, и радиовещанием в том числе.

Поначалу эфирные радиостанции стали осваивать пространство Интернета для размещения необходимой справочной информации – программы, сведений о ведущих, частотах вещания и т.п. – а затем и текстов передач. В начале 1990-х годов были разработаны форматы, позволяющие распространять в Сети звук, и началась эра Интернет-вещания. Ряд источников считает точкой отсчета 1993 год, когда появилось американское «Internet Talk Radio», первая в мире Интернет-радиостанция.

В 1999 году компания MyCaster презентовала сервис, позволявший каждому желающему создать собственную интернет-радиостанцию. Через год программист американской компании «User Land Software» Дэйв Винер занялся популяризацией RSS-технологии (от англ. - Really Simple Syndication – очень простое приобретение информации). Она позволяет автоматически скачивать в компьютер любую информацию без личного вмешательства пользователя.

В 2002 году в Лондоне создается сервис Last.fm, который предлагает услугу «скробблинг» (от англ. неологизма scrobbling (вариант перевода – «скрести, соскребать») - это возможность передавать на сайт данные о музыке в компьютере пользователя, на основе которых программа может выстраивать индивидуальный плей-лист, т.е. создавать собственную радиостанцию.

В 2004 году в США с легкой руки одного из ви-джеев MTV появляется термин «подкастинг» (термин, образованный путем соединения двух других: iPod (название mp3-плеера фирмы «Apple») и broadcasting (англ. - вещание). В 2005 году американская компания «Infinity Broadcasting» запустила первую в мире волновую радиостанцию, в эфире которой транслировались исключительно подкасты .

К началу 2005 г. с улучшением пропускных способностей Интернет-провайдеров (ISP) и с появлением широкополосного вещания, почти все радиостанции обзавелись своими веб-передатчиками, интерактивными программами и играми, онлайновыми чартами и другими специфическими услугами, предназначенными исключительно для Интернет-аудитории.

В России первые Интернет-радиостанции стали появляться в середине 1990-х годов. До сих пор вопрос о том, кому же принадлежит пальма первенства, остается открытым. За право называться пионерами освоения пространства всемирной паутины вот уже много лет спорят три радиостанции: «Радио 101», «Серебряный дождь» и «Европа плюс». 


Екатерина Болотова

2. Эксперименты с неприкосновенным жанром


Помимо официальных веб-сайтов (созданных по заказу руко¬водства станции) возникают также неофициальные «странички», которые готовятся поклонниками радиостанции. Эти сайты зача¬стую наполнены более интересной информацией и фотографиями, как, например, неофициальный сайт радио «Максимум», который во многом любопытнее официального для определенного круга радио¬фанатов или поклонников той или иной «звезды» современного искусства. Или проект www.fmradio.ru, где собираются поклонники радиостанций московского FM-диапазона.

Эфирные вещатели, транслируя свои программы в сети, смогли расширить аудиторию за счет Интернет-пользователей. К 1998 году в Москве, например, почти не осталось коммерческих FM-радиостанций, равнодушных к этой новой форме распространения передач. Аудитория ра¬диостанции в Интернете и в эфире не совпадает, прежде всего, по географическим показателям.

Так, аудитория сайта «Русского радио», по данным рейтинга Rambler's Тор100, почти на 65% со¬стоит из жителей зарубежных стран , схожую картину демонстри¬рует большая часть сайтов россий¬ских радиостанций. Объясняется это просто: у «иностранцев» мень¬ше проблем со связью, и «тяжелые» аудиофайлы, даже оцифрованные, с высоким битрейтом, они «принима¬ют» гораздо проще, нежели россияне. Кроме того, у них попросту нет возможности послушать эту радио¬станцию в эфире и они вынуждены обращаться к онлайн-вещанию.

Итак, как это ни парадоксально, Интернет, в развитии и даже экспансии которого некоторые исследователи видят определенную угрозу будущему радиовещания, одновременно дает возможности для преодоления того, что считается недостатком аудиального СМИ. Речь идет о визуализации контента, в первую очередь, о публикации текстов программ, фотографий ведущих, рекламных баннеров и т.п.

Современный радиокорреспондент, отправляясь на задание, берет с собой - кроме диктофона и мобильного телефона - видеокамеру или фотоаппарат, чтобы не просто подготовить звуковой материал о событии, но и дополнить его фоторепортажем или видеосюжетом на сайте радиостанции.

Интернет также позволяет углубить, расширить и разнообразить такое изначально присущее радио качество как интерактивность, т.е. участие слушателей в формировании программы, их непосредственное влияние на содержание и структуру передач. Это касается не только разговорных, дискуссионных программ, которые, естественно, предполагают активное вмешательство аудитории.

В Англии экспериментируют даже с радиопостановками – жанром, который раньше считался в этом смысле «неприкосновенным».

Так, например, на Би-би-си существует проект, в котором события в радиопьесе могут идти по тому или иному сценарию в зависимости от предпочтений слушателей .

 3. Мультимедийность, конвергентность, интерактивность

Интернет становится зачастую и источником информации для радиостанций, причем речь идет не только о признанных информационных сайтах, но и о личных дневниках, блогах Интернет-пользователей. Сведения, которые предоставляют не журналисты, становятся особенно ценными тогда, когда профессионал не может по тем или иным причинам попасть в эпицентр происходящего.

Среди российских вещателей наиболее плодотворно и оперативно осваивает Интернет-пространство радиостанция «Эхо Москвы». В начале 2008 года была запущена обновленная, четвертая по счету, версия сайта www.echo.msk.ru, которая перевела способ контакта радиостанции и аудитории в плоскость максимальной интерактивности.

По разнообразию сервисов – публикация эфирного контента, on-line вещание, подкастинг, видеоблоги, звуковой и текстовый архивы с рассылкой RSS, видеоархив, разработка версий для мобильных телефонов и в варианте PDA, веб-трансляции, блоги журналистов и слушателей, голосования, конкурсы и т.д. – сайт «Эха» приближается к мультимедийным порталам, отвечающим современным стандартам мировой медиаиндустрии.

Ярким примером такого портала может служить сайт британской вещательной корпорации Би-би-си, которая в 2006 году изменила свою стратегию по отношению к Интернету и цифровым средствам вещания. В основе нового подхода лежат три принципа: кооперация с читателями, предоставление услуг по поиску информации, размещение аудиовизуальных файлов.

Работая в этих направлениях, Би-би-си трансформировала свои сайты таким образом, что пользователи получили возможность настраивать их под собственные нужды и размещать информацию, которую считают важной, например блоги и даже домашнее видео.

Пример Би-би-си подтверждает, что новейшие технологии коренным образом изменили взаимоотношения СМИ и аудитории. Об этом в апреле 2005 года говорил Руперт Мердок: читатели, зрители, слушатели «хотят контролировать свои собственные медиа, они не хотят, чтобы их контролировали» . Смену трендов в восприятии медиа отражают и исследования крупнейших социологических служб.

Так, аналитики TNS Gallup Media отмечают: если в 80-е гг. ХХ века аудитория использовала медиа, в 90-е – выбирала медиа, то в «нулевые» годы XXI века – она уже ими управляет.

Американские специалисты даже ввели термин «медиа-революция» применительно к современной ситуации, когда СМИ превращаются в коммуникационные каналы, функционирующие при активном и равноправном участии аудитории. Мультимедийность, конвергентность, интерактивность – основные характеристики новейшей журналистики.



Екатерина Болотова,
старш.науч. сотр. 
кафедры Телевидения и радиовещания 
факультета журналистики МГУ

Людмила Круглова,
старш.науч. сотр. 
кафедры Телевидения и радиовещания 
факультета журналистики МГУ


"Журналистика и медиарынок",

№ 11, 2009



.


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,