Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Мороженое со вкусом
морковного пирога


Страна эта сама по себе феномен. Вызывает множество противоречивых чувств одновременно. Ее можно ненавидеть, ругать, презирать, пугать «кузькиной матерью», но нельзя отрицать: всего две с половиной сотни лет потребовалось ей, чтобы стать независимой, слезть с лошади и, с вежливой наглостью потеснив мир, объявить себя сверхдержавой. Недавно мне вместе с коллегами из Москвы, Смоленска и Алтая случилось познакомиться с жизнью США, две недели прожить в обычной американской семье в городе Каламазу, штат Мичиган. И благодаря программе «Открытый мир» удалось пообщаться с заокеанскими коллегами.


ПРОБЛЕМЫ У АМЕРИКАНСКИХ СМИ как две капли воды похожи на наши.
То же наступление интернет-ресурсов на телевизионные и печатные издания. Та же тускнеющая грань между журналистикой и пиаром. Труд среднестатистического американского корреспондента считается низкооплачиваемым.

Резво внедряется универсальная профессия, когда журналист работает по принципу мультиварки: пишет, фотографирует, снимает видеоряд, ведет блог, постит в социальных сетях — одна кастрюля и сколько разных блюд… Но и различий в медиакухнях наших стран оказалось предостаточно. Разные мы. Многое с трудом укладывалось в логику, заточенную российскими реалиями.

Пообщались с руководителями местной ассоциации прессы, которая объединяет 300 печатных, электронных и мобильных газет штата Мичиган. Насколько я понял, это аналог нашего Союза журналистов. Так вот, датой основания американской организации официально считается 1866 год! Понятно, что времени вырасти и окрепнуть было предостаточно. Все это время члены ассоциации в числе прочего борются за свободу слова и ставят заслон на пути чиновничьего произвола — так они сами себя позиционируют.

ЖУРНАЛИСТЫ ОТПРАВИЛИ НА СКАМЬЮ ПОДСУДИМЫХ МЭРА Детройта за интимную переписку со своей сотрудницей с помощью пейджера, который оплачивался из бюджета. У нас бы сказали — мужик! А у них под суд…
Во время посещения капитолия штата Мичиган (аналог российского регионального законодательного собрания) увидели любопытную картину.

Прямо напротив входа стояла полотняная палатка, и улыбающиеся люди с увлечением накладывали всем желающим мороженое в небольшие стаканчики с неизменным американским «Хау а ю?». Оказалось, промоакцию проводила известная газета «Мирс». Примечательно, что издание распространяется только в электронном виде по подписке. Стоимость на год составляет более ста долларов. Переведя в рубли, я завистливо прослезился.

Далее состоялось знакомство с печатным изданием города Каламазу «Каламазу газетт», которое печатается четыре раза в неделю. До кризиса выпускалось шесть раз, но пришлось поджаться. Недавно редакция переехала в новый офис, больше напоминающий аквариум. Большое, чистое и светлое помещение, без каких-либо перегородок и кабинетов, центр города, первый этаж. Читателей с корреспондентами разделяют лишь огромные, во все стены, прозрачные стеклопакеты. Никаких закрепленных рабочих мест у журналистов нет, тумбочек-шкафчиков для личных вещей тоже. Ни косметичку, ни чебурек спрятать некуда. Пришел корреспондент с задания, огляделся, нашел свободный столик, достал из рюкзака свой планшет или ноутбук и сел творить.

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ АМЕРИКАНЦЕВ — они на работе все время работают!
Очень интересной оказалась и организация процесса работы «Каламазу газетт». Журналист узнает о событии, быстро сообщает об этом на интернет-сайте и выезжает на место. Пишет продолжение, делает снимки, видео и сразу же выкладывает в Сеть. После связывается с очевидцами, берет комментарии у экспертов — снова пост на сайт. Так в режиме реального времени читатель получает подробности происшествия. По возвращении в редакцию автор работает уже над полноценным материалом для печатной газеты. Конкуренция в действии.

Я спросил, кто правит орфографические ошибки и стилистику в сообщениях корреспондентов, перед тем как они попадают на сайт. Замредактора долго пыталась понять, затем удивленно вскинула брови: «У нас работают дипломированные журналисты! Разве они могут писать с ошибками?!»
И это в провинциальном городе с населением чуть более 70 тысяч человек. На родине рассказал про этакое чудо знакомому корректору. Тяжело вздохнув, она попросила нашатырь.

ДАЛЕЕ В СПИСКЕ УДИВИТЕЛЬНЫХ СМИ утвердилась Народная вещательная компания, охватывающая шесть муниципальных образований. Она взорвала профессиональную гордость тем, что корреспондентами там являются… обычные граждане. В прямом смысле любой желающий может запросто прийти в редакцию и заявить, что хочет снять сюжет, например, про своего ручного таракана. Ну или на худой конец про мировой финансовый кризис. Этого гражданина кратко вводят в курс дела, объясняют, как пользоваться камерой, микрофоном, учат писать текст, вручают рюкзачок с видеоаппаратурой — и вперед! Свежеиспеченный народный корреспондент идет создавать шедевр.

Как нас заверили, воспользоваться этой возможностью может хоть сенатор, хоть бездомный, значения не имеет. Из таких сюжетов и плетется эфирная сетка. В творческий процесс автора никто не вмешивается, роль редакции сводится лишь к технической поддержке и обучению. Сложно судить, какой винегрет из всего этого получается, но вещание ведется круглосуточно на пяти кабельных каналах: на трех работают общественные корреспонденты, один освещает работу власти и последний — образовательный.

Всего в Америке 300 (!) подобных вещательных компаний. Закон от 1937 года дает возможность выборным органам создавать общественные средства массовой информации и финансировать их. Реклама на таких телеканалах запрещена, поскольку законодатели изначально были против конкуренции общественных СМИ с частными изданиями, задачи у них разные.

ЕЩЕ ОДНО УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ мы увидели в городе Грэнд Рэпидс. При местном университете также существует общественное телевидение. Штат сотрудников составляет 40 человек, еще 40 внештатных сотрудников — студенты университета. Бюджет — 5,5 миллиона долларов. Лишь 15 процентов составляют федеральные субсидии. 11 процентов приносят местные коммерческие компании в качестве пожертвований (реклама также запрещена), 9 процентов — деньги университета. Уникальность в том, что львиная доля бюджета, а именно 65 процентов, — это пожертвования частных лиц, простых телезрителей! Восемь раз в год проходят кампании по сбору средств: в прямом эфире операторы отвечают на звонки телезрителей, просят помочь любимому телевидению, и мошна канала чудесным образом наполняется американскими деньгами.

…Ехали как-то на автомобиле со своей американской принимающей семьей, Эдом и Джуди Хут. Джуди жаловалась на вредоносных американских белок, которые житья не дают мирным американским птицам. Мало того, эти зверюги недавно перегрызли электрический кабель и обесточили пригород Каламазу. Если быть точным, то без электричества остались 2094 человека. Обсудив это, наши американские друзья сговорились охладиться и угостить нас лучшим мороженым в городе. Припарковались возле магазинчика, примыкающего к небольшому молокозаводу. В прейскуранте — десятки различных видов. Вдруг вижу: «Мороженое со вкусом морковного пирога...» Разные мы все-таки, Россия и Америка. И вкусы тоже разные. Я взял клубничное.


Александр ДОНЦОВ,
главный редактор АНО «Редакция «Авангард»,
г. Катав-Ивановск, Челябинская область


"Журналистика и медиарынок", № 10, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.