Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Тюменское НОУ-ХАУ

В Екатеринбурге на Уральской практической конференции для региональных СМИ «Бизнес & Интернет & Медиа. Новые возможности для издателей» газета «Тюменская область сегодня» представила первую в регионе версию газеты для планшетного компьютера

Если люди не хотят читать бумажную газету, пусть читают ее хотя бы на iPad. Газета «Тюменская область сегодня» выпустила первую в регионе версию издания для iPad.


Из килограммов в мегабайты, или как мы создали свою версию газеты для iPad

«Нет таких твердынь, которые не взял бы наш человек» — мы пошли вслед за коллегами из зарубежья. Если люди не хотят читать бумажную газету, пусть читают ее хотя бы
на iPad. Газета «Тюменская область сегодня» выпустила первую в регионе версию издания для iPad

БИО
Сергей Исаев,
начальник отдела АСУ АНО «Тюменская область сегодня».
Уважаемые коллеги, задать вопрос, поделиться опытом или советом вы можете по электронной почте Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

ПОСКОЛЬКУ мы были первыми, то спросить оказалось не у кого и пришлось изучать возможности самостоятельно.
Известные фирмы, в частности Adobe, предлагают решения, дорогие не только при покупке, но и в работе. Как правило, постоянно требуется Интернет, дополнительное программное обеспечение и серверы. Такую базу могут себе позволить крупные издания с большими бюджетами, но для региональной газеты это слишком дорого.
Помимо цены встает вопрос времени и квалификации. iPad-версия ежедневной газеты должна выходить ежедневно, поэтому ее создание не может занимать много времени. Кроме того, слишком накладно держать сотрудника, который будет заниматься только электронной версией, да и специалистов по платформе iPad в Тюменской области мало. Опасно, когда работоспособность системы зависит от квалификации конкретного работника. Значит, нужен способ, позволяющий выпускать версию газеты для iPad на основании простой инструкции человеку не имеющему специального образования.

ВСЕ ЭТИ ТРЕБОВАНИЯ привели нас к решению самостоятельно разработать технологию загрузки материалов на iPad.
Изучив готовые приложения других изданий, мы сформулировали список требований, включающий: оглавление, изменение размера шрифта, определение поворота экрана, возможность увеличения фотографии, закладки, поиск по тексту, возможность внедрения мультимедиа и другие. К счастью, все эти возможности, а также некоторые другие мы обнаружили в стандартном iPad-приложении iBooks.
Вопрос реализации iPad-версии перешел из фантастической фазы в техническую. Достаточно сформировать электронную книгу в формате ePub — и ее можно смотреть на iPad. Косвенным преимуществом является то, что этот формат открывается не только на iPad и iPhone, но практически на любом планшетном компьютере или электронной книге.
Чтобы не усложнять процесс получения электронной газеты, было решено сделать его при участии наименьшего количества сотрудников. Оказалось, что состав можно свести до одного-единственного человека — редактора сайтов, который, получая газетные полосы в формате InDesign, создает из них версию газеты для iPad.
Журналисты, как обычно, пишут материалы, корректоры их вычитывают, а верстальщики располагают на полосе. Ключевой момент заключается в принятых редакционных стандартах, согласно которым каждому типу элементов («заголовок», «автор», «лид», «основной текст») присваивается свой стиль, а фотографии, справки, цитаты оформляются строго определенным образом.

СОТРУДНИКИ ОТДЕЛА АСУ разработали JavaScript, который выполняет основную работу. На основании стандарта оформления номера производится машинный анализ. Полоса разбивается на компоненты, формируется структура данных в формате XML, данные проверяются, на этом же этапе добавляются мультимедийные данные, затем осуществляется экспорт для iPad.
Эти же XML-данные отправляются на редакционный сайт — таким образом, внедрение электронной версии для платформы iPad не только не увеличило нагрузку сотрудников редакции, но, наоборот, благодаря автоматизации обработки полос уменьшило объем работы редактора сайта.
Таким образом получилось создать технологию, на создание и внедрение которой не пришлось тратить ни копейки. При этом не менялся технологический процесс, не создавалась дополнительная нагрузка на сотрудников.
Важно, что ежедневное формирование номера газеты для iPad не зависит от конкретного специалиста.
Над оформлением газеты долго работать не пришлось: интерфейс книжной полки iPad с обложками газет выглядит достаточно привлекательно и позволяет легко найти нужный номер. Всего в базовую модель iPad умещается около 8000 номеров, что соответствует подшивке нашей газеты почти за 32 года.


Александр Скорбенко, главный редактор газеты «Тюменская область сегодня»:
— Создание электронной версии издания для iPad, Android и других мобильных платформ — это необходимость, продиктованная временем. Здесь мы видим массу возможностей: это и расширение аудитории, удобный способ подачи информации, и возможность передачи медиаконтента и, что немаловажно, новую рекламную площадку. Я общался с коллегами, интересуясь их опытом реализации приложений для iPad и стоимостью проекта. Мне называли суммы, которые бюджету редакции просто не осилить. К счастью, нам удалось найти решение, которое не ударило по карману организации на этапе разработки, и не требующее дополнительного финансирования в процессе эксплуатации. Собственно, нам удалось сэкономить средства учредителя и достойно ответить на запрос читателей и времени.


ОТКРЫВ НОМЕР ГАЗЕТЫ в iPad, в первую очередь пользователь видит интерактивное оглавление, и достаточно одного касания пальцем, чтобы перейти к заинтересовавшей публикации. В оформлении материалов, кроме фотографий, также используются и сайдбары со справками, цитатами, инфографикой, опросами. Также в качестве иллюстрации возможны вставки мультимедийного контента.
Однако iPad открывает новые возможности не только для редакции и читателей, но и рекламодателей. Помимо традиционных для печатных изданий рекламных модулей и «джинсы», iPad предлагает и новые виды рекламы: видеоэкскурсия, мастер-класс, видеообращение, видеокурс и т.д. Если раньше было достаточно заявить о себе, то теперь нужно произвести хорошее впечатление и запомниться на фоне тысяч других аналогичных предложений.
Откупать время на телевидении для того, чтобы специалист магазина строительных материалов рассказал, как правильно укладывать черепицу, слишком дорого. Этот же видеоролик в iPad будет стоить несоизмеримо меньше. Кроме того, у читателя будет возможность вернуться к видеоматериалу позже.
Хорошо и то, что iPad сокращает время и количество промежуточных действий между рекламой и заказом. Если для рекламы по радио или телевидению нужно записать название фирмы или адрес интернет-сайта, потом правильно вбить в поисковик или адресную строку, то в iPad нужно только нажать на рекламный модуль, и страница заказа или сайт компании откроется сама всего через несколько секунд.
Сейчас сложно оценить перспективы этой рекламной площадки, но важно держаться в русле событий и развиваться согласно тенденциям развития современного общества, которое является как нашими читателями, так и рекламодателями.

ГАЗЕТЫ РАЗНОФОРМАТНЫ, книги разноформатны, но на планшетном компьютере они обретают один формат. Одно устройство позволяет смотреть фильмы, слушать музыку, читать книги, работать с почтой, просматривать интернет-сайты, читать газеты. Получать газету можно, оформив подписку по электронной почте прямо на устройство или самостоятельно загружать номера газеты с официального сайта или книжной социальной сети Bookmate.
Планшетный компьютер становится виртуальным домом, и, чтобы сохранить доверие аудитории, нужно войти в этот дом. Войти первым проще, поскольку последующим приходится конкурировать с уже имеющимися.
iPad продлевает жизнь газете. Подшивки или архивы газет требуют много места, бумага ветшает, пользоваться газетными подшивками неудобно. В газету можно завернуть рыбу, все это сокращает срок жизни газеты до следующего выпуска. Делать вырезки теперь не модно. Сложно искать по каталогу газет или даже вырезок. Электронное пространство увеличивает срок жизни газеты. В одном устройстве может храниться до 8000 тысяч номеров, это подшивка за 32 года (при условии 250 выходов газеты в год).
Спустя десять лет газета может вызвать больший интерес, чем сегодня. Что происходит сейчас, знают все — этому способствует вездесущее радио и навязчивое телевидение. Но только пресса сохраняет происходящее в истории. Что происходило 10 лет назад, с уверенностью могут сказать немногие. Какие были цены на нефть? Какой был урожай?

С каждым прожитым днем газета теряет свою ценность, с каждым пройденным годом — увеличивает.
Сейчас iPad и другие планшетные компьютеры скорее считаются диковинкой, но что будет через
5—10 лет? В 2000 году сотовый телефон был доступен лишь избранным — и что мы видим сегодня?
Возможно, будущее прессы в планшетных компьютерах, электронных книжках или телефонах. Возможно, в чем-то ином. Но в любом случае, какое бы будущее нас ни ждало, к нему просто нужно быть готовым.


Сергей Исаев, начальник отдела АСУ АНО «Тюменская область сегодня»

"Журналистика и медиарынок", № 09, 2011


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,