Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 22
ПлохоОтлично 

ПЛАСТИКА ПОЛОСЫ

Графическая модель разрабатывается на основе содержательной - так прописано во всех учебниках журналистского мастерства. Мы пошли от обратного - сначала поменяли внешний вид. Женщины меня поймут. Ведь достаточно вечером сходить к парикмахеру и утром, глядя на себя в зеркало, понять, что жить хочется по-новому













Вытягивали за уши

Первым нововведением стала инфографика. Отправной точкой был большой, утомительный, но очень важный для читателей материал о пособии по безработице. Он мог остаться незамеченным и непрочитанным. А даже если кто-то и прочитает, то вряд ли разберется в обилии цифр и процентов.

Помочь могла только схема, из которой сразу станет понятно, какие суммы из чего складываются, а сама схема должна была остановить на себе взгляд читателя.

В ход пошли подручные материалы - мелочь из двух кошельков, белый лист бумаги и фотоаппарат. В базе клипарта позаимствовали котелок с монетами и секундомер.

Всего 20 минут и наглядное пособие готово. И ведь действительно наглядное - число обращений в центр занятости после выхода газеты увеличилось.

В следующий раз резали фотографию частного дома, чтобы показать, сколько процентов и из какого фонда идет на его строительство. И в первом, и во втором случае проценты лежали на поверхности.

А вот из статьи о хлебопекарном производстве цифры приходилось буквально вытягивать из уже готового журналистского текста. И именно получившаяся инфографика добавила той остроты, которой не хватало в публикации.

За основу взяли общий вес испеченного за прошедший год хлеба (внушительную с виду цифру). Сначала посчитали, сколько булок хлеба на одного человека выпекают наши производители. Разделили общий вес на количество жителей района, затем на вес одной булки.

Следующим делением узнали, сколько граммов хлеба за день выпекается в районе на одного человека. Третья цифра - средняя дневная потребность в хлебе на одного человека. Оказалось, что выпекают местные хлебопекарни ровно вдвое меньше необходимого объема.

Цифры есть, а как их показать? Купили в магазине буханку хлеба, сфотографировали. Разрезали ее на кусочки, разложили стопочками и опять сфотографировали. На деле все оказалось просто. Результат оценили не только читатели, но и сами журналисты.

Теперь уже не приходится искать интересные цифры в тексте. Корреспонденты думают над ними уже в процессе подготовки материала. Даже набросок рисуют.

Что мы фотографировали:

  • Банные веники
  • Детские кубики
  • Газовую конфорку
  • Бенгальский огонь
  • Кран с водой
  • Зерно гречки
  • Анальгин
  • Батон
  • Масло
  • Лопату
  • Принтер
  • Счётчики
  • Деньги
  • Телефон
  • Хлеб
  • Цветы
  • Духи
  • Золото
  • Книги
  • Ключи

Надо резать, надо клеить

Коллажи. Раньше мы ими грешили. Описать такой коллаж сложно, но посмотришь на него и запутаешься - о чем тут, что хотели этим сказать? Коллаж ради коллажа. А должен быть ради смысла. Сейчас мы используем коллажи (фотомонтажи) двух видов: лирические и сатирические.

Там где есть проблема, будет сатира. Главное - не ограничивать собственную фантазию, даже если она нарисовала перед глазами самую невыполнимую картину.

В наше время нет ни одного предмета, который невозможно сфотографировать - в редакции, дома, на улице. В крайнем случае, есть Интернет. И есть фотошоп, в котором возможно осуществить все мыслимое и немыслимое.

Если на первом месте в публикации чувство и настроение, то и коллаж будет такой же - лирический. Как правило, такими монтажами мы иллюстрируем материалы о праздниках и соревнованиях. В этот раз главное - вовремя себя остановить.

Год назад мы определили для себя такую схему: традиционный фоторепортаж + один выразительный элемент. Именно этот один единственный элемент задает настроение. Например, счастливый мальчик со связкой шаров в руке; девочка, рисующая мелом на асфальте; улетающий в небо вымпел.

Иногда приходится передавать эмоции другого плана - тяжелые, трагичные. Например, коллажами мы сопровождали цикл публикаций Марины Глухих, посвященный наркомании. Это были рассказы о судьбе людей, но ведь самих людей в кадр не возьмешь. Остаются символы, их контраст.

Несчастная девушка вспоминает о трех тюльпанах - последнем подарке мужа-наркомана, значит, на первом плане будут тюльпаны, а уже за ними весь ужас наркомании. Открывает читатель такую страницу и видит тюльпаны, читает текст, а там снова тюльпаны.

И глаза сами на доли секунды вернутся к цветам на фотографии, и чувства девушки зазвучат еще сильнее, и в память врежутся, и думать заставят.

Не ищем. Фотографируем

Самое простое - найти картинку в Интернете. Раньше я тоже так заблуждалась.

Самое простое - взять в руки фотоаппарат. Первый раз я убедилась в этом, когда почти полчала потратила на поиски нормальной фотографии с изображением денег. Взгляд с монитора перешел на сумку,.. а там кошелек, а в нем деньги. В соседнем кабинете фотоаппарат. Через 5 минут журналисты читали уже готовую полосу.

Вслед за купюрами фотографировали монеты. После этого начался азарт. Нужна прорубь - закопали в сугроб ведро с водой. В районе появились фальшивые деньги - распечатали их на принтере и на этом же принтере сфотографировали. Надо показать стройку - делаем домики из детских кубиков.

Интернет стал всего лишь запасным вариантом.

Просто думать стали по-другому: "Если кто-то смог сфотографировать, значит, это возможно, значит, и я смогу". Есть в собственной фотографии и еще один приятный бонус - большое количество пикселей, что в Интернете редкость.

Самой памятной была инфографика о валоризации - целая постановка на кухонном столе. Нарезанный батон, разложенный на блюдце, масленка с куском масла, нож. Первый спор возник еще тогда, когда я взяла на нож масло: замазывать кусочек батона целиком или положить совсем немного масла.

Следующий спор начался уже в редакции, решали какую часть сервировки, как назвать: где она, страховая часть пенсии? В итоге сделали несколько вариантов и отнесли на согласование в пенсионный отдел.

Забавный случай был с постановкой снимка для материала о телефонных мошенниках. В записной книге мобильного телефона номер журналистки Юлии Степаненко, автора публикации, я переименовала на "Телефонный мошенник".

Она набрала мой номер, на дисплее высветилась надпись "Телефонный мошенник - принять вызов, отклонить". Фотография получилась хорошая. Вот только запись я так и не переименовала. Через пару дней вечером племянник приносит телефон и с удивлением в голосе произносит: "Тебе тут+ мошенник звонит!".

Тамара Щедренко, ответственный секретарь газеты "Наши новости", Новосибирская область,

БИО

Тамара Щедренко начинала юнкором газеты "Наши новости", работала в типографии, рекламном агентстве. Год назад решилась поступить на отделение журналистики. Это ее третье образование

Журналистика и медиарынок, № 12, 2010


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.